город Ростов-на-Дону |
дело N А32-11433/2008-64/289 |
15 декабря 2008 г. |
15АП-7596/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Ильиной М.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсупова Л.А.
при участии:
от истца: Ханмагомедов Кади Талибович, удостоверение личности офицера, доверенность от 22.05.2008г. N 17
от ответчика: Сюрис Виктория Михайловна, паспорт, доверенность от 08.12.2008г. N 1125
от третьего лица: Варивода Ирина Анатольевна, паспорт, доверенность от 09.01.2008г. N 3
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части МВД РФ N 6765
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2008г. по делу N А32-11433/2008-64/289
по иску Войсковой части N 6765
к ответчику Государственному учреждению здравоохранения Клиническому противотуберкулезному диспансеру
при участии третьего лица Департамента здравоохранения Краснодарского края
о взыскании 49010,40 руб.
принятое судьей Огилец А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть МВД РФ N 6765 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Государственному учреждению здравоохранения "Клинический противотуберкулезный диспансер" с иском о взыскании (далее - ответчик) 49 010 руб. 40 коп. убытков, а также об обязании ГУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" г. Краснодар проводить плановый прием и лечение военнослужащих ВВ МВД РФ больных социально значимыми заболеваниями и лечить их за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения. Исковые требования мотивированы тем, что статья 41 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. N 5487-1 предусматривает, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимым заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 7 Приказа МВД N 272, Минздрава N 136 от 06.05.1997, все виды медицинской помощи, предусмотренные целевыми программами профилактики и лечения социально значимых заболеваний военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу на территории соответствующего субъекта РФ, оказываются за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2008г. по делу N А32-11433/2008-64/289 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Войсковая часть МВД РФ N 6765 обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована незаконным расходом денежных средств в результате заключения договора от 18.05.2008г., а также обязанностью ГУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" г. Краснодар в силу закона проводить плановый прием и лечение военнослужащих ВВ МВД РФ больных социально значимыми заболеваниями и лечить их за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения. Заявитель ссылается на обязанность ответчика проводить лечение туберкулеза в рамках целевых программ за счет средств регионального бюджета.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании представил отзыв на апелляционную жалобу, поддержал доводы, изложенные в нем, пояснил, что с доводами апелляционной жалобы ответчик не согласен, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что истцом не отрицается надлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по договору. Указал, что ответчик должен оказывать только медицинскую помощь по договору, а не плановую.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснил, что департамент поддерживает позицию ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение здравоохранения "Клинический противотуберкулезный диспансер" указывает на правомерность заключения договора от 18.05.2007г., на надлежащие исполнение своих обязательств по договору. Ответчик считает обоснованным, при наличии в системе МВД РФ специализированных медицинских учреждений по лечению туберкулеза, финансируемых Российской Федерации, возможности компенсации расходов учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения, округами внутренних войск МВД России (воинской частью, заключившей договор).
Департамент здравоохранения Краснодарского края в своем отзыве указывает соответствие оказания ответчиком медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, на основании заключаемых договоров действующему законодательству. Требование о возложении на ответчика обязанности проводить плановый прием и лечение военнослужащих ВВ МВД РФ, больных социально значимыми заболеваниями, и лечить их за счет средств государственной системы здравоохранения полагает необоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор об оказании медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД РФ от 18.05.2007г. Согласно указанному договору ГУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" обязался оказывать специализированную медицинскую помощь военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, согласно направлению командира Войсковой части 6765, а МВД РФ войсковая часть оплачивать оказанные услуги в предусмотренном договором порядке.
ГУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" выполнила обязательства, предусмотренные договором об оказании медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД РФ от 18.05.2007г., надлежащим образом, что подтверждается актом об оказании медицинских услуг по договору от 18.05.2007г.; отчетом за лечение в ГУЗ Клинический противотуберкулезный диспансер.
Войсковая часть оплатила оказанные услуги по данному договору в размере 49 010 руб. 40 коп., что подтверждается платежными поручениями N 314, N 315 (т. 1 л.д.79-82).
Полагая, что допущен незаконный перерасход средств федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд. При этом правовая квалификация истцом заявленных требований в качестве убытков является неверной, ввиду того, что на нарушение договорных обязательств истец не указывает, а состав деликта отсутствует. Поскольку правовая квалификация спорных правоотношений является прерогативой суда, апелляционный суд рассматривает заявленные требования в качестве требований о возмещении неосновательного обогащения по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Туберкулез включен в перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
В соответствии со ст. 41 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.
Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с настоящими Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 25 Основ установлено, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
П. 2 названных правил утвержден договорный порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и пр.
В п. 4 указано, что взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи не производятся. Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного.
Доводы ответчика о том, что Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 не применяется в отношении оказания медицинской помощи военнослужащим, страдающим социально значимыми заболеваниями, не основаны на содержании указанного нормативного акта. Таких исключений указанное постановление не содержит.
Обоснована и ссылка ответчика на ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края от 06.11.1997г. N 17-КЗ о допустимости заключения договора с истцом в рамках предусмотренного дополнительного финансового обеспечения деятельности медицинских противотуберкулезных организаций.
Кроме того, согласно п. 2 Приказа МВД РФ N 272, Минздрава РФ N 136 от 06.05.1997 "Об утверждении инструкции о порядке проведения финансовых расчетов за медицинскую помощь, оказанную военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, все виды медицинской помощи, включая отпуск лекарств, оказываются в военно-медицинских учреждениях бесплатно. При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях - беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения.
Затраты, связанные с оказанием военнослужащим медицинской помощи, компенсируются учреждениям здравоохранения за счет средств сметы внутренних войск МВД России по действующим тарифам для данного учреждения здравоохранения на момент оказания военнослужащему медицинской помощи.
В соответствии с п. 5 приведенного приказа финансовые расчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения производятся в соответствии с договорами, заключенными командующим войсками соответствующего округа внутренних войск МВД России (командиром воинской части), с руководителем территориального округа управления здравоохранением или учреждениями здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 6 особо отмечено, что в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, роды и другие состояния и заболевания, угрожающие жизни больного и здоровью окружающих), медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно всеми лечебными учреждениями здравоохранения. Взаиморасчеты при этом не производятся, оплата за оказанную скорую медицинскую помощь и стационарные виды помощи по экстренным показаниям осуществляется за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1. С момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного и здоровью окружающих и возможна его транспортировка, за медицинскую помощь производятся финансовые расчеты как за плановую в соответствии с п. 2 Инструкции.
При этом истец ссылается на п. 7 приказа в соответствии с которым виды медицинской помощи, предусмотренные целевыми программами профилактики и лечения социально значимых заболеваний, а также дорогостоящие виды медицинской помощи, утвержденные Минздравом России, военнослужащим, проходящим военную службу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, оказываются за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения. В случае выявления в процессе обследования и лечения военнослужащих в учреждениях здравоохранения заболеваний, входящих в целевые территориальные программы профилактики и лечения социально значимых заболеваний, взаиморасчеты за медицинскую помощь при этих заболеваниях не производятся.
Однако ссылка истца на федеральные целевые программы, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации N 790 и N 280, необоснованна, поскольку диспансер не отнесен указанными программами к числу объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы.
Истец также не привел каких-либо региональных целевых программ Краснодарского края, в которых среди получателей бюджетных средств на указанные истцом цели значился бы ответчик.
Истцом также заявлено требование об обязании ГУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" г. Краснодар проводить плановый прием и лечение военнослужащих ВВ МВД РФ больных социально значимыми заболеваниями и лечить их за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения.
С учетом изложенного данное требование не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании приведенных норм права заявителем. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
С учетом предоставленной истцу отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы и в соответствии с правилами ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2008г. по делу N А32-11433/2008-64/289 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с войсковой части N 6765 Министерства внутренних дел Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 (Одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11433/2008-64/289
Истец: Войсковая часть 6765
Ответчик: ГУ здравоохранения Клинический противотуберкулезный диспансер
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару
Третье лицо: Департамент здравоохранения Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7596/2008