Заключение по проекту федерального закона N 333837-4 "О внесении изменений в статьи 59 и 60 Федерального закона "О связи" (в части формирования резерва универсального обслуживания), внесенному Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рассмотрел на своем заседании проект федерального закона N 333837-4 "О внесении изменений в статьи 59 и 60 Федерального закона "О связи" (в части формирования резерва универсального обслуживания), внесенный Правительством Российской Федерации и считает необходимым отметить следующее.
В положениях статей 59 и 60 Федерального закона "О связи" установлены обязанности операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания, который создается в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи. При этом установлено, что средства резерва универсального обслуживания формируются и расходуются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Указанные статьи явились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" признаны не конституционными взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 59 и статьи 60 Федерального закона "О связи" (не соответствуют статьям 10, 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации), так как они не определяют существенные элементы указанных неналоговых фискальных платежей (сбора) - объект и базу, максимальный размер ставки или его критерии (с учетом регулярной основы их взимания), которые для таких платежей должны быть установлены непосредственно законом. При этом чрезмерно расширены объем и пределы подзаконного регулирования.
С учетом вышесказанного, в законопроекте предлагается внести изменения в статью 59 Федерального закона "О связи" и существенно дополнить статью 60, включив в нее определения базы расчета, ставки и размера отчисления (неналогового платежа). Для операторов сети связи общего пользования установлен срок осуществления отчисления (неналогового платежа) в резерв универсального обслуживания. В случае нарушения установленных сроков или осуществления отчислений (неналоговых платежей) в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании указанных отчислений.
Комитет отмечает, что в отличии от требований пункта 4 указанного постановления Конституционного суда Российской Федерации в законопроекте определяется не максимальный размер ставки, а ставка отчисления, что, по мнению разработчиков, позволяет обеспечить прозрачность и стабильность регулирования и не должно противоречить рассматриваемому постановлению Конституционного Суда Российской Федерации.
В адрес Комитета поступили предложения и замечания от субъектов права законодательной инициативы в поддержку законопроекта.
По мнению Комитета, предлагаемые изменения редакции статей 59 и 60 Федерального закона "О связи" соответствуют требованиям указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Одновременно Комитет обращает внимание, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию надлежит внести изменения в Федеральный закон "О связи", а Правительству Российской Федерации привести в соответствии с этими изменениями нормативные правовые акты в сроки, необходимые для их учета в федеральном бюджете на 2007 год. При этом признанные неконституционные положения статей 59 и 60 Федерального закона "О связи", а также основанные на них положения нормативных правовых актов утрачивают силу не позднее 1 января 2007 года.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи поддерживает концепцию проекта федерального закона N 333837-4 "О внесении изменений в статьи 59 и 60 Федерального закона "О связи" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
В.Л. Горбачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.