Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 18 сентября 2006 г. N 143/1
на проект федерального закона N 335233-4 "О федеральном бюджете на 2007 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", внесенный Правительством Российской Федерации 26 августа 2006 года в Государственную Думу, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", соответствуют перечню материалов, установленному статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данном заключении анализируются основные концептуальные и структурные особенности и характеристики проекта федерального бюджета на 2007 год с учетом заключений комитетов Государственной Думы, Совета Федерации и Счетной палаты Российской Федерации.
Основные концептуальные и структурные особенности бюджета
Бюджетные проектировки 2007 года в целом направлены на реализацию стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития России, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике Российской Федерации в 2007 году".
Бюджетная политика на 2007 год сохраняет преемственность установленных на среднесрочный период социально-экономических целей и направлена на улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления финансами.
Важным приоритетом расходов проекта федерального бюджета на 2007 год является повышение заработной платы работникам, оплачиваемым по единой тарифной сетке, увеличение оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, индексация должностных окладов судей.
В 2007 году расходы на оплату труда с начислениями по сравнению с соответствующим показателем 2006 года увеличены на 231,8 млрд. рублей. Прогнозируемые темпы роста реальных располагаемых доходов населения в 2007 году к уровню 2006 года составят 110,2 процента, реальной заработной платы - 111,0 процентов и продолжат опережать темпы роста ВВП.
Учитывая комплекс мер, направленных на повышение уровня жизни населения, прежде всего работников бюджетного сектора, и улучшение демографической ситуации, проект бюджета на 2007 года является социально-ориентированным.
Характерной особенностью расходной части федерального бюджета на 2007 год является продолжение и увеличение финансирования приоритетных национальных проектов и включение в расходы федерального бюджета демографического проекта, направленного на улучшение демографической ситуации в стране.
Особенностью законопроекта является значительное увеличение расходов на федеральные целевые программы по сравнению с 2006 годом на 159,1 млрд. рублей, или на 42,4%, и на Федеральную адресную инвестиционную программу на 200,8 млрд. рублей, или 65,3%.
Особенностью бюджетной политики на 2007 год является использование инструментов активной государственной политики, способствующих постепенному росту внутренних факторов экономического роста:
расширение бюджетных расходов инвестиционного и инновационного характера до 2,7% ВВП (доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал - 20,6%), что обеспечит вклад в прирост ВВП в размере 0,3 процентных пункта;
формирование эффективных институтов развития (Инвестиционный фонд, Российская корпорация развития, Российская венчурная компания) - вклад в прирост ВВП в размере 0,05 процентных пункта;
внедрение налоговых новаций, что должно обеспечить эффект от внедрения в размере 0,1 процентных пункта в прирост ВВП.
Несмотря на то, что вклад этих инструментов в прирост ВВП еще пока незначительный, наличие этих подходов в бюджетной политике на 2007 год служит основой для решения стратегических задач в перспективе.
Значительное увеличение и изменение направленности государственных расходов инвестиционного характера делают его бюджетом стратегических проектов.
Основные параметры федерального бюджета на 2007 год рассчитаны исходя из объема ВВП в сумме 31,22 трлн рублей, индекса потребительских цен 106,5-108%, среднего уровня мировых цен на нефть марки Urals - 61 долл. США за баррель и среднегодового курса рубля по отношению к доллару - 26,5 рубля за долл. США.
Доходы федерального бюджета на 2007 год прогнозируются в сумме 6 965,3 млрд.рублей или 22,3% ВВП, расходы 5 463,5 млрд.рублей или 17,5% ВВП и профицит - 1501,8 млрд.рублей или 4,8% ВВП.
Для формирования проекта федерального бюджета на 2007 год использован объем ВВП в размере 31 220 млрд. рублей при темпе роста 106,0 процента и индексе-дефляторе 108,2%, с учетом корректировки "базовых" показателей федерального бюджета на 2006 год, обусловленной неточностью прогнозов на 2006 год.
Ожидаемый объем ВВП на 2006 год увеличен по сравнению с утвержденным на 2 840 млрд. рублей и составил 27 220 млрд. рублей, при этом темп роста ВВП сократился на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2005 годом и прогнозируется на уровне 118,2 процента.
Такая "осторожная оценка" прогноза объема ВВП на протяжении предшествующих лет объясняется прежде всего стабильно высокой степенью зависимости макроэкономических параметров от сырьевой структуры производства и высоких доходов от экспорта сырья, что не позволяет придать бюджетной политике стабильный характер.
При этом, проектируемые на 2007 год уровни темпа роста ВВП и инфляции, также как и в 2006 году, не позволяют решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу - к 2010 году удвоить объем ВВП и снизить уровень инфляции до 3 процентов.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации обращено внимание на недопустимость в дальнейшем фактического превышения прогнозируемых темпов роста инфляции, по сравнению с учтенными при формировании федерального бюджета.
Используемые на протяжении последних пяти лет меры по нейтрализации инфляционных рисков пока не достигли цели.
В связи с этим нужны новые подходы к решению инфляционной проблемы с учетом как монетарных, так и немонетарных факторов. Проектируемый уровень инфляции может быть достигнут только лишь в условиях применения дополнительных антиинфляционных мер сверх тех, которые применяются уже не один год - регулирование цен на продукцию естественных монополий, тарифов на услуги ЖКХ, и влияя в основном на монетарные факторы роста инфляции, не обеспечивают ее снижения до прогнозируемого уровня.
Увеличение реального эффективного обменного курса рубля прогнозируется на уровне 4,8%, изменение которого в настоящее время становится важным индикатором состояния экономики.
Тенденция к укреплению рубля в 2007 году будет сохраняться, и степень этого укрепления будет во многом определяться внешними факторами.
Комитет отмечает, что переход от "управления бюджетными средствами" к "управлению результатами", основой которого должна стать концепция "бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках среднесрочного планирования" в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса, принятой в 2004 году, осуществляется Правительством Российской Федерации крайне медленно.
Формирование проекта федерального бюджета на 2007 год впервые осуществлено в формате утвержденной Правительством Российской Федерации "скользящей трехлетки" - модели среднесрочного бюджетного планирования, позволяющей реализовать перспективные цели и задачи, предусматривая соответствующие финансовые ресурсы.
При этом переход на "бюджетирование, ориентированное на результат", в проекте федерального бюджета на 2007 год не осуществлен.
В представленных материалах отсутствуют данные о реестре расходных обязательств министерств и ведомств и планируемые индикаторы результативности, которые ставят перед собой главные распорядители бюджетных средств для достижения конкретных целей.
В условиях роста непроцентных расходов на 26,5 процента по сравнению с 2006 годом, необходимо знать: какие конкретные результаты планирует получить Правительство Российской Федерации для достижения целей.
Доходы федерального бюджета на 2007 год
Доходы федерального бюджета в 2007 году характеризуются следующими показателями:
(млрд. рублей)
Утверждено законом 2006 года |
Ожидаем. поступления в 2006 году |
проект на 2007 год |
отклонение к ожидаем. |
темп роста к ожидаем. |
|
Всего доходов |
5 046,1 | 6 159,1 | 6 965,3 | + 806,2 | 113, 1 |
налоговые доходы |
3 167,8 | 3 579,9 | 4 242,9 | +663,0 | 118,5 |
налог на прибыль |
337,9 | 444,4 | 571,0 | + 126,6 | 128,5 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
1 123,7 | 958,1 | 1 378,7 | +420,6 | 143,9 |
Акцизы по товарам, производи- мым на территории РФ |
88,5 | 90,9 | 106,3 | +15,4 | 116,9 |
НДПИ | 731,6 | 1 127,7 | 1 037,7 | -90,0 | 92,0 |
неналоговые доходы |
1 878,2 | 2 571,1 | 2 721,9 | +150,8 | 105,9 |
вывозные таможенные пошлины |
1 297,3 | 1 935,9 | 1 998,8 | 62,9 | 103,2 |
из них: вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
819,9 | 1 225,6 | 1 266,1 | 40,5 | 103,3 |
Доля доходов федерального бюджета в ВВП по прогнозу на 2007 год составит 22,3 процента и снизится по сравнению с ожидаемой оценкой 2006 года на 0,3 процента.
Доходы федерального бюджета в 2007 году, за исключением отчислений в Стабилизационный фонд, не обеспечивают расходы федерального бюджета на 188,9 млрд.рублей. Сбалансированность федерального бюджета в 2007 году достигается за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2007 года в объеме 136,0 млрд. рублей и источников финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 52,9 млрд.рублей.
В расчете прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец 2007 года, представленного к законопроекту, не запланированы прогнозные остатки средств федерального бюджета на 1 февраля 2007 года, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в соответствии с пунктом 3 статьи 96.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, в расчетах прогнозируемого объема Стабилизационного фонда не отражается резервная часть Стабилизационного фонда и направление оставшейся части для создания "фонда будущих поколений", как это предусмотрено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2007 год.
Комитет считает целесообразным разработать и принять концепцию по управлению средствами Стабилизационного фонда на долгосрочную перспективу, в которой необходимо определить порядок использования указанных средств не только для решения проблем текущей бюджетной политики, но и для повышения темпов и качества экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе.
Анализ доходной части проекта федерального бюджета на 2007 год затруднен. Представленные в составе документов к проекту бюджета на 2007 год расчеты по доходам федерального бюджета не содержат необходимых обоснований объемов проектируемых доходов. По некоторым налогам расчеты объемов их поступления на 2007 год не представлены (ЕСН и государственная пошлина).
Комитет отмечает, что проектируемый на 2007 год объем поступлений НДС завышен. Эти опасения вызваны следующими обстоятельствами.
При рассмотрении в 2005 году вопроса о переходе на метод начисления, возникали опасения о том, что, по существу, будучи абсолютно прогрессивным, предлагаемый порядок может привести к снижению собираемости НДС, что и произошло в 2006 году. Эти потери составили 420,6 млрд.рублей.
Учитывая, что с 1 января 2007 года будет осуществлен переход на упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам Правительство Российской Федерации ожидает потери федерального бюджета в объеме 140 млрд.рублей, то есть проектируемая в бюджете сумма поступлений по НДС - 1 378,7 млрд. рублей - явно завышена.
Очевидно, что точность прогноза этого налога может стать серьезной проблемой при исполнении бюджета в 2007 году.
Необходимо отметить недостаточную степень прогнозирования поступления по неналоговым доходам в 2006 году.
В 2006 году ожидаемые поступления по неналоговым доходам увеличатся по сравнению с утвержденными в законе на 692,9 млрд.рублей, в основном за счет роста поступлений вывозных таможенных пошлин на 638,6 млрд.рублей, вызванных ростом цен на нефть и объема экспорта нефти и газа.
Доля вывозных таможенных пошлин на нефть сырую на 2007 год по сравнению с 2006 годом в общей сумме неналоговых доходов уменьшилась на 1,2 процентных пункта.
Такая динамика объясняется уменьшением прогнозируемого облагаемого объема экспорта в 2007 году по сравнению с 2006 годом по нефти сырой на 0,4 млн. тонн, но при этом ставка пошлины на нефть (средняя за год) увеличивается на 12,7 доллара США.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, планируются на 2007 год с уменьшением на 13,5 млрд. рублей, или со снижением на 11,9% по сравнению с ожидаемой оценкой 2006 года.
Это обусловлено уменьшением доходов: по платежам от государственных и муниципальных унитарных предприятий - на 8,2 млрд. рублей, или на 34,8 процента, от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации - на 6,5 млрд. рублей, или на 16,0 процентов; от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро" - на 7,8 млрд. рублей, или на 38,0 процентов.
Расходы федерального бюджета на 2007 год
Формирование проекта федерального бюджета на 2007 год осуществлено в условиях отсутствия методик бюджетирования, ориентированного на результат, что не позволяет произвести точную оценку обоснованности объемов ассигнований по отдельным направлениям использования бюджетных средств. В представленных материалах отсутствуют ведомственные целевые программы (ВЦП), направленные на оптимизацию действующих расходных обязательств и их привязку к поставленным целям и задачам.
Расходы федерального бюджета в 2007 году характеризуются следующими показателями:
(млрд. рублей)
Утверждено законом 2006 года |
проект на 2007 год |
отклонение | темп роста | |
Всего расходов | 4 270,1 | 5 463,5 | +1 193,4 | 127,9 |
Общегосударственные вопросы |
638,8 | 821,3 | +182,5 | 128,6 |
Национальная оборона |
666,0 | 821,2 | +155,2 | 123,3 |
Национальная безопасность |
541,6 | 664,8 | +123,2 | 122,7 |
Национальная экономика |
339,3 | 495,9 | +156,6 | 146,2 |
Жилищно-коммуналь- ное хозяйство |
38,9 | 49,8 | +10,9 | 128,0 |
Охрана окружающей среды |
6,3 | 7,8 | +1,5 | 123,8 |
Образование | 201,6 | 278,5 | +76,9 | 138,1 |
Культура | 51,2 | 65,1 | + 13,9 | 127,1 |
Здравоохранение | 149,1 | 206,2 | +57,1 | 138,3 |
Социальная политика | 205,2 | 210,9 | +5,7 | 102,8 |
Межбюджетные трансферты |
1 431,8 | 1 841,9 | +410,1 | 128,6 |
в том числе: | ||||
финансовая помощь регионам |
529,4 | 777,2 | +247,8 | 146,8 |
внебюджетные фонды | 902,4 | 1 064,7 | + 162,3 | 118,0 |
В 2007 году общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 17,5% ВВП, что на 1,4 процентных пункта выше ожидаемого исполнения за 2006 год.
Отличительной особенностью непроцентных расходов федерального бюджета на 2007 год является значительное увеличение ассигнований, направляемых на оплату труда, инвестиции, поддержку национальной экономики, на решение демографических проблем, поддержку обороноспособности и безопасности страны.
В 2007 году продолжится поэтапное увеличение оплаты труда. В целом, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда составят 1081,3 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с 2006 годом на 231,8 млрд. рублей, или на 27,3%.
Несмотря на такое увеличение оплаты труда, предлагаемая Правительством Российской Федерации индексация доходов работников бюджетной сферы, по-прежнему, не учитывает объема прожиточного минимума трудоспособного населения, а учитывает только рост потребительских цен.
Даже с учетом проводимой ежегодной индексации, уровень жизни работников бюджетной сферы остается пока еще невысоким.
Требует дополнительного рассмотрения увеличение расходов на повышение в 2007 году норм общевойскового пайка на продовольственное обеспечение военнослужащих с 67,48 рублей до 87,4 рублей в сутки.
Комитет считает необходимым перенести сроки этой замены с 1 декабря на 1 ноября 2007 года и рекомендует Правительству в ходе рассмотрения бюджета представить механизм замены продпайка.
Впервые в 2007 году в составе расходов федерального бюджета предусматриваются средства на целенаправленное улучшение демографической ситуации в Российской Федерации в сумме 32,3 млрд. рублей.
В 2007 году продолжится реализация четырех приоритетных национальных проектов. На эти цели предусматривается направить 230,9 млрд. рублей с ростом к уровню 2006 года (с учетом корректировки в ходе исполнения) в целом на 84 млрд. рублей или на 57%.
Впервые комментарии по расходам федерального бюджета на 2007 год, изложенные в пояснительной записке, представлены в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, при этом материалы не содержат планируемых индикаторов результативности, данных о реестре расходных обязательств министерств и ведомств, что особенно необходимо для оценки эффективности использования средств по национальным проектам.
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" увеличены в 2,4 раза средства на развитие животноводства (8,3 млрд.рублей), на 60 процентов - средства на развитие малых форм хозяйствования (4,7 млрд.рублей). По национальному проекту "Образование" более чем в два раза увеличено финансирование инновационных образовательных программ (18,0 млрд.рублей) и в 2,7 раза внедрение современных образовательных технологий (4,0 млрд.рублей). В четыре раза увеличено финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи (17,4 млрд.рублей) по национальному проекту "Здравоохранение".
В федеральном бюджете на 2007 год выделены средства на формирование Инвестиционного фонда в сумме 110,5 млрд.рублей. С учетом того, что средства Инвестиционного фонда не будут израсходованы в 2006 году в полном объеме, и проекты носят долгосрочный характер, остатки фонда будут использованы в 2007 году на те же цели. При этом в 2006 году потенциально одобрено семь проектов на общую сумму 41,7 млрд.рублей.
Среди семи отобранных проектов - пять проектов связано с развитием транспортной инфраструктуры.
Комитет отмечает, что при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2006 год в третьем чтении Правительству Российской Федерации было рекомендовано до принятия решений об использовании средств Инвестиционного фонда на конкретный инвестиционный проект направлять в Государственную Думу информацию об указанном проекте для подготовки соответствующих заключений. До настоящего времени в Государственную Думу такая информация не поступала, не говоря уже об учете замечаний депутатов.
Приостанавливая в 2007 году исполнение ряда Федеральных целевых программ, ранее финансируемых из федерального бюджета, Правительство не представило информацию о мерах по завершению строительства объектов по этим программам. Не выделяя средства на финансирование этих объектов в 2007 году и не определяя условия завершения строительства, Правительство увеличивает количество объектов с объемом незавершенного строительства.
Анализ функциональной структуры расходов бюджета на 2007 год показывает, что в ходе второго и третьего чтений предстоит большая работа по оптимизации отдельных направлений расходов.
Считаем, что особого внимания требует рассмотрение структуры расходов по разделу "Общегосударственные вопросы".
Например, в разделе "Общегосударственные вопросы" заложены средства на материальное поощрение работников налоговой и таможенной службы, а механизма этого поощрения не представлено.
По разделу "Национальная экономика" предусматриваются новые расходы, предусматривающие ассигнования на увеличение доли Российской Федерации в уставных капиталах системообразующих организаций электроэнергетики и ОАО "Особые экономические зоны", а также на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте.
Законопроектом предусмотрено направить в качестве дополнительного финансирования неиспользованные по состоянию на 1 января 2007 года остатки средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по 19 главным распорядителям средств федерального бюджета без установления объемов указанных средств.
Считаем целесообразным определить объемы остатков средств по главным распорядителям на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2007 года, которые предусматриваются в качестве дополнительного финансирования расходов федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и ведомственной структуры расходов федерального бюджета.
Межбюджетные отношения
Финансовая помощь бюджетам субъектов в 2007 году из федерального бюджета характеризуется следующими показателями:
(млрд. рублей)
Утверждено на 2006 год |
Проект на 2007 год |
отклоне- ние |
темп роста | |
Межбюджетные трансферты | 529,4 | 777,2 | +247,8 | 146,8 |
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов |
228,2 | 260,4 | +32,2 | 114,1 |
Фонд софинансирования социальных расходов |
26,2 | 33,5 | +7,3 | 127,9 |
Дотации бюджетам субъектов РФ на обеспечение сбалансированности бюджетов |
25,0 | 34,6 | +9,6 | 138,4 |
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов |
1,4 | 2,0 | 0,6 | 142,9 |
Фонд регионального развития | 2,7 | 4,2 | 1,5 | 155,6 |
Фонды компенсаций | 73,9 | 153,9 | 80,0 | 208,3 |
Анализируя увеличение финансирования отдельных направлений финансовой помощи на 2007 год, можно сделать вывод, что основное увеличение происходит по Фонду компенсаций за счет передачи новых делегируемых полномочий бюджетам субъектов, а также по Федеральному фонду финансовой поддержки регионов.
Несмотря на то, что распределение ФФПР на 2007 год осуществляется с учетом новых подходов, направленных на усиление стимулов по увеличению доходной базы бюджетов субъектов, эта система распределения продолжает носить иждивенческий характер.
В бюджетах субъектов растет доля текущих расходов, в основном за счет увеличения заработной платы. Это ограничивает возможности регионов инвестировать средства в социальные и инфраструктурные проекты.
В этих условиях возрастает роль Федерального фонда регионального развития. Несмотря на то, что объем фонда увеличивается на 55,5 процента, и предлагается новая методика его распределения по регионам, Комитет отмечает, что предлагаемые Правительством новации могут привести к затягиванию сроков ввода в эксплуатацию объектов социальной сферы и, как следствие этого, к невозможности использования нового дорогостоящего оборудования, приобретаемого для этих объектов.
В связи с увеличением "делегируемых" субъектам Российской Федерации федеральных полномочий в 2007 году объем Федерального фонда компенсаций (ФФК) увеличен в 2,1 раза. С учетом новых пяти делегированных полномочий в 2007 году количество каналов, по которым осуществляется передача субвенций по ФФК увеличивается до 19. В связи с тем, что указанные средства носят исключительно целевой характер, роль бюджетов субъектов сводится в основном к казначейскому исполнению этих полномочий.
На фоне сохранения высокой доли централизации средств на федеральном уровне особого внимания требует рассмотрение вопроса, связанного с оценкой поступления земельного налога в региональные бюджеты.
Принятые изменения земельного законодательства перераспределили земли таким образом, что значительная часть земель перешла из региональной и муниципальной собственности в федеральную, что привело к выпадению доходов # местных бюджетах. В связи с этим муниципалитеты вынуждены устанавливать максимальные ставки земельного налога, которые приведут к резкому увеличению платы за земельные участки. Это прежде всего коснется большого количества граждан с низкими доходами.
Существующая методика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижение дифференциации в развитии регионов, не создает условий для их эффективного развития. Такой подход с регионального уровня транслируется на муниципальный, причем в гипертрофированном виде.
В результате в среднем по Российской Федерации расходы местных бюджетов в 2 раза превышают доходы, а количество самодостаточных муниципальных образований не превышает 2 процентов их общего числа. Муниципальные бюджеты в подавляющем большинстве - это бюджеты текущих расходов, в которых заработная плата составляет долее# 50%, а расходы на оплату коммунальных услуг до 30% общей суммы расходов.
Отсутствие четкой региональной и муниципальной политики государства, соответствующей принципам федерализма, привело к формированию кредиторской задолженности муниципальных образований, которая не учтена при расчетах трансфертов и по данным Счетной палаты Российской Федерации составила 35 988,1 млн.рублей.
Такой подход к межбюджетным отношениям лишает муниципальные образования возможности не только развития, но и нормального функционирования.
Государственный долг
Долговая политика Правительства Российской Федерации в 2007 году характеризуется:
уменьшением абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размеров государственного внешнего долга;
превышением объема государственного внутреннего долга над внешним;
расширением внутренних и сокращением внешних заимствований;
ростом совокупного внешнего долга Российской Федерации, за счет увеличения задолженности российских банков и нефинансовых предприятий со значительной долей государства в собственном капитале, частного сектора экономики;
активным использованием инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.
Проект федерального бюджета на 2007 год сформирован в условиях осуществленных в 2005 - 2006 годах беспрецедентно высоких выплат по внешнему долгу бывшего СССР Парижскому клубу кредиторов, в результате чего объем государственного внешнего долга за 2 последних года снизился на 63 млрд. долларов США и составил 50,5 млрд. долларов США на конец 2006 года.
В 2007 году наблюдается рост внешней корпоративной задолженности. Происходит трансформация внешнего государственного долга в корпоративный долг перед нерезидентами.
По данным Банка России совокупный внешний долг за 2005 год увеличился на 43,9 млрд. долларов США и на 1 апреля 2006 года составил 274,7 млрд. долларов США (27,6% ВВП). При этом внешний долг частного сектора превысил в 1,6 раза объем государственного внешнего долга, определенного Минфином России на ту же дату (120,4 и 75,2 млрд. долларов США соответственно).
Выводы и предложения
Рассмотрев проект федерального бюджета на 2007 год, Комитет отмечает.
Концепция федерального бюджета на 2007 год направлена на повышение уровня жизни населения, прежде всего работников бюджетного сектора, и улучшение демографической ситуации, развитие инвестиционной активности с использованием инструментов активной государственной политики, способствующих постепенному росту внутренних факторов экономического развития, и заслуживает одобрения.
Комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации:
в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2007 год разработать и принять Концепцию по управлению средствами Стабилизационного фонда на долгосрочную перспективу с отражением резервной части Стабилизационного фонда и части для создания "фонда будущих поколений";
к рассмотрению проекта федерального бюджета на 2007 год во втором чтении представить в Государственную Думу информацию по проектам и объемам средств, выделяемых из Инвестиционного фонда;
представить информацию о количестве объектов и объемах незавершенного строительства по этим объектам, по Федеральным целевым программам, приостановленным в 2007 году, и мерах, которые планирует Правительство Российской Федерации по сокращению этих объемов незавершенного строительства;
представить информацию об объемах остатков средств по главным распорядителям средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2007 года, которые предусматриваются в качестве дополнительного финансирования расходов федерального бюджета;
представить в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета планируемые на 2007 год индикаторы результативности и данные о реестре расходных обязательств министерств и ведомств для оценки эффективности использования средств по расходам федерального бюджета, в том числе по национальным проектам;
до рассмотрения проекта федерального бюджета на 2007 год в третьем чтении внести в Государственную Думу предложения об увеличении расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих с целью повышения норм общевойскового пайка в 2007 году с 67,48 рублей до 87,4 рублей в сутки.
При дальнейшей работе над проектом федерального бюджета на 2007 год необходимо:
- закрепить в законе о бюджете на 2007 год основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (объем ВВП, уровень инфляции);
- в целях оптимизации отдельных направлений расходов федерального бюджета на 2007 год рассмотреть вопрос о перераспределении средств по разделам функциональной классификации. Рассмотреть вопрос о выделении средств на инвестиции в электроэнергетику в форме увеличения уставного капитала, на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике и в железнодорожном транспорте, а также увеличения расходов на материальное поощрение работников налоговой и таможенной службы;
- в целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов и недопущения установления максимальных ставок по земельному налогу муниципальными образованиями в 2007 году, связанного с внесением изменений в земельное законодательство, профильным комитетам Государственной Думы подготовить предложения по внесению изменений в земельное, бюджетное и налоговое законодательство по разработке механизма по установлению оптимальных ставок земельного налога;
- рассмотреть вопрос о замене продовольственного пайка денежной компенсацией для военнослужащих и военных пенсионеров не с 1 декабря, а с 1 ноября 2007 года;
- при рассмотрении законопроекта во втором чтении рассмотреть вопрос об увеличении расходов по отдельным направлениям финансирования сельского хозяйства.
Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.