город Ростов-на-Дону |
дело N А32-23029/2008-4/351-34аж |
19 января 2009 г. |
15АП-8575/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: юрисконсульта Арабаджийской Софье Константиновне (доверенность от 05.11.08г., N 132/08);
от заинтересованного лица: старшего государственного таможенного инспектора Мищенко М.А. (доверенность от 24.12.08г., N 04-17/25766, сроком до 31.12.09г., удостоверение N 181617);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 ноября 2008 г. по делу N А32-23029/2008-4/351-34аж
по заявлению закрытого акционерного общество "РОСТЭК-Кубань"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможни
о признании незаконным и отмене постановления N 10309000-777/2008 от 13.10.08г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ростэк-Кубань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.10.08г. N 10309000-777/2008 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением суда от 18.11.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не воспользовалось предоставленными ему законом правами при декларировании товара (осмотреть и определить качественные характеристики товара с целью достоверного описания его и заявления кода ТН ВЭД). Таким образом, в действиях общества, являющегося таможенным брокером, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению не имеют реальной возможности проверять работу каких-либо организаций или учреждений, санитарных или фумигационных. Кроме того, специалист по таможенному оформлению не обладает и не должен обладать специальными экспертными познаниями, позволяющими идентифицировать дезинфекционное средство. Таким образом, общество полагает, что таможенным брокером были приняты все возможные и достаточные меры для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных ТК РФ.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель таможни возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и таможни, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.08г. на таможенном посту "Белореченский" Краснодарской таможни обществом подана к таможенному оформлению в режиме экспорта ГТД N 10309020/200808/0001037. Оформляемый товар представлял собой лесоматериалы круглые, из древесины породы тополь, обработанные пентахлорфенолом для длительного хранения (Фумигационный сертификат N 47 от 19.08.08) - код ТН ВЭД 4403100009 (ставка экспортной пошлины 0%). Отправителем товара является ООО "Исток-лес".
В ходе таможенного оформления проведён таможенный досмотр товара, о чём составлен акт таможенного досмотра N 10309020/210808/000189, в ходе которого осуществлён отбор проб и образцов товара (акт взятия проб и образцов товара N 10309020/210808/0006), вынесено постановление о назначении экспертизы с целью определения породы древесины, наличие обработки краской, травителями, креозотом или иными консервантами древесины.
По результатам проведённой экспертизы установлено, что товар, заявленный в гр. 31 ГТД N 10309020/200808/0001037 является круглым неокоренным лесоматериалом из древесины тополя; представленный на исследование товар не обработан пентахлорфенолом или другими веществами для длительного хранения.
В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД России отсутствие обработки древесины является определяющим признаком при определении классификационного кода в пределах товарной позиции 4403. С учётом результатов экспертного исследования товар необходимо классифицировать в подсубпозиции ТН ВЭД России 4403991000 (экспортная пошлина составляет менее 10%, но не менее 5 евро за один кубический метр товара). В соответствии с расчётом сумма доначисленных таможенных платежей составила 11346, 57 руб.
24.09.08г. в адрес общества таможней направлено письмо от N 24-15/456 о явке законного представителя на составление протокола об административном правонарушении, назначенного на 13.10.08г. в 15 час. 00 мин.
26.09.08г. таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-777/2008 по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В адрес общества направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 13.10.08г. в 15 час. 00 мин., полученное обществом 10.10.08г.
13.10.08г. таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-777/2008, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере _ (одной второй) суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в сумме 5673,29 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением ы действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путём заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным либо таможенным брокером (представителем) (гл. 15 ТК РФ) по выбору декларанта.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образует факт заявления недостоверных сведений о товаре. К основным сведениям о товаре, которые надлежит указывать в таможенной декларации п. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ относит наименование, описание товара и его классификационный код по ТН ВЭД.
Как верно установлено судом первой инстанции, неправильное указание обществом в ГТД кода по ТН ВЭД повлекло занижение таможенных платежей в размере 11346,57 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что общество, заявив в ГТД недостоверные сведения о коде товара, повлекшее занижение таможенных платежей, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Довод общества о том, что им были предприняты все возможные и достаточные меры для обеспечения выполнения обязанности, предусмотренной ст. 143, 144 ТК РФ, что является доказательством отсутствия вины судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду того, что отсутствие в действиях общества прямого умысла не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Закон не закрепляет, что предусмотренные ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ противоправное деяние должно быть совершено умышлено и предусматривает ответственность не за совершение действий, направленных на занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей, а за заявление сведений, объективно создающих предпосылки для наступления таких последствий. Характер же заявляемых сведений определяет объективную, а не субъективную сторону.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.
Согласно ч. 5 ст. 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера перед таможенными органами не могут быть ограничены договором поручения с представляемым лицом, то есть, заключая с представляемым лицом договор поручения, таможенный брокер берёт на себя обязательства не только по заполнению бланка грузовой таможенной декларации, ограничиваясь представленными ему документами и сведениями, но и по выполнению всех сопутствующих таможенному оформлению правил и норм действующего законодательства.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ, таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Реестр таможенных брокеров (далее - Реестр) ведётся Федеральной таможенной службой.
Согласно п.1 ст. 140 ТК РФ, одним из обязательных условий включения в этот реестр является наличие в штате организации, претендующей на статус таможенного брокера, не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.
В ст. 146 ТК РФ указано, что специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя).
В силу ст. 147 ТК РФ физические лица, претендующие на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, в обязательном порядке должны проходить аттестацию - проверку на соответствие квалификационным требованиям, которая проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению выдает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом.
Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (п.2 ст. 147 ТК РФ).
Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности (п.3 ст. 140 ТК РФ).
Непосредственно порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению утверждён Приказом ГТК РФ от 6.02.04г. N 160 (далее - Порядок).
Согласно п.2 этого Порядка, квалификационный экзамен принимают региональные таможенные управления одновременно на всей территории Российской Федерации.
Квалификационные требования к специалисту по таможенному оформлению установлены п.2 ст. 147 ТК РФ и п.п. 3, 4,5 Порядка. Так, в соответствии с этими требованиями, специалистом по таможенному оформлению может быть физическое лицо, имеющее высшее профессиональное образование, стаж работы не менее двух лет, а также подтвердившее соответствие своих знаний квалификационным требованиям путем сдачи квалификационного экзамена (п.2 ст. 147, п.3 Порядка)
Специалист по таможенному оформлению должен обладать знаниями, необходимыми для совершения операций по таможенному оформлению и выполнения иных функций в области таможенного дела, в следующих областях:
- внешнеэкономическая деятельность и ее государственное регулирование (порядок заключения и исполнения внешнеэкономических сделок, условия транспортировки и страхования во внешней торговле);
- таможенное право и таможенное дело - порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; применение таможенных режимов; порядок уплаты таможенных пошлин и налогов; порядок производства таможенных операций, в том числе декларирование и классификация товаров для таможенных целей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации; правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров; порядок проведения таможенного и валютного контроля таможенными органами; административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (п.4 Порядка).
Специалист по таможенному оформлению в числе прочего должен уметь:
- заявлять по установленной форме точные сведения о товарах и транспортных средствах, выбранном таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей;
- правильно определять код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
- правильно определять страну происхождения товаров и транспортных средств;
- правильно определять таможенную стоимость;
- применять правила исчисления таможенных пошлин, налогов в зависимости от избранного таможенного режима (п.5 Порядка).
Таким образом, доводы общества о том, что представленные ООО "Исток-лес" документы не вызывали сомнений в подлинности, а специалист по таможенному оформлению не обладает и не должен обладать специальными познаниями, также не могут служить доказательством невиновности. Отсутствие возможности правильно классифицировать тот или иной товар даёт право таможенному брокеру реализовать положение ч. 3 ст. 139 ТК РФ: "таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности совершением отдельных операций в отношении определённых видов товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности_". Сведения о товаре, которые не подтвердились (обработка пента хлор фенолом) являлись определяющими для определения кода ТН ВЭД. Савин А.Б., оформлявший товар, имеет классификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, выданный ФТС (л.д. 69), в связи с чем он должен был знать о значении этих сведений для определения кода ТН ВЭД оформлявшегося им товара и принять необходимые меры к их достоверному заявлению и необходимой перепроверке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что действия ООО "Исток-лес", послужившие, по мнению общества, причиной совершения административного правонарушения, не свидетельствуют об отсутствии вины общества при заявлении недостоверных сведений о товаре, поскольку оно оформляет товар в таможенном отношении в соответствии с действующим российским законодательством.
В целях реализации возложенных обязанностей таможенный брокер наделён правами, предусмотренными ст. 143 ТК РФ: при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которого уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (ч. 1). Кроме того, таможенный брокер вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и получать их в сроки, обеспечивающие соблюдение требований кодекса (ч. 3).
Пунктом 1 ст. 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД России. Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Таким образом, ТК РФ однозначно относит последних к лицам, осуществляющим классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России, и возлагает на них обязанность определять при декларировании товаров их классификационный код. В случае неоднозначности толкования отнесения товара в конкретную подсубпозицию и отсутствия опыта в декларировании данного типа товаров, декларант мог воспользоваться правами обращения в таможенный орган, предоставленными ст. 41 и ст. 127 ТК РФ, для определения правильного классификационного кода товаров по ТН ВЭД России.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество не воспользовалось предоставленными ему законом правами при декларировании товара (осмотреть и определить качественные характеристики товара с целью достоверного описания его и заявления кода ТН ВЭД).
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях общества, являющегося таможенным брокером имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23029/2008-4/351-34аж
Истец: закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Кубань"
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8575/2008