город Ростов-на-Дону |
дело N А32-10120/2008-14/334-Б |
22 октября 2008 г. |
N 15АП-5366/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от уполномоченного органа: не явился, извещен надлежащим образом
от ООО "Прогресс-2004": не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 июля 2008 г. по делу N А32-10120/2008-14/334-Б о прекращении производства по делу
по заявлению ФНС России в лице ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края
к должнику ООО "Прогресс-2004"
о несостоятельности (банкротстве)
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
УСТАНОВИЛ:
ФНС России в лице ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс-2004" (далее - общество) о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника.
Определением суда от 02 июля 2008 г. производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что уполномоченный орган не приложил к заявлению доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке, не представил доказательств наличия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратился уполномоченный орган с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 02 июля 2008 г. отменить и вынести новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно возвращено заявление, так как уполномоченной орган приложил к заявлению доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке, доказательства финансирования процедуры банкротства.
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле уведомленные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явились.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей уполномоченного органа, общества, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в связи с образовавшейся задолженностью по обязательным платежам, уполномоченным органом были выставлены требования. В связи с неуплатой задолженности в установленный срок налоговой инспекцией приняты решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах в банках. В связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах общества налоговой инспекцией приняты решения о взыскании налога (сбора) за счет иного имущества налогоплательщика - организации. Главному управлению ФССП по Краснодарскому краю направлены постановления о взыскании налога (сбора) за счет иного имущества налогоплательщика - организации. Красноармейским районным отделом Главного управления ФССП по Краснодарскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено, в связи с актом о невозможности взыскания.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Согласно рекомендациям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Информационного письма от 17.01.2006г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Информационное письмо N 100), при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
В пункте 3 названного Информационного письма N 100 отмечено, что при поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 и 3 Постановления от 20.12.2006г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - постановление N 67) разъяснил, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим, и проводилась ли процедура исключения его из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности и при наличии средств необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. N 67 указано, что в случаях, когда сумма расходов, которую необходимо затратить на осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета (пункт 2 статьи 227 Закона о банкротстве), превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом может быть возвращено арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Пунктами 4, 5 постановления N 67 предусмотрено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что должник является недействующим юридическим лицом, поскольку в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, должник не осуществлял операции по единственному банковскому счету с 01.11.2006г., что подтверждается материалами дела. Последняя налоговая отчетность представлена в налоговую инспекцию по состоянию на 01.01.2005г.
Согласно представленных в материалы дела ответов Территориального отдела по Красноармейскому и Славянскому районам управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, ПЭВМ ОТОР ГИБДД Красноармейского РОВД, Филиала ГУП "Крайтехинвентаризация" по Красноармейскому району у должника отсутствуют доходы и имущество, на которые может быть обращено взыскание.
Уполномоченный орган обязан представить доказательства невозможности исключения общества из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Уполномоченный орган не представил доказательства, подтверждающие невозможность исключения ООО "Прогресс-2004" из ЕГРЮЛ в административном порядке, а также доказательства, подтверждающие наличие финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, считает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, производство по делу подлежит прекращению.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 июля 2008 г. по делу N А32-10120/2008-14/334Б оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10120/2008-14/334-Б
Истец: ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-2004"
Третье лицо: ФНС России, УФНС России по КК, НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих", Муравьев Максим Анатольевич (участник)
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5366/2008