Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 14 сентября 2006 г.
по проекту федерального закона N 335240-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 335240-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет по труду и социальной политике отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2007 год сформирован в соответствии с положениями действующего налогового, бюджетного законодательства, а также проектом федерального бюджета на 2007 год и проектом бюджетной классификации Российской Федерации. Учтены изменения в связи с внесенными Правительством Российской Федерации законопроектами: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", и "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Предлагается утвердить бюджет Фонда на 2007 год по доходам, без учета входного остатка, в сумме 251,7 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование - 169,3 млрд. рублей, (увеличение по сравнению с 2006 годом на 22,6%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 44,7 млрд. рублей.
По расходам - в сумме -278,9 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование - 198,1# млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 43,1 млрд. рублей.
Дефицит бюджета по обязательному социальному страхованию составит 28,8 млрд. рублей (с увеличением к уровню 2006 года в 8,4 раза).
Дефицит Фонда по обязательному социальному страхованию предполагается покрыть за счет остатков средств Фонда.
Доходная часть бюджета Фонда в 2007 году формируется за счет:
единого социального налога в сумме 160,8 млрд. рублей, что составляет 120,8% к утвержденному уровню 2006 года (включая погашение задолженности в сумме 1,94 млрд. рублей или 40% от имеющейся задолженности по данным ФСН на 01.08.2006);
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 3,6 млрд. рублей (166,6% к уровню 2006 года), из них минимальный налог - 1,2 млрд. рублей;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 3,4 млрд. рублей или 197,5% к уровню 2006 года;
единого сельскохозяйственного налога - 0,07 млрд. рублей или 106% к уровню 2006 года;
недоимок, пеней и штрафов по взносам в Фонд в сумме 0,5 млрд. рублей (или 13% имеющейся задолженности по указанным платежам по данным ФСН на 01.08.2006);
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 43,4 млрд. рублей, (включая задолженность в сумме 0,86 млрд. рублей) или 122,2% по сравнению с утвержденными показателями 2006 года;
поступления от капитализированных платежей предприятий в сумме - 1,3 млрд. рублей (на уровне 2006 года);
передаваемых Фонду средств других бюджетов в сумме 37,7 млрд. рублей, из них средств федерального бюджета - 20,2 млрд. рублей и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,5 млрд. рублей;
Средства федерального бюджета распределяются на:
выплату пособий сверх установленных норм гражданам, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерного выброса в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - 30,5 млн. рублей;
на обеспечение отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий - 6,4 млрд. рублей, включая административные расходы, что на 1,4 млрд. рублей больше, чем в 2006 году;
на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию и на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий - 13,8 млрд. рублей.
В законопроекте не определена сумма передаваемых Фонду средств федерального бюджета на финансирование реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. Объем ассигнований на эти цели в бюджете Фонда предполагается определить при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования распределяются на оплату:
медицинской помощи женщинам в период беременности и родов - 14,5 млрд. рублей;
дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - до 3,0 млрд. рублей.
Прочих неналоговых поступлений в сумме 0,7 млрд. рублей (153% от уровня прошлого года) и других поступлений.
В связи с отсутствием данных оценить потери Фонда по доходам от ЕСН с учетом того, что уплата ЕСН в Фонд для резидентов технико-внедренческих особых зон не предусматривается, а для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предоставлены значительные льготы не представляется возможным.
Среднегодовой коэффициент сбора единого социального налога предусматривается в размере 0,98.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2007 году рассчитаны, исходя из фонда оплаты труда 7289 млрд. рублей, скорректированного на 3,57% (за счет фонда оплаты труда, на который страховые взносы не начисляются), расчетного среднеотраслевого страхового тарифа 0,63% и коэффициента сбора 98% (на уровне 2006 года).
В 2007 году предусматривается значительное увеличение поступлений от налогоплательщиков, переходящих на упрощенные системы налогообложения.
Увеличивается доля средств, передаваемых из других бюджетов, в доходах Фонда: в 2005 году - 5%, в 2006 году - 15%, в 2007 году - около 20%. Соответственно расширяются и делегируемые Фонду полномочия.
Расходы Фонда в 2007 году предполагаются в сумме 278,9 млрд. рублей или 131,0% к ассигнованиям, утвержденным в бюджете Фонда на 2006 год и будут направлены:
на выплату пособий по социальному страхованию - 173,1 млрд. рублей или 143,7% к бюджету Фонда на 2006 год, а именно:
на выплаты пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию - 97,2 млрд. рублей., или 119% к утвержденным расходам на 2006 год;
на выплаты пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -1,6 млрд. рублей, или 97% к утвержденным расходам на 2006 год;
по беременности и родам - 23,8 млрд. рублей, или 150% к утвержденным расходам на 2006 год;
единовременные пособия при рождении ребенка - 13,1 млрд. рублей (115%)
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 36,5 млрд. рублей (с ростом в 4,2 раза) к утвержденным расходам на 2006 год;
на выплаты других социальных пособий и компенсаций 834,8 млн. рублей, в том числе на социальное пособие на погребение -139,2 млн. рублей.
На обеспечение ежемесячных и единовременных выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональных заболеваний, а также на медицинскую реабилитацию пострадавших - 36,4 млрд. рублей (115,6% к уровню 2006 года).
На оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников - 3,7 млрд. рублей, или 111,4% к уровню 2006 года. Ассигнования предусмотрены для застрахованных граждан на оплату полной стоимости путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
На оздоровление детей работающих родителей - 15,0 млрд. рублей, что составляет 111,4% к уровню 2006 года. В то же время количество путевок выделяется на 8,7% меньше, чем в прошлом году. Расходы запланированы с учетом полной или частичной оплаты путевок в детские санаторные учреждения продолжительностью пребывания 21-24 дня и в загородные стационарные детские лагеря не более, чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул. Предусматривается увеличение средней стоимости одного дня пребывания ребенка в санатории до 500 рублей (в 2006 году - 450 рублей). При этом максимальный размер направляемых средств в районах и местностях, в которых были установлены районные коэффициенты, определяется с применением последних. Вместе с тем в законопроекте не предусматривается норма которая позволяет Фонду в случае получения дополнительных доходов и экономии средств на выплату пособий направлять их на дополнительное финансирование оздоровления детей в целях сохранения количества ежегодно оздоравливаемых детей.
За счет средств федерального бюджета предполагается выплата:
пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию в размере 12,9 млрд. рублей и пострадавшим от воздействия радиации - 0,9 млрд. рублей (начиная с 2007 года);
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в сумме 6,4 млрд. рублей (128% к уровню прошлого года);
обеспечение мер социальной поддержки, пострадавшим от воздействия радиации - 0,03 млрд. рублей.
За счет передаваемых от Федерального фонда обязательного медицинского страхования средств в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" на оплату стоимости родового сертификата, в части оплаты медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (с учетом увеличения с 2000 до 3000 рублей), в период родов (с учетом увеличения с 5000 до 6000 рублей) и диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года (1000 рублей) предусматривается 14,5 млрд. рублей и на оплату дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС - до 3,0 млрд. рублей.
Следует отметить, что при планировании расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам предусмотрен максимальный размер пособия 15000 рублей. Этот размер оставлен на уровне 2006 года без индексации на уровень инфляции и без предложения механизма увеличения максимального размера выплат по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Также без индексации, на уровне 2006 года, предлагается оставить и максимальный размер единовременных выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием - в сумме 46,9 тыс. рублей.
Максимальный размер ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен в размере 36,0 тыс. рублей.
С учетом того, что с единственного государственного пособия, а именно с пособия по временной нетрудоспособности в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации взимается налог на доходы с физических лиц, вопрос об увеличении максимального размера выплат по временной нетрудоспособности требует дополнительного рассмотрения при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены из расчета 8000 рублей.
В 2007 году расходы Фонда за счет средств обязательного социального страхования на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 36,5 млрд. рублей предусмотрены для выплаты указанного пособия как застрахованным гражданам, так и студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в связи с ликвидацией организации.
Для застрахованных граждан размер пособия повышается с 700 рублей в 2006 году до размера равного 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей.
По мнению Комитета расходы по неработающим гражданам должны осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с бюджетной классификацией по виду расходов "Аппарат органов управления государственных внебюджетных фондов" предусматривается ряд расходов, связанных с осуществлением обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Расходы на функционирование органов Фонда составили 10,9 млрд. рублей или 109,3% к уровню 2006 года, включая приобретение основных средств, строительство объектов общегражданского назначения или 4,2% от всех расходов Фонда.
Предусмотрены средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, передаваемые Министерству здравоохранения и социального развития России, для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных в сумме 0,5 млрд. рублей, рублей#.
В 2007 году за Фондом сохраняется функция по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на 2007 год в сумме 6,4 млрд. рублей, включая административные расходы в сумме 0,4 млрд. рублей. В связи с расширением перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, утвержденного Правительством РФ Комитет считает целесообразным запросить у Фонда расчеты потребности средств на указанные цели на 2007 год.
В соответствии со статьей 5 законопроекта установлено, что в 2007 году Фонд осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга не более 42 дней в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет федерального бюджета.
Сумма средств передаваемых Фонду на эти цели в законопроекте не определена.
По мнению Комитета, при подготовке законопроекта ко второму чтению средства на указанные расходы должны быть определены в доходах и расходах Фонда.
Статьей 7 законопроекта устанавливается норматив оборотных денежных средств (далее - нормативный запас) Фонда на 2007 год на начало каждого квартала в размере 30% среднемесячных расходов на выплату пособий.
Нормативный запас оборотных денежных средств (далее - нормативный запас) является инструментом внутреннего регулирования по выравниванию финансовой устойчивости системы Фонда между страхователями, исполнительными органами Фонда (включая филиалы) и центральным аппаратом.
В связи со снижением с 2006 года предельной ставки единого социального налога, в части зачисляемой в Фонд, с 3,2 до 2,9 процентов, увеличивается доля страхователей в 2006 и 2007 годах, у которых расходы по выплате пособий превышают начисленный ими ЕСН. По мнению Комитета такое резкое снижение размера нормативного запаса оборотных денежных средств может привести к нарушению в обеспечении своевременности выплат государственных пособий.
Статьей 10 законопроекта предусмотрены ассигнования на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения. Таким образом, нарушается федеральное законодательство (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") в части того, что Фонд не может исполнить свои обязанности перед застрахованными лицами и обеспечить оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, кроме того, это неуклонно ведет к разрушению сложившейся ранее системы санаторно-курортного обслуживания граждан.
В представленный законопроект не включена текстовая статья, аналогичная имеющейся в Федеральном законе о бюджете Фонда на 2006 год (ст. 11), предусматривающая дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение застрахованных граждан.
По мнению Комитета, следует рассмотреть вопрос об изыскании возможностей финансирования санаторно-курортного лечения работников.
С учетом изложенного, Комитет по труду и социальной политике считает необходимым учесть следующие замечания и предложения:
финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 0,7 млрд. рублей студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в связи с ликвидацией организации предусмотреть за счет средств федерального бюджета;
Фонду представить обоснования размера норматива оборотных денежных средств для обеспечения его финансовой устойчивости и расчет необходимых средств федерального бюджета на финансирование расходов по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами;
предусмотреть в тексте законопроекта норму, которая позволяла бы Фонду в случае получения дополнительных доходов и экономии средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию направлять их на дополнительное финансирование санаторно-курортного лечения застрахованных граждан и оздоровления их детей;
при доработке законопроекта рассмотреть возможность индексации максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам при условии внесения соответствующей поправки в проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию";
предусмотреть возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности;
учесть замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 335240-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.