Пояснительная записка
к проекту части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации
Проект раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", который должен составить часть четвертую данного Кодекса, посвящен правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Значение этих отношений для гражданского оборота в современных условиях настолько возросло, что сделало их почти равноценными отношениям в области материального производства и обмена, всегда являвшимся основным предметом регулирования гражданского права. Без раздела, посвященного интеллектуальной собственности, кодификацию российского гражданского законодательства нельзя считать завершенной.
Положения Конституции Российской Федерации об интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 и пункт "о" статьи 71) предполагают определенное единство регламентации отношений по поводу этого вида объектов гражданского права. Необходимость единства их регулирования также следует из ряда общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 8, статья 18, пункт 2 статьи 26, статьи 128 и 138).
В пользу такого подхода говорит и весь отечественный опыт развития законодательства об интеллектуальной собственности, которое на протяжении последних ста лет неоднократно подвергалось кодификации вместе со всем гражданским законодательством. Незадолго до революции 1917 года был разработан проект Гражданского уложения Российской Империи, содержавший в том числе положения об авторском праве, правах на изобретения, товарные знаки и фирму. Нормы об авторских правах включались в проекты Гражданского кодекса СССР (1940, 1947, 1948, 1951 годы), а в проекты Гражданского кодекса СССР, разработанные в 1940 и в 1951 годах, были внесены также положения о правах изобретателей. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года содержали отдельные разделы об авторском праве, праве на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец, а также о праве на открытие. Наконец, в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года были включены разделы об авторском праве, а также о праве на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве (в том числе на промышленный образец, товарный знак и знак обслуживания, фирменное наименование, на защиту секретов производства).
В советский период объединению законодательства об интеллектуальной собственности в одном гражданском кодексе препятствовало разделение компетенции в этой отрасли законодательства (как и в области гражданского законодательства в целом) между Союзом ССР и союзными республиками. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, отнесшей правовое регулирование интеллектуальной собственности к ведению Российской Федерации (пункт "о" статьи 71), перестали существовать какие-либо формальные препятствия для кодификации всех гражданско-правовых норм об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Работа над проектом нового ГК РФ, которая ведется с 1992 года, с самого начала предусматривала такую кодификацию.
Тем не менее с начала 90-х годов российское законодательство об интеллектуальной собственности, вопреки всему предыдущему отечественному законодательному опыту, оказалось рассредоточено по нескольким не связанным и не скоординированным между собой законам (принятые 23 сентября 1992 г. Патентный закон Российской Федерации, законы Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах"; Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 г. "О селекционных достижениях" и ряд других).
В результате целая отрасль гражданского законодательства оказалась искусственно изолирована от остальных его составляющих (в том числе от основополагающих норм гражданского права) именно тогда, когда требовалось решать принципиально новые вопросы, связанные с участием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в гражданском обороте, из которого они были, по существу, изъяты в советский период. Это привело к тому, что на практике нормы законодательства об интеллектуальной собственности зачастую не воспринимаются как регулирующие гражданско-правовые отношения, несмотря на существующие в ряде упомянутых законов общие отсылки к гражданскому законодательству. В результате возникает вопрос о применимости к таким отношениям общих положений гражданского законодательства. Чаще всего это обусловлено тем, что в большинстве своем законы, действующие в сфере интеллектуальной собственности, лишь в очень небольшой мере затрагивают вопросы перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также обращения этих прав в условиях рыночной экономики. Кроме того, в ряде случаев отдельные положения этих законов противоречат друг другу, что затрудняет их практическое применение.
Все это свидетельствует о том, что кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности в самостоятельную часть четвертую (раздел VII) ГК РФ полностью отвечает потребностям общественной жизни.
Опыт подготовки вариантов частичной кодификации законодательства об интеллектуальной собственности в ГК РФ (1995 - 2001 годы) показывает, что наиболее эффективной является полная кодификация норм об интеллектуальной собственности, то есть включение в ГК РФ всех норм, которые должны быть установлены на уровне федерального закона. Систематизированное объединение всех законодательных норм об интеллектуальной собственности не только позволит избежать их дублирования в разных законах, согласовать соответствующие нормы между собой, но и значительно упростит пользование ими, повысит их авторитетность и стабильность. Поэтому при подготовке проекта части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Проект) был избран вариант полной кодификации законодательства об интеллектуальной собственности, исключающий в дальнейшем необходимость существования специальных законов по отдельным видам интеллектуальной собственности.
Объединение правовых норм об интеллектуальной собственности в одном законе (в ГК РФ) позволило решить ряд задач кодификационного характера, важных для стабильности нашего законодательства и практики его применения. В частности, в начале Проекта помещены общие положения, относящиеся ко всем видам интеллектуальной собственности или к их большей части (глава 69). Определение в законе наиболее принципиальных правил об интеллектуальной собственности призвано обеспечить единообразие правового регулирования в этой сфере, особенно в том, что касается участия исключительных прав в гражданском обороте (распоряжение ими, виды и формы соответствующих сделок) и ответственности за их нарушение. Предлагаемая кодификация позволяет также добиться существенной законодательной экономии.
Кроме того, в Проекте устранены многие неоправданные расхождения в правовом регулировании сходных отношений, имеющиеся в действующих законах по отдельным видам интеллектуальной собственности, унифицирована (или сближена) используемая в этой области законодательства терминология.
Наконец, со всей наглядностью для правоприменительной практики решен вопрос соотношения норм об интеллектуальной собственности с общими правилами гражданского законодательства (о субъектах, сделках, обязательствах, договорах и так далее). Включение норм об интеллектуальной собственности в ГК РФ автоматически влечет за собой применение к отношениям в этой сфере общих правил, установленных ГК РФ, за исключением случаев, для которых в самом ГК РФ сделаны специальные изъятия.
В процессе консолидации действующего законодательства об интеллектуальной собственности в виде раздела VII ГК РФ наряду с уже упоминавшимися кодификационными решались также задачи по усовершенствованию его содержания.
1. В Проект включены не только традиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности.
Одна группа этих институтов касается таких широко используемых на практике объектов охраны, как право на секреты производства (ноу-хау) и право на фирменное наименование, которые до настоящего времени не имеют единого законодательного регулирования.
Другая группа институтов впервые вводится в российское законодательство. Речь идет о таких новых правах, смежных с авторскими, как право на содержание базы данных и право публикатора произведения науки, литературы или искусства, а также о новых правах на средства индивидуализации: праве на коммерческое обозначение и праве на доменное имя. Нормы об охране права на содержание базы данных, права публикатора, права на коммерческое обозначение содержатся в законодательстве ряда иностранных государств и основаны на международно-правовых актах, в частности на директивах Европейского союза (далее - ЕС). Что касается доменного имени, то его правовая охрана средствами законодательства об исключительных правах предлагается впервые. Необходимость установления законодательного регулирования в этой сфере вызвана прежде всего тем, что в последнее время значительно участились случаи нарушения прав на средства индивидуализации в сети "Интернет".
2. Целый ряд нововведений, предложенных в Проекте, обусловлен необходимостью усиления защиты прав граждан - создателей интеллектуальных ценностей (авторов, исполнителей, изобретателей, селекционеров и так далее). В условиях, когда результаты творческой деятельности становятся предметом многообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, требуется особое внимание к правам их создателей, поскольку их интересы могут вступать в противоречие, с одной стороны, с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свободном использовании созданного автором творческого результата, а с другой стороны, с интересами более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое творение. Защитить права автора может только государство, закон. Принцип повышенной защиты интересов авторов заложен в законодательных системах большинства стран континентальной Европы.
Проект устанавливает целый ряд норм, предусматривающих дополнительные гарантии защиты прав авторов. Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить такую защиту, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально, как правило, возникает у создателя этого результата - у автора в широком смысле слова, а к другим лицам может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, специально установленным законом (пункт 3 статьи 1228). Укрепляет положение автора последовательно проведенное во всех соответствующих главах Проекта правило о том, что автор-работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование служебного произведения или иного служебного результата, независимо от того, будет ли работодатель сам использовать соответствующий служебный результат или это право перейдет от него к другому лицу (статьи 1295 - 1298, 1370 - 1373, 1430 - 1432, 1461 - 1464).
В Проекте содержится положение о том, что на принадлежащее автору произведения и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания (статьи 1284 и 1319). Предусмотрена ограниченная ответственность автора по авторским договорам (статья 1290), закреплено императивное для издательского лицензионного договора правило, возлагающее на издателя обязанность начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в договоре. Причем неисполнение этой обязанности влечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме (статья 1287).
3. Наряду с мерами по усилению охраны имущественных прав автора в Проекте предусмотрены также меры, направленные на улучшение защиты его личных неимущественных прав. В частности, отдельная статья в общих положениях Проекта посвящена способам защиты личных неимущественных прав (статья 1251). Восстановлен прежний подход к праву автора на неприкосновенность произведения (статья 1266), которое по своему содержанию заметно шире, чем закрепленное в Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" право на защиту репутации автора. Впервые определяется порядок внесения наследниками или иными правопреемниками автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и по его истечении (статьи 1266 и 1268). При этом предусматривается, что подобные действия могут осуществляться упомянутыми лицами только в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и так далее).
4. В целях обеспечения более эффективного участия в гражданском обороте нематериальных ценностей, какими являются результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации предпринимателей, их товаров, работ и услуг, в Проекте осуществлена значительная детализация регулирования отношений, связанных с распоряжением имущественными правами на такие результаты и средства индивидуализации. Большое внимание уделено характеристике и регламентации двух основных договоров, с помощью которых осуществляется оборот прав на эти объекты интеллектуальной собственности, - договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, предоставляющего право использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в установленных лицензионным договором пределах. Общие положения о распоряжении исключительным правом, о видах названных договоров, их содержании, форме и последствиях нарушения содержатся в главе 69 Проекта (статьи 1233 - 1238), а особенности договоров, заключаемых в отношении тех или иных результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, изложены в главах, посвященных этим объектам (например, в главе 70 "Авторское право" и в главе 72 "Патентное право"). В Проекте подробно регламентирован также порядок использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору (в том числе по государственному контракту).
5. Значительное внимание в Проекте уделено вопросам адекватности и эффективности мер ответственности за нарушение исключительных прав (статьи 1253 - 1255). В частности, впервые введены нормы, устанавливающие в качестве меры ответственности за грубое нарушение исключительных прав конфискацию у нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, использованных или предназначенных для совершения нарушения, а также наиболее строгую меру: ликвидацию юридического лица - нарушителя или прекращение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина-нарушителя.
6. Ряд содержащихся в Проекте положений направлен на устранение недостатков правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, выявленных в ходе практического применения действующих законов.
Например, согласно Патентному закону Российской Федерации признание недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец влечет за собой его аннулирование с даты подачи заявки. Однако в названном Законе не решен вопрос о последствиях аннулирования патента для лиц, заключивших в период действия патента лицензионные договоры с патентообладателем. В Проекте предлагается в целях обеспечения экономической стабильности гражданского оборота считать, что такие лицензионные договоры сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту вынесения решения о недействительности патента (статья 1398). Аналогичные правила предусмотрены также в отношении патента на селекционное достижение и свидетельства на товарный знак или знак обслуживания (статьи 1441 и 1513).
Серьезно изменены нормы действующего законодательства об управлении авторскими и смежными правами на коллективной основе. По новым правилам (статьи 1242 - 1244) право управлять такими правами без прямо выраженного согласия правообладателей предоставляется лишь организациям, получившим на конкурсной основе государственную аккредитацию. Только эти организации будут иметь право собирать и распределять компенсационное вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях (статья 1245). Это положение призвано обеспечить функционирование существующей уже 12 лет только на бумаге системы сбора соответствующих средств с изготовителей и импортеров оборудования и материалов, используемых для такого воспроизведения, и последующего их распределения среди правообладателей.
7. В ходе решения кодификационных задач в Проекте учитывалась необходимость обеспечения более полного и точного соответствия российского законодательства об интеллектуальной собственности международным обязательствам Российской Федерации в этой сфере, а также перспектива ее участия в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) в связи с ожидаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к договорам ВОИС 1996 года по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам. В целях достижения большей унификации российского законодательства с законодательством стран ЕС в Проекте были учтены также положения директив ЕС по вопросам интеллектуальной собственности.
***
Проект состоит из девяти глав.
Глава 69 "Общие положения".
Глава 70 "Авторское право".
Глава 71 "Права, смежные с авторскими".
Глава 72 "Патентное право", включающая права на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
Глава 73 "Право на селекционное достижение".
Глава 74 "Право на топологию интегральной микросхемы".
Глава 75 "Право на секрет производства (ноу-хау)".
Глава 76 "Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов", включающая право на фирменное наименование, право на товарный знак и знак обслуживания, право на наименование места происхождения товара, право на коммерческое обозначение и право на доменное имя.
Глава 77 "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии".
Глава 69 "Общие положения" содержит перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, которым предоставляется правовая охрана. Именно эти результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как особые нематериальные объекты правовой охраны, объединены в Проекте термином "интеллектуальная собственность". В целях возможности использования обобщающего названия права, возникающие в отношении интеллектуальной собственности, именуются в Проекте интеллектуальными правами и включают как личные неимущественные права, присущие авторам творческих достижений (право авторства, право на имя и другие), так и исключительное право, являющееся правом имущественным и, следовательно, объектом гражданского оборота, а также ряд иных прав, которые нельзя однозначно отнести ни к содержанию исключительного права, ни к личным неимущественным правам (например, право следования в авторском праве).
В данной главе раскрывается понятие исключительного права как права его обладателя использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Устанавливается также, что обладатель исключительного права может распоряжаться им по своему усмотрению, если иное не предусмотрено ГК РФ, в том числе отчуждать указанное право по договору другому лицу или предоставлять другому лицу право использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или соответствующее средство индивидуализации в установленных пределах (выдача лицензии). Несколько статей посвящены общей характеристике договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, а также случаям, когда исключительное право может переходить к другим лицам без договора. В общих положениях, содержащихся в этой главе, также получил отражение принцип ограниченного действия исключительного права во времени и в пространстве.
Существенное место в главе 69 занимают нормы, касающиеся защиты интеллектуальных прав. Предусмотренные Проектом способы защиты таких прав обладают определенной спецификой. Одни из них применяются независимо от вида нарушения (например, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения). Другие (возмещение убытков, выплата компенсации и так далее) подлежат применению лишь при наличии вины нарушителя, отсутствие которой должно быть доказано нарушителем.
Отдельные положения, включенные в главу 69, являются общими не для всех, а лишь для некоторых видов интеллектуальных прав. К таковым, в частности, следует отнести нормы об авторе результата интеллектуальной деятельности (статья 1228); о деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление интеллектуальными правами в сфере авторского и смежных прав (статьи 1242 - 1244); о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (статья 1232); о патентных поверенных (статья 1247), о патентных и иных пошлинах (статья 1249) и ряд других. Такой подход позволил избежать многочисленных повторений в следующих главах Проекта.
Глава 70 "Авторское право" основывается на традиционных принципах и положениях, относящихся к таким общим категориям авторского права (в объективном смысле этого понятия), как объекты, субъекты, их правомочия, сроки действия прав автора и так далее. В главу включены положения, касающиеся программ для ЭВМ и баз данных, которые, являясь объектами авторского права, в настоящее время подпадают под регулирование отдельного закона (Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных").
Нормы главы 70 учитывают тенденции международного правового регулирования в данной сфере, в частности получившие отражение в Договоре ВОИС об авторском праве 1996 года и в Директивах ЕС по вопросам авторского права. Ряд положений направлен на усиление охраны интересов авторов и их наследников. В главе подробно определяются и регулируются личные неимущественные и имущественные права авторов и иных правообладателей, а также способы распоряжения этими правами.
Глава 71 "Права, смежные с авторскими" содержит положения, имеющие целью охрану прав артистов-исполнителей, режиссеров - постановщиков спектаклей и дирижеров на результат исполнения; прав изготовителей фонограмм и видеозаписей, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи. Регламентация этих трех самостоятельных категорий исключительных прав основана на положениях Римской конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 1961 года и упоминавшегося Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года.
В этой главе впервые в российском законодательстве предусматривается насущно необходимая охрана исключительного права изготовителя базы данных на содержание такой базы данных (§ 5 главы 71). Регулирование в этой сфере опирается на положения Директивы Европейского парламента и Совета N 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных. Однако в отличие от указанного документа, рассматривающего право изготовителя на содержание базы данных как специальное право (sui generis), в проекте это право рассматривается как смежное с авторским.
Кроме того, также впервые предусматривается охрана исключительного смежного права публикатора, то есть гражданина, который впервые обнародовал произведение литературы, науки или искусства, отвечающее требованиям, предъявляемым Проектом к объектам авторского права, но не опубликованное в течение срока действия авторского права и поэтому перешедшее в общественное достояние либо вообще никогда не охранявшееся авторским правом (§ 6 главы 71). Регламентация указанного права опирается на содержание Директивы 93/98/ЕС от 29 октября 1993 г. о гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав.
Глава 72 "Патентное право" посвящена правовой охране изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Она включает традиционные для патентного права положения, составляющие в настоящее время содержание Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г., в том числе необходимые для регламентации возникновения, существования и гражданского оборота патентных прав административно-правовые нормы, предусматривающие процедуру государственной регистрации объектов патентных прав и выдачи патентов.
Значительное внимание уделяется содержанию исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и способам распоряжения этим правом.
Впервые в качестве самостоятельного отчуждаемого права автора изобретения, полезной модели или промышленного образца определяется право на получение патента (статья 1357).
Глава 73 "Право на селекционное достижение", посвященная объектам, охрана которых была введена Законом Российской Федерации от 6 августа 1993 г. "О селекционных достижениях", в основном воспроизводит нормы этого Закона, несколько видоизмененные с учетом необходимости их кодификации. Данные нормы приведены в соответствие с общими началами охраны интеллектуальных прав с сохранением специфики охраны селекционных достижений, связанной с особенностями самих биологических объектов.
Глава 74 "Право на топологию интегральной микросхемы" направлена на правовое регулирование в отношении объектов, которым охрана впервые была предоставлена Законом Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем". В этом случае также решается задача приведения действующих норм в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав при сохранении специфики правового регулирования в этой области.
Глава 75 "Право на секрет производства (ноу-хау)" является новой для российского законодательства. Эта категория объектов интеллектуальной собственности упоминается в некоторых законодательных актах (прежде всего в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне"), но правовой режим этих объектов определен в них лишь фрагментарно, недостаточно и требует более подробного определения в законе. В главе 75 определяются признаки секрета производства, содержание исключительного права на него, особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора (статьи 1468 и 1469), а также взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства (статья 1470).
Глава 76 "Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов" состоит из пяти параграфов, которые содержат нормы, касающиеся права на фирменное наименование, права на товарный знак и знак обслуживания, права на наименование места происхождения товара, права на коммерческое обозначение и права на доменное имя. В отличие от результатов интеллектуальной деятельности средства индивидуализации предназначены только для использования в коммерческом обороте и охраняются исключительно в целях защиты прав предпринимателей.
Самые общие положения о фирменном наименовании в настоящее время содержатся в части первой ГК РФ (статья 54), оно также упоминается в законодательстве в связи с отдельными организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц. Однако детальное определение правового режима фирменного наименования юридического лица в действующем законодательстве отсутствует. В § 1 главы 76 Проекта определены требования к содержанию фирменного наименования как объекта прав в сфере интеллектуальной собственности. В правилах этого параграфа установлено, что основанием возникновения исключительного права на фирменное наименование является государственная регистрация юридического лица, которому оно принадлежит. Важным изменением в правовом режиме фирменного наименования является прямой запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования по лицензионному договору (ст. 1474).
Правила о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания (§ 2 главы 76), а также о наименованиях мест происхождения товаров (§ 3 главы 76) в основном восприняты из Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения. Изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав.
Содержание § 4 главы 76 составляют нормы, касающиеся коммерческого обозначения, которое в отличие от фирменного наименования, индивидуализирующего юридическое лицо, должно индивидуализировать предприятие (магазин, ресторан, фабрику и тому подобное) как производственную единицу. Согласно Проекту коммерческое обозначение может быть использовано не только коммерческими юридическими лицами, но и некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также индивидуальными предпринимателями. Коммерческие обозначения не требуют регистрации и не подлежат обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц. В Проекте дается общая характеристика содержания исключительного права на коммерческое обозначение, предусматриваются ограничения в распоряжении этим правом: оно может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется (статья 1539).
Проектом впервые вводится правовая охрана исключительного права на доменное имя (§ 5 главы 76). Нормы данного параграфа распространяются на доменные имена, зарегистрированные в зоне, охватываемой доменами первого уровня, которые закреплены за Российской Федерацией в установленном порядке. В параграфе дается определение доменного имени как объекта интеллектуальной собственности (средства индивидуализации информационных ресурсов), определяется содержание исключительного права на доменное имя (статья 1545), устанавливается порядок использования иных объектов исключительных прав в составе доменного имени (статья 1546), дается общая характеристика договора об отчуждении исключительного права на доменное имя и лицензионного договора (статьи 1547 и 1548), предусматриваются случаи признания недействительным предоставления доменного имени (статья 1550) и прекращения исключительного права на доменное имя (статья 1551).
Глава 77 "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии" принципиально отличается от предшествующих глав Проекта, посвященных исключительным правам на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Право использования, регулированию которого посвящена глава 77, возникает у лица (или у Российской Федерации) не как исключительное право на один из таких результатов, а как вторичное право на сложный объект, который включает несколько охраняемых по правилам Проекта результатов интеллектуальной деятельности (статья 1240) и представляет собой единую технологию (статья 1552), созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Цель правил данной главы состоит в том, чтобы предотвратить нецелевое расходование и хищение бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, на создание важных для обороны и экономики страны новых технологий, и стимулировать практическое применение этих технологий и их введение в экономический оборот. Правила главы 77 носят рамочный характер: для их реализации потребуется создание значительного числа норм, главным образом на уровне подзаконных актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации
Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации
В случае принятия федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.