Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 11 сентября 2006 г.
на проект федерального закона N 335240-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 335240-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2007 год сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями действующего налогового, бюджетного законодательства, а также проектом федерального бюджета на 2007 год и проектом бюджетной классификации Российской Федерации. В области законодательства о социальном страховании учтены изменения в связи внесенными Правительством Российской Федерации законопроектами: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Законопроектом предусматривается, что доходы Фонда в 2007 году составят 251,7 млрд. рублей (или 121,6% к утвержденному уровню 2006 года) и расходы в размере 278,9 млрд. рублей (131,0% к уровню 2006 года), дефицит составит 27,2 млрд. рублей. Из них:
доходы по обязательному социальному страхованию составят 169,3 млрд. рублей, расходы - 198,1 млрд. рублей и дефицит составит 28,8 млрд. рублей (с увеличением к уровню 2006 года в 11 раз);
доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составят - 44,7 млрд. рублей, расходы - 43,1 млрд. рублей, профицит - 1,6 млрд. рублей.
При этом надо учитывать, что доходы и расходы Фонда фактически увеличатся на сумму средств направляемых из федерального бюджета на финансирование санаторно-курортного обслуживания льготных категорий граждан после 1 октября 2007 года по мере волеизъявления граждан о сохранении "социального пакета" и передачей соответствующих средств, которые зарезервированы в проекте бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год.
Дефицит Фонда по обязательному социальному страхованию в сумме 28,8 млрд. рублей предполагается покрыть за счет соответствующих остатков средств Фонда, которые на начало 2007 года определяются в размере 35,1 млрд. рублей и на конец года - 6,3 млрд. рублей.
Остатки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало 2007 года определяются в размере 11,7 млрд. рублей и к концу года предполагается их увеличение на 1,6 млрд. рублей.
Доходная часть бюджета Фонда в 2007 году формируется за счет:
единого социального налога в сумме 160,8 млрд. рублей, что составляет 120,8% к утвержденному уровню 2006 года (включая погашение задолженности в сумме 1,94 млрд. рублей или 40% от имеющейся задолженности по данным ФНС на 01.08.2006);
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 3,6 млрд. рублей (166,6% к уровню 2006 года), из них минимальный налог -1,2 млрд. рублей;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 3,4 млрд. рублей (197,5% к уровню 2006 года),
единого сельскохозяйственного налога 0,07 млрд. рублей (106% к уровню 2006 года);
недоимок, пеней и штрафов по взносам в Фонд в сумме 0,5 млрд. рублей (или 13% имеющейся задолженности по указанным платежам по данным ФНС на 01.08.2006);
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 43,4 млрд. рублей (включая задолженность в сумме 0,86 млрд. рублей) или 122,2% к утвержденному уровню 2006 года;
капитализированных платежей предприятий в сумме 1,3 млрд. рублей - на уровне 2006 года;
передаваемых Фонду средств других бюджетов в сумме 37,7 млрд. рублей, из них средств федерального бюджета в сумме - 20,2 млрд. рублей и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 17,5 млрд. рублей;
прочих поступлений в сумме 0,7 млрд. рублей (153% от уровня 2006 года) и других поступлений.
В связи с отсутствием расчетов по поступлению ЕСН определить их обоснованность не представляется возможным, тем более оценить потери Фонда с учетом того, что уплата ЕСН в Фонд для резидентов технико-внедренческих особых зон не предусматривается, а для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предоставлены значительные льготы.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2007 году рассчитаны, исходя из фонда оплаты труда в размере 7289 млрд. рублей, скорректированного на 3,57% (за счет фонда оплаты труда, на который страховые взносы не начисляются), расчетного среднеотраслевого страхового тарифа в размере 0,63% и коэффициента сбора 98% (на уровне 2006 года).
В 2007 году предусматривается значительное увеличение поступлений от налогоплательщиков, переходящих на упрощенные системы налогообложения.
Увеличивается и доля средств, передаваемых из других бюджетов, в доходах Фонда: в 2005 году - 5%, в 2006 году - 15%, в 2007 году - около 20%. Соответственно расширяются и делегируемые Фонду полномочия.
Расходы Фонда в 2007 году предполагается направить:
- на выплаты по временной нетрудоспособности - 97,2 млрд. рублей (119% к утвержденному уровню 2006 года),
- на выплаты по временной нетрудоспособности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1,6 млрд. рублей (97% к уровню 2006 года),
- на выплаты пособий по беременности и родам - 23,8 млрд. рублей (150% к уровню 2006 года), по уходу за ребенком до полутора лет - 36,5 млрд. рублей (с ростом в 4,2 раза), при рождении ребенка - 13,1 млрд. рублей (123,8%),
- на обеспечение ежемесячных и единовременных выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на медицинскую реабилитацию пострадавших - 36,4 млрд. рублей (114% к уровню 2006 года),
- на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников - 3,8 млрд. рублей (111% к уровню 2006 года),
- на оздоровление детей работающих родителей - 15,0 млрд. рублей (111% к уровню 2006 года),
- за счет средств федерального бюджета предполагается выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию и пострадавшим от воздействия радиации, соответственно в размере 12,9 млрд. рублей и 0,9 млрд. рублей (начиная с 2007 года), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в сумме 6,4 млрд. рублей (128% к уровню 2006 года), обеспечение мер социальной поддержки, пострадавшим от воздействия радиации - 0,03 млрд. рублей;
- за счет передаваемых от Федерального фонда обязательного медицинского страхования средств в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" на оплату стоимости родового сертификата в период беременности (с учетом увеличения с 2 000 до 3000 руб.), в период родов (с учетом увеличения с 5 000 до 6000 руб.) и диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года (1000 руб.) предусматривается 14,5 млрд. рублей и на оказание первичной медико-санитарной помощи - 3 млрд. рублей;
- на функционирование органов Фонда - 10,9 млрд. рублей (109,3% к утвержденному уровню 2006 года) или 4,2% от всех расходов Фонда
и другие расходы.
Следует отметить, что в целях сбалансированности бюджета Фонда в 2007 году, как и в предыдущие годы предусмотрены ограничения по максимальному размеру выплат по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, что законодательно закрепляется в проекте федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в сумме 15 000 рублей. Размер этот оставлен на уровне 2006 года без индексации на уровень инфляции и без предложения механизма увеличения максимального размера выплат по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в дальнейшем.
Также без индексации, на уровне 2006 года, предлагается оставить и максимальный размер единовременных выплат в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием - в сумме 46,9 тыс. рублей.
Максимальный размер ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен в размере 36,0 тыс. рублей.
С учетом того, что с единственного государственного пособия, а именно с пособия по временной нетрудоспособности в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации взимается налог на доходы физических лиц, вопрос об увеличении максимального размера выплат по временной нетрудоспособности требует дополнительного рассмотрения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Целесообразно рассмотреть вопрос об определении механизма (условий) индексации максимальных единовременных и ежемесячных выплат в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Как и в 2006 году наибольшими темпами возрастают в 2007 году расходы по уходу за ребенком до полутора лет в связи с изменениями, предусмотренными проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а именно, выплатой пособия матерям, не подлежащим обязательному социальному страхованию и пострадавшим от радиационного воздействия, за счет федерального бюджета, и значительным увеличением пособия для работающих матерей.
В связи с тем, что предусматриваемые на санаторно-курортное обслуживание средства, в 2007 году могут быть направлены только на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, нарушается федеральное законодательство в части того, что Фонд не может исполнить свои обязанности перед застрахованными лицами и обеспечить оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования").
По мнению Комитета, следует рассмотреть вопрос об изыскании возможностей финансирования санаторно-курортного лечения работников.
Комитет считает необходимым отметить некоторую несогласованность в действиях Минфина России и Фонда в вопросе по определению объема средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в 2007 году (с учетом утвержденного Правительством расширенного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг и расчетов Фонда). В связи с этим, Комитет считает целесообразным запросить у Фонда расчеты о дополнительной потребности в указанных средствах на 2007 год и рассмотреть данный вопрос при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом того, что в 2007 году средства ФОМСа передаются Фонду на оплату оказания работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи и на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (без оплаты диспансеризации работающих граждан), следует названия кода доходов бюджетной классификации Российской Федерации "393 2 02 05304 07 0000 151" и вида расходов "786" привести в соответствие с текстовыми статьями законопроекта.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" к принятию в первом чтении с учетом уточнения доходной и расходной частей бюджета Фонда при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.