Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 13 сентября 2006 г. N вн 2.2-1/2826
по проекту федерального закона N 335240-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По представленному законопроекту Правовое управление сообщает.
Статья 3 законопроекта устанавливает порядок финансирования расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию в размерах, сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, гражданам, пострадавшим в результате радиационных катастроф. Вместе с тем, в законопроекте еще одна статья (статья 9) посвящена также вопросам финансирования расходов этим же категориям граждан по отдельному виду страхового обеспечения (ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет).
В связи с этим в статье 3 законопроекта, устанавливающей суммарные показатели денежных средств на целевые расходы, должно отражаться, что они представлены без учета денежных средств, указанных в статье 9 законопроекта. Отмечаем, что устранение указанной несогласованности между положениями законопроекта возможно путем дополнения содержащейся в статье 3 законопроекта формулировки "сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании" словами "(за исключением расходов, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона)". Следует также иметь в виду, что предложенное разрешение проблемы будет соответствовать как представленной структуре доходов и расходов (приложения 2 и 3 к законопроекту), так и ведомственной структуре расходов федерального бюджета и распределению ассигнований из федерального бюджета на 2007 год (см. приложения 10 и 49 к проекту федерального закона N 335233-4 "О федеральном бюджете на 2007 год").
Предлагаемое финансовое обеспечение задачи, установленной в части 3 статьи 6 законопроекта, необходимо согласовать с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", определяющим направление средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Смысловое содержание нормы, предусмотренной в части 4 статьи 6 законопроекта, предлагается разместить не в представленном законопроекте, а в проекте федерального закона N 335246-4 "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Статья 9 законопроекта определяет, что Фонд осуществляет за счет переданных ему средств федерального бюджета финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, размер которого увеличен по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Однако в названном Федеральном законе не поименована гарантия, касающаяся увеличения размеров государственных пособий пострадавшим гражданам, имеющим детей. В связи с этим, в статье 9 следует исключить ссылку на указанный Федеральный закон.
Указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 законопроекта расходы, связанные с выплатой увеличенного (в два раза) размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, неработающим гражданам (не подлежащим обязательному социальному страхованию), пострадавшим в результате радиационных катастроф, можно предусматривать только после внесения соответствующего изменения в пункт 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Корректировку названного положения, предусматривающую исключение из него слов "на период отпуска", следует осуществить в рамках проекта федерального закона N 317989-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предметом регулирования которого является введение нового вида государственного пособия (ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет). Отмечаем, что включение в указанный проект федерального закона изменений в части размера государственного пособия гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, повлечет необходимость изменения наименования проекта федерального закона N 317989-4. Действующая же редакция нормы, изложенной в пункте 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не устанавливает оснований для увеличения размера государственного пособия неработающим гражданам, поэтому только предложенное изменение предоставит такое основание и позволит выделять средства на финансирование целевых расходов, определенных в законопроекте.
Полагаем необходимым уточнить положения статьи 12 законопроекта, поскольку неясно, о проведении какого конкурса и о каком его порядке идет речь.
Статьей 21 законопроекта устанавливается порядок дальнейшего расходования остатка средств, образовавшихся в результате неполного использования в 2006 году ассигнований, перечисленных из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (предполагается направить их на те же цели, что и в 2006 году). Однако согласно части 1 статьи 12 проекта федерального закона N 335239-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" возможность финансирования конкретных целей за счет остатка ранее перечисленных средств предусматривается только в случае отсутствия в бюджете Фонда средств на такие цели. В этой связи редакция статьи 21 нуждается в уточнении.
Имеются отдельные замечания терминологического характера. Так, в части 2 статьи 6 законопроекта следует слова "целевых статей и видов расходов" дополнить словами "функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации", что будет соответствовать терминологии Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Терминология законопроекта нуждается в унификации, поскольку в нем в отношении одного и того же субъекта обязательного социального страхования применяются различные термины - "плательщики страховых взносов" (часть 4 статьи 6) и "страхователи" (пункт 1 части 1 статьи 16). В указанных нормах аналогичное замечание относится к используемым терминам "платежи на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Термин "профессиональный риск", понятие которого изложено в статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", уже охватывает вероятность повреждения (утраты) здоровья застрахованного, поэтому из используемой в пункте 3 части 1 статьи 16 законопроекта формулировки "снижение профессионального риска повреждения (утраты) здоровья застрахованного" следует слова "повреждения (утраты) здоровья" исключить как излишние.
В приложении 2 к законопроекту наименование дохода по коду бюджетной классификации 393 1 16 20020 07 0000 140 не совпадает с наименованием дохода, предусмотренного по соответствующему коду в проекте федерального закона N 335243-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 335243-4), поэтому в нем слова "(в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации" следует заменить словами "(в части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации)".
Обращаем внимание, что замечания в части наименований доходов и расходов кодов бюджетной классификации (000 2 02 05302 07 0000 151, 649 и 761), представленные в приложениях 2 и 3 к законопроекту, в которых используется термин "меры социальной поддержки" в отношении средств федерального бюджета, передаваемых на предоставление гражданам социальных услуг (по санаторно-курортному лечению, проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), изложены в заключении по проекту федерального закона N 335243-4. В этом же заключении также указано о необходимости приведения наименований кодов бюджетной классификации (000 2 02 05304 07 0000 151 и 786 приложения 2 и 5) с текстовыми редакциями статей данного законопроекта (статья 18) и проекта федерального закона N 335239-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (статья 11).
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
1. В статье 3 законопроекта:
слова "N 3061-1" заменить словами "N 3061-I", после слов "Семипалатинском полигоне" дополнить словами "(далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне")";
полагаем необходимым полностью указывать наименование Закона, действие которого распространяется на категории граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
2. Абзац второй части 4 статьи 6 законопроекта необходимо объединить с абзацем первым в одну неделимую часть.
3. В части 1 статьи 9 законопроекта:
1) пункт 1 после слов "имеющим детей" дополнить словами "(далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей")";
2) в пунктах 2 и 3 слова:
", указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи," заменить словами "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", после слов "воздействию радиации" дополнить словами "вследствие катастрофы", слова "от 10 января 2002 года N 2-ФЗ" исключить;
полагаем необходимым полностью указывать наименование Закона, действие которого распространяется на категории граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
4. В статье 15 законопроекта:
1) в части 1 слова "профессиональный заболеваний" заменить словами "профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")";
2) в части 2 слова "после вступления" заменить словами "после дня вступления";
3) в части 3 слова "на дату" заменить словами "на день".
5. В абзаце втором части 2 статьи 16 законопроекта слово "Порядок" заменить словами "3. Порядок".
6. В пункте 1 статьи 17 законопроекта слова "от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ" исключить.
7. В статье 18 законопроекта:
1) в абзаце втором части 1 слово "Формы" заменить словами "2. Формы", слова "абзаце первом пункта" заменить словом "части";
2) в части 2 слова "2. Порядок" заменить словами "3. Порядок";
3) в части 3 слова "3. Финансирование" заменить словами "4. Финансирование".
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.