город Ростов-на-Дону |
дело N А01-756/2008-5 |
20 октября 2008 г. |
15АП-5939/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ехлаковой С.В.
судей Ванина В.В., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ехлаковой С.В.
при участии:
от истца - представитель Тхайшаов З.А. по доверенности N 433 от 21.06.2007, паспорт 79 01 N 085304 выдан 10.11.2001;
от ответчика - представитель Мамий А.Х. по доверенности N 12-106-11-270 от 30.06.2008, паспорт 70 02 N 179936 выдан 21.10.2002 код подразделения 012-005;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Майкопводоканал" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.07.2008 по делу N А01-756/2008-5
по иску МУП "Майкопводоканал"
к ответчику - ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" в лице Адыгейского филиала
об изменении условий договора
принятое в составе судьи Нефедова В.Н.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Майкопводоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к открытому акционерному обществу "Кубаньэнергосбыт" в лице Адыгейского филиала (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 450049 от 06.02.07, в части пунктов 5.1, 5.2 и 5.3.
В процессе рассмотрения спора истец уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявил о признании пунктов 5.1, 5.2 и 5.3 действующими в редакции изменений договора энергоснабжения N 450049 от 06.02.07, к соглашению о которых стороны пришли при подписании протокола разногласий от 21.12.06. В дальнейшем истец отказался от урегулирования разногласий по пункту 5.3 договора энергоснабжения N450049 от 06.02.07, отказ от данной части исковых требований принят судом.
Решением арбитражного суда от 6.07.2008 спорные пункты договора утверждены в следующей редакции: пункт 5.1: гарантирующий поставщик производит поставку электроэнергии потребителю по регулируемым тарифам и нерегулируемым свободным ценам в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов; пункт 5.2: гарантирующий поставщик определяет предельные уровни нерегулируемых цен в соответствующем расчетном периоде в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов. В остальной части требований производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Майкопводоканал" обжаловало его по правилам главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель просил отменить решение суда и утвердить пункты 5.1, 5.2 договора в редакции изменений договора энергоснабжения N 450049 от 06.02.07, к соглашению о которых стороны пришли при подписании протокола разногласий от 21.12.06., считая, что судом необоснованно не принято во внимание, что протокол разногласий был подписан ответчиком 21.12.06, что свидетельствует о получении акцепта. Протокол урегулирования разногласий подписан сторонами 26.12.06, т.е. после заключения договора В данном протоколе ответчик указал о принятии спорных пунктов в редакции договора, который на тот момент был заключен на условиях протокола разногласий. Кроме того, по мнению заявителя, к спорному договору не могут быть применены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее-Правила), так как исходя из положений действовавшей на момент заключения договора редакции Федерального закона от 26.03.03 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" данные Правила не являлись императивными. Истец также полагает, что для заключения договора на поставку электроэнергии с условием оплаты только по регулируемым ценам не может служить препятствием то обстоятельство, что исполнители коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в нормативных актах не приравнены к тарифной группе "население".
Возражая на жалобу, ОАО "Кубаньэнергосбыт" в лице Адыгейского филиала отклонило доводы заявителя как несостоятельные по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу и дополнение к ней.
В судебном заседании апелляционной инстанции 06.10.08 объявлялся перерыв до 17 час. 15.10.08. После перерыва заседание продолжено с участием представителей сторон.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим мотивам.
Как видно из материалов дела, в декабре 2006 г. ОАО "Кубаньэнергосбыт" в лице Адыгейского филиала направило МУП "Майкопводоканал" проект договора энергоснабжения N 450049, в который включались пункты пункт 5.1., 5.2, определяющие порядок расчетов по регулируемым тарифам и нерегулируемым ценам. Проектом предусматривались следующие условия пунктов 5.1 и 5.2:
Пункт 5.1: гарантирующий поставщик производит поставку электроэнергии потребителю по регулируемым тарифам и нерегулируемым свободным ценам в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов;
Пункт 5.2: гарантирующий поставщик определяет предельные уровни нерегулируемых цен в соответствующем расчетном периоде в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов;
В протоколе разногласий от 21.12.06 к договору энергоснабжения N 450049 предприятие предложило исключить пункт 5.2 договора, а пункт 5.1 договора изложить в следующей редакции: ГП производит поставку электроэнергии потребителю по регулируемым тарифам в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов.
Данный протокол подписан энергоснабжающей организацией с оговоркой "с протоколом урегулирования разногласий" В протоколе урегулирования разногласий, подписанном сторонами, изложены спорные пункты в редакции "потребителя" и "гарантирующего поставщика", а именно потребитель настаивал на принятии пункта 5.1 в редакции протокола разногласий, а пункт 5.2 предлагал исключить из договора, гарантирующий поставщик предлагал принять редакцию договора.
Между сторонами возник спор по указанным условиям договора, что послужило основанием для обращения предприятия с настоящим иском в суд.
Согласно статьям 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае возникновения у сторон разногласий при заключении договора и передаче их на рассмотрение суда условия договора, по которым имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Оценивая правомерно требований истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что условия спорных пунктов договора не были согласованы сторонами при заключении договора, несмотря на то, что протоколы разногласий и урегулирования разногласий ими подписаны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. В силу статьи 443 Кодекса ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Как отмечено выше, проект договора подписан истцом с протоколом разногласий, в котором содержались иные условия спорных пунктов., т.е. акцепт договора не состоялся. В свою очередь, ответчик подписал протокол разногласий с оговоркой - ссылкой на протокол согласования разногласий. В протоколе от 26.12.06 не изложена согласованная позиция сторон по спорным пунктам, каждой из сторон предложена своя редакция. Таким образом, разногласия сторон не были устранены при подписании названных протоколов, в связи с чем нет оснований считать, что договор был заключен в соответствующей редакции. Данное обстоятельство подтверждалось самим истцом при предъявлении настоящего иска, а потому возражения заявителя и доводы ответчика о заключении договора в редакции протокола согласования разногласий признаются апелляционной инстанцией ошибочными.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В силу пункта 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) (далее - Закон) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Статьей 6 Закона предусматривалось, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся: установление предельного объема электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии; определение перечня зон оптового рынка (далее - ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территорией одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам. В отношении остального объема электрической энергии до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
До даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона и статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Довод заявителя жалобы о том, что действующая на момент направления ответчиком проекта договора энергоснабжения N 450049 редакция статьи 6 Закона N 36-ФЗ не содержала положения о том, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанные нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу, и, следовательно, указанные ответчиком нормы Правил не распространяются на спорные отношения, поскольку изменение внесено Федеральным законом от 04.11.07 N 250-ФЗ, отклоняется апелляционной инстанцией.
В соответствии с частью 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Именно в смысле требований указанной нормы изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.11.07 N 250-ФЗ в статью 6 Федерального закона от 26.03.03 N 36-ФЗ, установлена обязательность применения утвержденных Правительством РФ Правил к правоотношениям сторон по договорам энергоснабжения, заключенным до вступления названных Правил в законную силу. Для оценки рассматриваемых условий договора момент внесения изменений в статью 6 Закона N 36-ФЗ не имеет правового значения, поскольку Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики вступили в силу с 01.09.2006 года.
Раздел VII Правил розничных рынков электроэнергии, устанавливает новую систему ценообразования на розничном рынке электроэнергии, которая распространяется на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей.
Положения пунктов 106 - 111 Правил устанавливают основы расчетов по регулируемым и свободным (нерегулируемым) ценам, при этом пунктами 109 -111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в толковании со статьями 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" указывает на их императивный характер.
Согласно пункту 106 Правил на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 107 Правил энергосбытовые организации, не относящиеся к указанным в пункте 106 настоящих Правил, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров. При этом к ним не применяются положения пунктов 108 - 111 настоящих Правил.
ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (ОАО "Кубаньэнергосбыт") решением Региональной энергетической комиссии-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 18.10.06 N 45/2006-Э признано гарантирующим поставщиком на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, и, следовательно, пункт 107 Правил к нему не применяется.
Пунктом 108 Правил установлено, что поставка электроэнергии для граждан-потребителей в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004 года утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года N 20-э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):группа - базовые потребители; группа - население; группа - прочие потребители. Данным пунктом также предусмотрено, что к тарифной группе "население" приравниваются исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие компании), приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объеме всего фактического потребления потребителей граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. Ресурсоснабжающие организации, приобретающие электроэнергию для целей предоставления коммунального ресурса населению, к данной тарифной группе не отнесены.
Таким образом, суд первой инстанции на основе анализа указанных норм сделал правильный вывод об отсутствии оснований для утверждения спорных пунктов договора в редакции истца.
Довод ответчика о необходимости дополнения решения суда указанием на то, что утвержденная редакция пунктов подлежит применению с момента заключения договора, то есть с 26.12.2006г., отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку соответствующее требование не являлось предметом рассмотрения суда первой инстанции.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 АПК РФ, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.07.2008 по делу N А01-756/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ехлакова С.В. |
Судьи |
Ванин В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-756/2008-5
Истец: МУП "Майкопводоканал"
Ответчик: ОАО "Кубанская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ОАО "кубаньэнергосбыт" в лице Адыгейского филиала
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5939/2008