город Ростов-на-Дону |
дело N А32-10237/2008-66/175 |
01 ноября 2008 г. |
15АП-5880/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Е.В. Андреевой, Т.Г. Гуденица
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокур И.Г.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 мая 2008 г. по делу N А32-10237/2008-66/175 о принятии обеспечительных мер
по заявлению ОАО "Туапсинский судоремонтный завод"
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения N 509/11-11/03442 ДСП в части
принятое в составе судьи Егорова А.Е.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 ДСП.
В порядке обеспечения заявленных требований заявитель обратился в суд с заявлением о приостановлении действия решения от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 ДСП и требования N 3421 от 13.05.08г. Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю до вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу, запретить налоговым органам производить действия связанные с приостановлением операций по банковским счетам ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору, запретить налоговым органам производить действия по бесспорному списанию средств в размере 599 235 руб. со счетов ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору, запретить банковским учреждениям (банкам), через которые действует заявитель в целях хозяйственной деятельности, исполнять требования налоговых органов, включая выставление инкассовых поручений, связанных с исполнением решения от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 МИ ФНС России N 6 по Краснодарском краю до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору.
Определением суда от 29.05.08г. приостановлено действие решения от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 ДСП и требования N 3421 от 13.05.08г. Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю до вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу; запрещено налоговым органам производить действия связанные с приостановлением операций по банковским счетам ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору; запрещено налоговым органам производить действия по бесспорному списанию средств в размере 599 235 руб. со счетов ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору; запрещено банковским учреждениям (банкам), через которые действует заявитель в целях хозяйственной деятельности, исполнять требования налоговых органов, включая выставление инкассовых поручений, связанных с исполнением решения от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 ДСП МИ ФНС России N 6 по Краснодарском краю до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору.
Судебный акт мотивирован тем, что в случае единовременного взыскания налоговым органом спорной суммы недоимки в размере, превышающем 38 млн. руб. (183,4% месячной потребности предприятия в денежных средствах), и возникшей в связи с этим нехватки оборотных средств, общество не сможет полностью исполнить обязательства перед всеми контрагентами, лишится оборотных средств, необходимых для поддержания процесса производства, что повлечет вышеуказанные последствия для его деятельности. Численность работников ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" составляет 812 человек. Согласно данным бухгалтерского учета за период с 01.01.08 по 01.04.08 среднемесячные расходы общества на выплату заработной платы составили 5 320 386,22 руб. Списание со счетов общества налогов сделает невозможным своевременную уплату заработной платы работникам общества, что может повлечь для него ущерб в виде пени за несвоевременную выплату заработной платы по ст. 236 Трудового кодекса РФ, потерю квалифицированных сотрудников, серьезно повлиять на репутацию общества как работодателя на рынке труда, создаст социальную напряженность в городе Туапсе.. Заявитель представил убедительные доказательства того, что не располагает средствами, достаточными для продолжения ремонтных работ и одновременного удовлетворения требований налоговой инспекции, не имеет возможности привлекать банковские кредиты в силу избыточности обязательств, что подтверждается данными бухгалтерского баланса за первый квартал 2008 года. Кроме того, по окончании разбирательства по делу у Общества будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта. Так, уставный капитал ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" составляет 34 464 000 рублей (ст. 8 Устава Общества). Способность Общества исполнить обязанность по уплате налогов, пени и штрафа в случае, если суд откажет в удовлетворении требований Общества, обеспечивается его активами - стоимость основных фондов составляет 54 121 тыс. руб., задолженность контрагентов перед Обществом (дебиторская задолженность) составляет 36 808 тыс. руб.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю обжаловала определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт.
По мнению подателя жалобы, по спорному решению инспекции общество обязано уплатить в бюджет 599 235 руб. Согласно расчетам, приведенным заявителем, поступления средств только по основным видам деятельности составили 43 552 207,46 руб. Таким образом, сумма подлежащая взысканию по данному спору, составляет 1.4% от квартальных оборотов налогоплательщика. Встречного обеспечения общество не представило. Особый порядок возврата из бюджета неправомерно списанных денежных средств не означает затруднительность такого возврата, если ненормативный правовой акт по которому осуществлено такое списание, будет признан недействительным. Данный порядок возврата и возможное обращение взыскания за счет денежных средств, находящихся на счетах общества в банках, не являются основаниями для применения обеспечительных мер, поскольку последствия возникают во всех случаях вынесения налоговыми органами решений о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности и доначислении сумм налогов. Обжалование решения налоговой инспекции и заявленные обеспечительные меры направлены на уклонение от своевременного исполнения обязанности перед бюджетом. Приостановление действия оспариваемого решения налогового органа нарушит баланс интересов заявителя, публичных интересов и значительно затруднит в дальнейшем исполнение ненормативных актов налогового органа.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
От ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество доводы жалобы оспорило. Общество считает, что меры по обеспечению заявления приняты правомерно, обжалуемое определение соответствует законодательству и материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что определение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В силу части 3 статьи 199 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с учетом содержания части 2 статьи 90 АПК РФ в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя.
При применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
В связи с этим при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Судебной коллегией установлено, что ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" заявлено требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю от 07.04.08г. N509/11-11/03442 ДСП.
Суд первой инстанции, удовлетворяя в полном объеме заявление о принятии обеспечительных мер, приостановил действие требования N 3421 от 13.05.08г. Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю.
Суд апелляционной инстанции полагает, что принятая судом первой инстанции обеспечительная мера в указанной части не связана с предметом основного требования Общества, поскольку обществом не заявлено о признании незаконным самостоятельного ненормативного акта требования N 3421 от 13.05.08г. Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю.
Кроме того, суд первой инстанции запретил налоговому органу производить действия, связанные с приостановлением операций по банковским счетам ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу судебного акта.
Согласно п. 2 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Принятие такой меры судом первой инстанции препятствует инспекции осуществлять какие - либо действия, связанные с приостановлением операций по банковским счетам налогоплательщика, в том числе, и не связанные с оспариваемым в рамках настоящего дела решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю от 07.04.08г. N509/11-11/03442 ДСП, что противоречит общим принципам, предусмотренным главой 8 АПК РФ.
Суд первой инстанции также запретил банковским учреждениям (банкам), через которые действует заявитель в целях хозяйственной деятельности, исполнять требования налоговых органов, включая выставление инкассовых поручений, связанных с исполнением решения от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 ДСП МИ ФНС России N 6 по Краснодарском краю до вступления в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия считает, что приостановление действия решения от 07.04.08г. N 509/11-11/03442 ДСП о доначислении НДС и запрещение налоговому органу производить действия по бесспорному списанию денежных средств в размере 599 235 руб. является достаточным и обеспечивает фактическую реализацию целей, принятой обеспечительной меры.
Таким образом, запрет банковским учреждениям исполнять требования инспекций является необоснованным.
В данной части определение суда подлежит отмене, а заявление общества о принятии обеспечительных мер не подлежащим удовлетворению.
В остальной части суд первой инстанции принял соразмерную предмету основного требования меру в виде приостановления действия оспариваемого решения и запрещения налоговым органам производить действия по бесспорному списанию средств в размере 599 235 руб. со счетов ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
В обоснование необходимости принятия обеспечительной меры заявитель указал на то, что непринятие такой меры причинит ему значительный ущерб.
В случае единовременного взыскания налоговым органом спорной суммы недоимки и возникшей в связи с этим нехватки оборотных средств, общество не сможет полностью исполнить обязательства перед всеми контрагентами, лишится оборотных средств, необходимых для поддержания процесса производства, что повлечет негативные последствия для его деятельности.
Судом первой инстанции правильно установлено, что основными видами деятельности ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" являются судоремонт и машиностроение (производство сменно - запасных частей судовых дизельных двигателей). Особенностью деятельности общества является длительный производственный цикл (длительность ремонта может составлять до 12 месяцев). В соответствии с условиями договоров, заключаемых ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", заказчик ремонта производит окончательную оплату за выполненные работы только после сдачи работ по судну и проведения ходовых испытаний, то есть в конце ремонта. Финансирование текущих производственных расходов осуществляется по большей части за счет собственных средств ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", поскольку в соответствии с условиями договоров только незначительная часть оплаты ремонтных работ оплачивается авансом.
Большую часть ремонтных работ (73,9%) ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" выполняет в рамках государственного оборонного заказа. Условиями договоров на ремонт судом ВМФ РФ и ФСБ предусмотрено, что даже в случае задержки бюджетного финансирования общество не вправе останавливать работы по ремонту военных объектов. Из - за нерегулярного поступления средств по объектам государственного оборонного заказа общество вынуждено расходовать собственные средства на финансирование ремонтных работ военных судов.
За первый квартал 2008 г. поступления средств по основным видам деятельности завода составили 43 552 207,46 руб., производственные затраты за тот же период 62 162 225,32 руб. Из - за недостаточности собственных оборотных средств общество вынуждено привлечь кредиты в размере 15 692 329,51 руб. для поддержания безостановочной производственной деятельности.
Судом первой инстанции правильно установлено, что численность работников ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" составляет 812 человек. Согласно данным бухгалтерского учета за период с 01.01.08 по 01.04.08 среднемесячные расходы общества на выплату заработной платы составили 5 320 386,22 руб.
Списание со счетов общества налогов сделает невозможным своевременную уплату заработной платы работникам общества, что может повлечь для него ущерб, потерю квалифицированных сотрудников, серьезно повлиять на репутацию общества как работодателя на рынке труда, создаст социальную напряженность в городе Туапсе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указал, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Суд установил, что принятие обеспечительных мер не нарушает баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта.
Из материалов дела следует, что по окончании разбирательства по делу у Общества будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта. Так, уставный капитал ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" составляет 34 464 000 рублей (ст. 8 Устава Общества). Способность Общества исполнить обязанность по уплате налогов, пени и штрафа в случае, если суд откажет в удовлетворении требований Общества, обеспечивается его активами - стоимость основных фондов составляет 54 121 тыс. руб., задолженность контрагентов перед Обществом (дебиторская задолженность) составляет 36 808 тыс. руб.
Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в данном случае невозможны, так как в случае отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным обжалуемого решения, налог будет взыскан налоговым органом с учетом пени, начисленной за период его неуплаты.
Доказательств отчуждения Обществом принадлежащего ему имущества; совершения операций, направленных на сокращение оборотных средств; деятельности, свидетельствующей о недобросовестном намерении заявителя уклониться от уплаты налогов, пени и штрафов налоговый орган не представил. В этой связи судом апелляционной инстанции отклоняется довод налоговой инспекции о том, что суд первой инстанции, допуская обеспечительные меры, нарушил баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2008 г. в части приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю от 07.04.08г. N509/11-11/03442 ДСП; запрещения Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю взыскивать в бесспорном порядке с ОАО "ТСРЗ" по решению от 07.04.08г. N509/11-11/03442 ДСП 599 235 руб. НДС до вступления решения в законную силу является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 мая 2008 г. по делу N А32-10237/2008-66/175 отменить в части приостановления действия требования N3421 от 13.05.08г. Межрайонной ИФНС России N6 по Краснодарскому краю до вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу; запрещения налоговым органам производить действия связанные с приостановлением операций по банковским счетам ОАО "ТСРЗ" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору; запрещения банковским учреждениям (банкам), через которые действует заявитель в целях хозяйственной деятельности, исполнять требования налоговых органов, включая выставление инкассовых поручений, связанных с исполнением решения от 07.04.08г. N509/11-11/03442 ДСП МИ ФНС России N 6 по Краснодарском краю до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору.
В удовлетворении ходатайства ОАО "ТСРЗ" о принятии обеспечительных мер в данной части отказать.
В остальной части определение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10237/2008-66/175
Истец: открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4820/2008