Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29 января 2009 г. N 15АП-7763/2008
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-15054/2008-28/248 |
29 января 2009 г. |
15АП-7763/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Ильиной М.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,
при участии:
от ответчика - ООО "Вертикаль-2004" - представитель Курин Игорь Юрьевич (доверенность от 20 августа 2008 года)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль-2004"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края ( судья Данько М.М.)
от 30 сентября 2008 г. по делу N А32-15054/2008-28/248
по иску Прокуратуры Краснодарского края в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчикам: Администрации г. Сочи, обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль-2004",
при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Стройинвесткомплекс",
установил:
Заместитель прокурора Краснодарского края в интересах Территориального управления по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском, в котором просил признать недействительным договор аренды земельного участка N 4900003987 от 14 июля 2006 года с кадастровым номером 23:49:02 02 018:0014 площадью 5700 кв.м., расположенного по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ул. 20-й Горно-стрелковой дивизии, заключенный между Администрацией города Сочи и ООО "Вертикаль-2004", а также аннулировать запись о государственной регистрации права аренды за номером 23-23-19/038/2006-106 от 16 октября 2006 года. Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок является федеральной собственностью, и Администрация города Сочи не была правомочна распорядиться им.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 сентября 2008 года исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что, поскольку земельный участок отнесен к федеральной собственности, договор аренды, заключенный Администрацией города Сочи, является ничтожной сделкой.
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль-2004" обжаловало решение в порядке апелляционного производства и просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает на следующие основания для отмены решения. Глава Администрации города Сочи действовал в пределах своих полномочий на основании законодательства Краснодарского края и Земельного кодекса Российской Федерации. Спорный земельный участок относится к землям поселений, что исключает отнесение земельного участка к особо охраняемым природным территориям. До разграничения права собственности на земельные участки указанным участком вправе была распоряжаться Администрация города Сочи. Не соблюден установленный порядок формирования курорта на территории города Сочи, установленный действующим законодательством. Также указывается, что ООО "Вертикаль-2004" уступило права по договору аренды ООО "Стройинвесткомплекс".
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 18 ноября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройинвесткомплекс".
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика - ООО "Вертикаль-2004" Курин И.Ю. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Третье лицо - ООО "Стройинвесткомплекс" дважды извещалось по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц ( г.Сочи, ул.Конституции, 26/2-7), однако орган связи уведомил суд о том, что, несмотря на два извещения 25 и 28 декабря 2008 года, адресат за получением не явился, в связи с чем за истечением срока хранения заказное письмо возвращено. Согласно пункту 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Стройинвесткомплекс" считается надлежаще извещенным о месте и времени судебного разбирательства.
Прокуратура Краснодарского края , Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Администрация города Сочи о месте и времени судебного разбирательства надлежаще уведомлены, представителей в суд не направили.
В отношении неявившихся лиц дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14 июля 2006 года между Администрацией города Сочи и обществом с ограниченной ответственностью "Вертикаль-2004" заключен договор аренды земельного участка площадью 5700 кв.метров с кадастровым номером 23:49:03 02 018:0014, расположенном по улице 20-й Горно-Стрелковой дивизии в Хостинском районе города Сочи ( т.1, л.д.7-9). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 16 октября 2006 года за номером 23-23-19/038/2006-106.
Ссылаясь на то обстоятельство, что спорный земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, прокурор обратился с иском в арбитражный суд.
Апелляционный суд находит, что арбитражный суд правомерно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не являлся федеральной собственностью на момент заключения договора аренды, не могут быть признаны правильными.
Пункт 10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" позволяет органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретной форме (уровню) собственности в случае, предусмотренном федеральным законом.
Законом, предусматривающим отнесение земельных участков к конкретной форме собственности, является, в частности, Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции, действовавшей на момент заключения договора и разрешения спора (далее Закон об особо охраняемых природных территориях). Согласно п.6 ст.2 Закона об особо охраняемых природных территориях особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (п.1 ст.2 Закона об особо охраняемых природных территориях). Согласно п.7 ст.2 Закона об особо охраняемых природных территориях территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Согласно п.4 ст.31 Закона об особо охраняемых природных территориях отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение
В соответствии с п.2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации" охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности..
Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения - п.2 ст.32 Закона об особо охраняемых природных территориях. В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей на день заключения договора) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. На основании данных законодательных актов следует вывод, что курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Закона об особо охраняемых природных территориях, находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Поскольку право собственности Российской Федерации возникло в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанный земельный участок согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности. При таких условиях орган местного самоуправления не вправе был распоряжаться земельным участком.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы об отнесении земельного участка к муниципальной собственности на основании статьи 1 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" неверны, поскольку не вытекают из указанной нормы. Законодатель Краснодарского края не мог и не вправе был наделять органы местного самоуправления распоряжаться собственностью, принадлежащей Российской Федерации, без прямого уполномочия Российской Федерации.
Право распоряжаться от имени Российской Федерации федеральным имуществом на территории Краснодарского края наделено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Поскольку правом заключить договор аренды обладает собственник или уполномоченное лицо (ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.608 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции правильно квалифицировал сделку как противозаконную, а, следовательно, в силу предписания статей 166 и 168 Гражданского кодекса - ничтожную.
Право государственной собственности возникает в данном случае на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса. Поскольку внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории), земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий. Отсутствие регистрации конкретного земельного участка в кадастре в качестве земельного участка особо охраняемой территории не влияет на его статус, поскольку данные кадастра носят учетный, а не правоустанавливающий характер.
Несостоятелен довод ответчика об отсутствии у города Сочи статуса курорта и отсутствии границ курорта.
Спорный земельный участок относится ко второй зоне санитарной охраны курорта Сочи, границы которой установлены в Приложении N 3 к постановлению Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года N 985 "Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста и курортов южного берега Крыма". Указанное постановление не отменялось ни Правительством СССР, ни Правительством Российской Федерации (после прекращения СССР). Не противоречит указанное постановление и ныне действующим федеральным законам. Поэтому до утверждения нового положения на основании Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" оно подлежит применению для обеспечения непрерывности правового регулирования. Также границы курорта Сочи были установлены в решении исполкома Сочинского городского совета депутатов трудящихся в 1977 года, с коррективами, внесенными в 1987 году. В силу принципа единства органов государственной власти СССР, закрепленных в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг., указанные решения являются решениями органов государственной власти. После образования муниципальных образований в связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года федеральный законодатель не передавал органам местного самоуправления правомочия по регулированию режима и статуса федерального курорта.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для существования режима курорта и режима санитарной охраны являются результатом субъективной оценки апеллянта, неправильно толкующем положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425.
О правильности вывода арбитражного суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок как отнесенный к землям курортом относится к федеральной форме собственности свидетельствует и принятие Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", вступивший в силу 19 декабря 2008 года. Из части 11 статьи 1 указанного Закона следует, что земельные участки, не отнесенные к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 8-10 указанной статьи, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона отнесены к муниципальной собственности муниципальных районов или городских округов. Данному закону не придана обратная сила. Поэтому на день заключения договора аренды и день вынесения решения суда собственником спорного земельного участка являлась Российская Федерация, что исключало возможность распоряжения указанным земельным участком Администрацией города Сочи.
Не может быть принят довод апелляционной жалобы о том, что постановление главы Администрации города Сочи от 14 июля 2006 года N 1420, не оспорено. В соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Этому положению корреспондирует статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, установившая одним из способов защиты гражданских прав неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Неубедительным является довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Вертикаль-2004" является ненадлежащим ответчиком ввиду того, что права переданы ООО "Стройинвесткомплекс". Ответчик не заявлял об указанном обстоятельстве в арбитражном суде первой инстанции, в арбитражном суде апелляционной инстанции ООО "Стройинвесткомплекс" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Кроме того, предмет и основание иска определяет истец. Вопрос о действительности или недействительности договора от 29 декабря 2006 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды ( т.2, л.д.23-25) в рамках заявленного истцом иска не обсуждается и может быть предметом отдельного иска.
Арбитражный суд Краснодарского края правильно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права. Оснований для отмены или изменения судебного решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на счет ответчика.
Руководствуясь статьями 176,269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 сентября 2008 года по делу А-32-15054/2008-28/248 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15054/2008-28/248
Истец: Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль-2004", Администрация г. Сочи
Кредитор: Прокуратура Ростовской области
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, ООО "Стройинвесткомплекс"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7763/2008