город Ростов-на-Дону |
дело N А32-13436/2008-33/249-114АП |
16 октября 2008 г. |
15АП-6218/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.,
при участии:
от заявителя: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 85670);
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 25.03.2008 Репович Светланы Алексеевны, удостоверение N 68 от 14.06.2007;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2008 г. по делу N А32-13436/2008-33/249-114АП
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
к Региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2008 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Диденко В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее ООО "Фортуна") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент) от 10.06.2008 г. о привлечении ООО "Фортуна" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.08 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается совершение ООО "Фортуна" правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что общество, осуществляя перевозки по неутвержденным маршрутам и тарифам, совершило правонарушение, выразившееся в нарушении порядка ценообразования и установленного порядка регулирования цен (тарифов).
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2008 г. В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, общество сослалось на отсутствие в его действиях состава правонарушения, так как им не заключен предусмотренный законом договор перевозки, являющийся основой для расчета регулирующим органом тарифов на пассажирские перевозки, а в связи с отсутствием такого договора обществом не подавалось и соответствующее заявление об установлении тарифа на данный вид деятельности. Кроме того, общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные органом при производстве по делу об административном правонарушении. Заявитель полагает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, в отсутствие доказательств надлежащего извещения юридического лица или его законного представителя о времени и месте составления протокола.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент не согласился с доводами заявителя, ссылаясь на то, что полномочия должностных лиц на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены приказом руководителя департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.01.2006 N 1-Ах (с изменениями, внесенными приказом от 09.04.2007 N 16/1-Ос).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
В судебное заседание представитель ООО "Фортуна" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что общество оказывает услуги по перевозке пассажиров маршрутным такси в отсутствие договора с администрацией г. Сочи. Стоимость услуг составляет 9 рублей, однако размер платы не был утвержден для предприятия в установленном законом порядке. Нарушение порядка ценообразования, по мнению представителя департамента, выразилось в применении ООО "Фортуна" неутвержденного тарифа на услуги по перевозке пассажиров.
Суд, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны представителя заинтересованного лица, а также с учетом наличия доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте судебного заседания, рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Фортуна".
Как следует из материалов дела, департаментом цен и тарифов Краснодарского края проведена административная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Фортуна" имеет лицензию от 06.10.2006 г. N АСС-23-155495, выданную УГАДН по Краснодарскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет пассажирские перевозки на маршрутах N 19, 38 "к" и взимает оплату за проезд 9 рублей за одну поездку. При этом, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, для ООО "Фортуна" тарифы на услуги по перевозке пассажиров в предусмотренном законом порядке не устанавливались.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами административной проверки, имеющимися в деле: проколом досмотра от 27.03.2008 г., трудовым договором водителя Емельяненко Н.В. с ООО "Фортуна", путевым листом от 27.03.2008 г., протоколом об административном правонарушении.
Постановлением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.06.2008 г. на основании материалов административной проверки общество с ограниченной ответственностью "Фортуна привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет административную ответственность.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Согласно пункту 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 г. N 652, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края.
Пунктом 3.1 указанного Положения на региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края возложена функция по государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами автомобильного транспорта общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с пунктом 7 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 г. N 660, предельные тарифы устанавливаются решением органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Краснодарского края одновременно для всех видов перевозок общественным транспортом городского и пригородного сообщения муниципального образования с учетом необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15 %.
Решением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 03.11.2004 г. N 26/2004-АТ утверждены Методические рекомендации по формированию платы за проезд на пассажирском автомобильном транспорте в Краснодарском крае.
В соответствии с пунктом 4.1 указанных рекомендаций между исполнительным органом государственной власти или исполнительным органом местного самоуправления и перевозчиком заключается договор перевозки (государственный или муниципальный контракт), который является основой для расчета регулирующим органом тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования.
Как следует из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.06.2008 г. ООО "Фортуна" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление услуг по перевозке пассажиров по не утвержденным в установленном порядке тарифам.
Предусмотренный вышеуказанными рекомендациями Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края договор на осуществление пассажирских перевозок, являющийся основой для расчета регулирующим органом тарифов, между ООО "Фортуна" и органом местного самоуправления не заключен. Данное обстоятельство подтверждается письмом главы г. Сочи от 17.06.2008 г. N 3612/01-02-25 (л.д.51), в котором указано, что на заседании конкурсной комиссии в соответствии с Порядком проведения конкурса на право выполнения регулярных маршрутных перевозок было принято решение о несоответствии требованиям конкурса на распределение маршрутной сети г. Сочи общества "Фортуна", и общество осуществляет пассажирские перевозки в отсутствие договора с администрацией г. Сочи.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В данном случае оспариваемым постановлением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.06.08 г. обществу вменяется незаконное применение тарифов. Однако юридическое лицо не могло завысить или занизить тарифы на оказание услуг по перевозке пассажиров, которые согласно материалам дела не были установлены юридическому лицу в предусмотренном законом порядке.
Обязанность обратиться за утверждением тарифа вытекает из договора на осуществление пассажирских перевозок, то есть сама по себе не является императивно установленным законом требованием.
Общество, не имея заключенного договора перевозки (муниципальный контракт) с исполнительным органом местного самоуправления, не является в силу Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" перевозчиком, обязанным соблюдать установленные тарифы, так как в соответствии со статьей 4 указанного закона перевозчик должен иметь договор со специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения на осуществление регулярных пассажирских перевозок, который отсутствует у ООО "Фортуна".
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии таких обязательных элементов состава правонарушения, как субъект и объективная сторона правонарушения, что в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует об отсутствии у органа законных оснований для привлечения ООО "Фортуна к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время осуществление обществом пассажирских перевозок (оказание услуг) при отсутствии соответствующего договора с органом местного самоуправления может свидетельствовать о совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" от 23.07.2003 г. N 608-КЗ.
Таким образом, при указанных обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ, в связи с чем решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 августа 2008 года отменить.
Признать незаконным и отменить постановление от 10 июня 2008 года Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края о привлечении к административной ответственности ООО "Фортуна" по статье 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Золотухина |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13436/2008-33/249-114АП
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Фортуна"
Ответчик: Региональная энергитическая комиссия-департамент цен и тарифов Краснодарского края