Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2005 год"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение задач, установленных законодательством, по финансовому обеспечению медицинской помощи, оказываемой гражданам за счет средств обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 165-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" осуществлял в 2005 году выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования путем направления территориальным фондам финансовых средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также финансирование в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
Федеральным законом утверждены годовые плановые показатели бюджета Фонда:
по доходам - 88991,7 млн. рублей, из них доходы Фонда - 35200,0 млн. рублей, субвенции из субсидии из федерального бюджета - 53791, млн. рублей;
по расходам - 88991,7 млн. рублей.
За 2005 год исполнение основных показателей бюджета Фонда составило:
по доходам - 83003,3 млн. рублей, или 934% к утвержденному бюджету, из них доходы Фонда - 31711,6 млн. рублей или 90,1% к утвержденному бюджету, субвенции и субсидия из федерального бюджета - 51291,7 млн. рублей, или 95,4% к утвержденному бюджету;
по расходам - 71506,5 млн. рублей, или 80,4% к утвержденному бюджету;
источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда за 2005 год составили:
увеличение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда 11496,7 млн. рублей;
курсовая разница 0,2 тыс. рублей (отражена в составе прочих источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в связи с тем, что приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н в приложения 1 не предусмотрен ход бюджетной классификации для отражения курсовой разницы Фонда).
Доходы Фонда за 2005 год, включая прочие неналоговые поступления и штрафные санкции, составили 31711,6 млн. рублей, что меньше утвержденных годовых назначений на 3488,4 млн. рублей.
Основной причиной невыполнения плановых показателей по доходам Фонда явилось недопоступление единого социального налога на сумму 3372,7 млн. рублей, что обусловлено уменьшением сложившегося фонда оплаты труда, с которого уплачивается этот налог, по сравнению с показателем, использованным при планировании, а также ростом количества налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы.
Наибольший удельный вес (99,94%) в общей сумме собственных доходов Фонда составили налоговые доходы, из них: единый социальный налог, уплачиваемый предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами 31207,3 млн. рублей (98,4% в общей сумме доходов Фонда), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 231,3 млн. рублей (0,7%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 212,7 млн. рублей (0,6%), единый сельскохозяйственный налог 1,6 млн. рублей (0,04%) и недоимка, пени и штрафы по взносам 54,9 млн. рублей (0,2%).
Прочие поступления в Фонд составили 3,6 млн. рублей (0,06% к доходам), из них возврат неиспользованных средств - 0,3 млн. рублей, возврат средств, использованных территориальными фондами обязательного медицинского страхования не по целевому назначению - 3,3 млн. рублей, штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах, перечисленные Фонду, - 0,9 млн. рублей.
Субвенции и субсидии, перечисляемые из федерального бюджета поступили в Фонд в размере 51291,7 млн. рублей, из них субвенции на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами - 48291,7 млн. рублей, или 95,1% к плану, субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) - 3000,0 млн. рублей, или 100% к плану.
Субвенции на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами перечислены Фонду в меньшем объеме, в связи с передачей в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами из бюджета Фонда в сумме 2500,0 млн. рублей в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату расходов на санаторно-курортное лечение и проезда отдельных категорий граждан.
Расходование средств Фонда осуществлялось в соответствии с целями, установленными Федеральным законом.
Общая сумма расходов Фонда в 2005 году составила 71506,5 млн. рублей.
На выполнение основной функции Фонда - выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - направлено 34015,6 млн. рублей, в том числе:
дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 26515,6 млн. рублей (96% годового объема); распределение дотаций по субъектам Российской Федерации представлено в приложении 4 к законопроекту;
субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Фонда в размере 1750,0 млн. рублей (58,3% годового объема).
Выделение субсидий иа обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Фонда осуществлялось в соответствия с Положением о порядке направления субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Фонда, утвержденным решением правления Фонда от 25 декабря 2004 г., при соблюдении условий выделения субсидий, предусмотренных указанным Положением и с учетом фактического исполнения бюджета Фонда по доходам;
субвенции из средств нормированного страхового запаса Фонда на финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере 2750,0 млн. рублей (67,3% годового объема) направлены 82 территориальным фондам обязательного медицинского страхования на обеспечение стабильности оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам по программам обязательного медицинского страхования.
Оказание финансовой помощи осуществлялось в соответствия с Положением о порядке направления средств нормированного страхового запаса Фонда на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования, утвержденным решением правления Фонда от 2 июня 2005 г., при условии соблюдения критериев, предусмотренных указанным Положением и с учетом фактического исполнения бюджета Фонда по доходам;
субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств федерального бюджета в размере 3000,0 млн. рублей (100,0% годового объема), распределение субсидий по субъектам Российской Федерации представлено в приложении 4 к законопроекту.
В общей структуре расходов Фонда вышеуказанные направления средств составили 47,5%.
На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами в 2005 году направлено 370044 млн. рублей, или 72,9% от суммы, утвержденной Федеральным законом.
Средства на указанные цели выделялись территориальным фондам обязательного медицинского страхования в течение года в порядке, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 и утвержденными во исполнение указанного постановления приказами Фонда N 87 от 31 декабря 2004 г. и N 93 от 31 декабря 2004 г. исходя из общего объема субвенций Фонда, предусмотренных в его бюджете на очередной финансовый год на обеспечение граждан лекарственными средствами, за исключением средств страхового резерва исходя из численности граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации и имеющих право на социальные услуги.
Недостаток средств на обеспечение граждан лекарственными средствами, выделенных территориальным фондам в виде субвенций, компенсировался Фондом за счет средств страхового резерва, размер которого в соответствии с приказом Фонда от 31 декабря 2004 г. N 93 ежеквартально утверждался решением правления Фонда.
Во исполнение статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" на реализацию мер по охране материнства и детства (на приобретение лекарственных средств детям с онкогематологическими заболеваниями) выделено 340,0 млн. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Фондом во исполнение устава (компьютеризация системы, мероприятия по подготовке специалистов для системы, научные исследования в области обязательного медицинского страхования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическая деятельность) в 2005 году израсходовано 64,0 млн. рублей (0,2% в общей сумме расходов Фонда без учета средств федерального бюджета).
Одним из основных направлений деятельности Фонда в 2005 году оставалось развитие единого информационного пространства системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования. На эти цели в 2005 году израсходовано 46,0 млн. рублей (0,15 % в общей сумме расходов без учета средств федерального бюджета).
На подготовку и переподготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования направлено 7,5 млн. рублей, или 0,02% в общей сумме расходов Фонда без учета средств федерального бюджета, в том числе на подготовку и переподготовку специалистов - 3,1 млн. рублей, стажировку специалистов в зарубежных образовательных учреждениях - 4,4 млн. рублей.
Общее количество специалистов системы, прошедших обучение, составило 835 человек.
Расходы на проведение научных исследований в области обязательного медицинского страхования в 2005 году составили 4,0 млн. рублей, или 0,01% к расходам. В 2005 году завершено 27 научно-исследовательских работ, из которых 8 тем являлись переходящими с 2004 года.
В 2005 году Фонд осуществлял международную деятельность. Всего на указанные цели направлено 0,5 млн. рублей.
На информационно-публицистическую деятельность израсходовано 6,0 млн. рублей, или 0,02% к расходам.
Расходы на содержание Фонда составили 82,5 млн. рублей или 03% в общей сумме расходов.
Остаток средств Фонда на конец 2005 года составил 11569,5 млн. рублей (с учетом отрицательной курсовой разницы 0,2 тыс. рублей, сложившейся при покупке иностранной валюты при осуществлении договорных обязательств), из них средства на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами - 11287,2 млн. рублей, которые в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и статьей 75 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" использованы в первом квартале 2006 года:
на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2005 году в сумме 6803,6 млн. рублей;
на текущее финансирование расходов на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в 2006 году в сумме 4483,6 млн. рублей.
Кроме того, остаток средств на конец года увеличился на сумму налоговых доходов, зачисленных на счет Фонда 30 декабря 2005 года в размере 128,1 млн. рублей и в течение первых пяти рабочих дней 2006 года, в размере 154.2 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению пли принятию в связи с принятием проекта федерального закона
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2005 год" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.