город Ростов-на-Дону |
дело N А32-9956/2008-39/167 |
14 ноября 2008 г. |
15АП-7231/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии: от заявителя: ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя;
от заинтересованного лица: Петросян Н.А., доверенность N 2 от 09.01.2008г.
от третьего лица: не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФРС по КК
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 сентября 2008 г. по делу N А32-9956/2008-39/167 (судья Колодкина В.Г.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к заинтересованному лицу Управлению федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Администрации МО Ейский район
о признании отказа незаконным
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к заинтересованному лицу Управлению федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее регистрационная служба) о признании незаконным отказа от 30.01.2008г. в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:42:02 03 0022:0027, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок,121. Территориальное управление также просило обязать регистрационную службу зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:42:02 03 0022:0027, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок, 121.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО Ейский район.
Требования мотивированы указанием на следующие обстоятельства: ранее спорный земельный участок являлся частью земельного участка площадью 10 526 000 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0:0026, расположенного по адресу Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок,121. На данный земельный участок было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Распоряжением Территориального управления земельный участок был разделен, образовалось два новых участка, в том числе спорный. Земельный участок является собственностью Российской Федерации в силу Постановления ВС РФ от 27 декабря 1993 г. N 3020-1, Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне", ст. 17 ЗК РФ, ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Для регистрации права собственности РФ был предоставлен кадастровый план.
В отзыве на заявление регистрационная служба просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указала на то, что 20.04.2004г. право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за администрацией г. Ейска Краснодарского края, одновременно зарегистрирован переход права собственности к ООО "Вера". Впоследствии запись была погашена, поскольку решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2006г. по делу N А32-030163/2004-39/554-2005-21/837 договор купли-продажи земельного участка был признан недействительным. Регистрационная служба также указала, что согласно делу правоустанавливающих документов заявитель обратился с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 23:42:02 03 022:0027, общей площадью 2 000 кв.м, на основании распоряжения ТУФАУФИ по КК от 26.06.2007г. N 332-р. Данным распоряжением разделен земельный участок с кадастровым номером 23:42:0:0026, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок, 121. Разделение земельного участка привело к созданию нового объекта, поэтому необходима государственная регистрация возникновения права на данный объект; создание нового объекта влечет за собой регистрацию права, а не внесение изменений в записи ЕГРП. Также указала на разночтение в адресе, не позволяющее индивидуализировать объект, подлежащий государственной регистрации.
Решением арбитражного суда от 22 сентября 2008 г. требования Территориального управления удовлетворены. Решение мотивировано указанием на следующие обстоятельства. Решением арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2006г. по делу N А32-030163/2004-39/554-2005-21/837 установлено, что спорный земельный участок входит в границы военного городка N 121 Ейской КЭЧ Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны РФ. Суд указал, что в случае разделения земельного участка должны быть прекращены права на прежний земельный участок (в связи с прекращением существования самого объекта права) и зарегистрированы права на вновь образованные объекты недвижимости - земельные участки, появившиеся в результате разделения прежнего участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрационная служба обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Жалоба мотивирована указанием на следующие обстоятельства: заявитель обратился в регистрационную службу с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРП, с заявлением о государственной регистрации права на вновь созданный объект заявитель не обращался. Согласно п.67 Правил ведение ЕГРП под изменениями записей понимается вносимые в ЕГРП сведения, которые не влекут за собой существенного изменения объекта недвижимого имущества, а также прекращения или перехода прав на него. Заявитель апелляционной жалобы также указывает на разночтения в адресе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель регистрационной службы пояснила довод апелляционной жалобы. Пояснила, что 7 октября 2008 г. ТУФАУГИ по КК вновь обратилось в Управление за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:42:02 03 02 022:0027, расположенный по адресу: г.Ейск, ул. Шмидта, 68 и земельный участок площадью 10 524 000 кв.м. с кадастровым номером: 23:42:0:0048, расположенный по адресу: Ейский район, г.Ейск, Военный городок, 121. Представила копию заявления, пояснила, что данное заявление подано верно, заявитель обратился в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права на вновь созданный объект, ранее же заявитель ошибочно обращался с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРП. Представитель полагает, что суд, оценивая действия регистрационной службы, не должен был учитывать распоряжение Территориального управления от 05.09.2008г. N 1062-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 26.06.2007г. N 332-р "О разделе земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации с кадастровым номером 23:42:02 03 022:0027". Данным распоряжением уточнен адрес одного из вновь образуемых земельных участков, однако оно принято гораздо позднее оспариваемого отказа регистрационной службы. Также пояснила, что применительно к отказу регистрации права на второй из сформированных в результате раздела земельного участка, а именно земельный участок площадью 10 524 000 кв.м. с кадастровым номером: 23:42:0:0048, в аналогичной ситуации решением Арбитражного суда Краснодарского края было отказано Территориальному управлению в признании действий регистрационной службы незаконными.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице поверенного Лукьянчикова К.С., действующего на основании доверенности от 31 июля 2007 г., обратилась в Территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю с заявлением, в котором просила внести изменения в запись ЕГРП на земельный участок общей площадью 2 000 кв.м., кадастровый номер 23:42:02 03 022:0027, расположенный по адресу Краснодарский край, г.Ейск, ул.Шмидта, д.68 в связи с изменением технических характеристик объекта недвижимого имущества, и выдать свидетельство о государственной регистрации права (л.д.54-56).
Как следует из расписки в получении документов на государственную регистрацию от 10.09.2007г. и сообщения об отказе в государственной регистрации от 30.01.2008г. N 63-21/1/131, заявителем также представлен кадастровый план земельного участка от 06.12.2006г., распоряжение Территориального управления N 332-р от 26.06.2007г. "О разделе земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации с кадастровым номером 23:42:0:0026", нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая право Лукьянчикова К.С. действовать от имени Территориального управления (л.д.19, 53).
Для признания действий регистрационной службы незаконными на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимо установить, что они не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации (поступило в Территориальное управление 27 февраля 2008 г.) основанием для отказа послужило непредставление на регистрацию всех необходимых документов.
Согласно абзацу 10 пункта 1 ст.20 Закона основанием для отказа в регистрации является непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации права.
Согласно абзацу 11 пункта 1 ст.21 Закона основанием для отказа являются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Согласно распоряжению Территориального управления от 26.06.2007г. N 332-р утвержден раздел земельного участка из земель населенных пунктов площадью 10 526 000 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0:0026, расположенного по адресу: Ейский район, г.Ейск, Военный городок,121. В результате раздела образованы два земельных участка:
- земельный участок из земель населенных пунктов площадью 10 524 000 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0:0048, необходимый для специального назначения;
- земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2 000 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0203 022:0027, необходимый для эксплуатации автозаправочной станции.
В материалах дела имеется свидетельство о праве собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 10 526 000 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0:0026, расположенного по адресу: Ейский район, г.Ейск, Военный городок,121 (л.д.45).
Статьей 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", действовавшего в момент совершения регистрационной службой оспариваемого действия, установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (пункт 3 статьи 14 названного Закона).
В силу пункта 5 Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660) кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае разделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы ЕГРП и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. С прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел ЕГРП закрывается (пункт 36 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219). Таким образом, в случае разделения земельного участка должны быть прекращены права на прежний земельный участок (в связи с прекращением существования самого объекта права) и зарегистрированы права на вновь образованные объекты недвижимости - земельные участки, появившиеся в результате разделения прежнего участка.
Между тем Территориальное управление с заявлением о регистрации права на вновь созданные объекты не обращалось. Территориальное управление обратилось с заявлением о внесении изменений в запись ЕГРП на земельный участок общей площадью 2 000 кв.м., кадастровый номер 23:42:02 03 022:0027, расположенный по адресу Краснодарский край, г.Ейск, ул.Шмидта, д.68, в связи с изменением технических характеристик объекта недвижимого имущества (изменение назначения).
Согласно п.5 ст.12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу VII. Правил ведение ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 под изменениями записей понимается вносимые в ЕГРП сведения, которые не влекут за собой существенного изменения объекта недвижимого имущества, а также прекращения или перехода прав на него.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В качестве правового основания для регистрации Территориальное управление представило в регистрирующий орган свое распоряжение от 26.06.2007г. N 332-р, адресная привязка обоих образуемых в результате раздела земельных участков определена в этом распоряжении следующим образом: Ейский район, г.Ейск, Военный городок,121. В соответствии с данным распоряжением адрес указан и в сообщении об отказе в государственной регистрации.
В то же время, в представленном для целей регистрации кадастровом плане указан иной адрес - г.Ейск, ул.Шмидта, строение 68 (л.д.21,22).
При этом в Едином государственном реестре прав уже был создан раздел, содержащий записи об объекте недвижимого имущества - земельном участке с кадастровым номером 23:42:02 03 022:0027, площадью 2 000 кв.м., расположенном по адресу Краснодарский край, г.Ейск, ул.Шмидта, д.68.
На данное обстоятельство регистрационная служба указала в сообщении об отказе в государственной регистрации права.
Согласно п.6 Правил ведение ЕГРП каждый раздел Единого государственного реестра прав идентифицируется кадастровым номером объекта, а в случае его отсутствия - условным номером.
Внесение в реестр сведений в соответствии с представленным распоряжением от 26.06.2007г. N 332-р относительно объекта - земельного участка с кадастровым номером 23:42:02 03 022:0027, площадью 2 000 кв.м., расположенном по адресу Ейский район, г.Ейск, Военный городок,121 привело бы к недопустимому противоречию в реестре.
Признав незаконными действия регистрационной службы, суд первой инстанции указал на принадлежность земельных участков Российской Федерации. Однако данное обстоятельство предметом спора в рамках данного дела не является.
Предметом судебного разбирательства является наличие либо отсутствие в действиях регистрационной службы нарушений требований законодательства.
Поскольку заявление на регистрацию было подано Территориальным управлением с нарушением требований Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним " и Правил ведение ЕГРП, на что было указано в сообщении об отказе в государственной регистрации, основания для удовлетворения требований Территориального управления отсутствовали.
Апелляционный суд полагает верным довод представителя регистрационной службы, согласно которому суд, оценивая действия регистрационной службы, не должен был учитывать распоряжение Территориального управления от 05.09.2008г. N 1062-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 26.06.2007г. N 332-р "О разделе земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации с кадастровым номером 23:42:02 03 022:0027". Данным распоряжением уточнены адреса формируемых земельных участков, один из которых (10 524 000 кв.м) расположен по адресу г.Ейск, Военный городок, 121, другой (2 000 кв.м) - по адресу г.Ейск, ул.Шмидта, строение 68. Однако отказано Территориальному управлению было 30 января 2008 г., распоряжение же с уточнением адресов принято 5 сентября 2008 г. (л.д.91).
Как следует из представленной в судебном заседании копии заявления, Территориальное управление повторно обратилось за регистрацией права собственности после устранения причин, препятствующих государственной регистрации, т.е. в соответствии с указанием, содержащимся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 30 января 2008 г.
Территориальное управление просило суд признать незаконным отказ от 30.01.2008г. в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:42:02 03 0022:0027, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок,121, т.е. в соответствии с распоряжением от 26.06.2007г. N 332-р.
В отношении участка по этому же адресу отказано в регистрации.
Суд признал незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:42:02 03 0022:0027, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, ул.Шмидта, 68.
Выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Управления ФРС по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности противоречат нормам материального права, в частности, нормам ст.12,18,20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", положениям Правил о ведении ЕГРП.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба регистрационной службы подлежит удовлетворению, судебный акт отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Территориального управления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от Арбитражного суда Краснодарского края от 22 сентября 2008 г. по делу N А32-9956/2008-39/167 отменить.
Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 30.01.2008г. (исх. N 63-21/1/131) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:42:02 03 0022:0027, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок,121; обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:42:02 03 0022:0027, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, Военный городок,121.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю 1 000 руб. в пользу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Вернуть Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю из федерального бюджета сумму излишне уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в размере 2 000 руб. Выдать справку на возврат.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9956/2008-39/167
Истец: ТУ ФАУГИ по Краснодасркому краю
Ответчик: УФРС по КК
Третье лицо: Администрация МО Ейский район
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7231/2008