город Ростов-на-Дону |
дело N А32-12675/2008-48/158 |
05 февраля 2009 г. |
15АП-8167/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.
при участии:
от истца: Манакова П.В. по доверенности от 04.01.2009 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Шанс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2008 по делу N А32-12675/2008-48/158
принятое в составе судьи Садовникова А.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Шанс", х.Ляпино
к Администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края, г.Новокубанск
при участии третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Шанс" (далее - ООО "КХ "Шанс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края (далее администрация МО Новокубанский район) об обязании заключить договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:21:02 06 011:3, площадью 289000 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного на территории Новокубанского района примерно в 2,0 км. по направлению на Юго-запад от ориентира п. Степной на 20 лет.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлениями главы местного самоуправления Новокубанского района N 1158 от 14.12.1999г. и N 601 от 16.09.2002г. правопредшественнику истца крестьянскому хозяйству " Шанс" был предоставлен земельный участок из земель запаса района для производства сельскохозяйственной продукции общей площадью 36,7 га. Постановлением главы муниципального образования Новокубанский район N 1179 от 25.11.2004г. внесены изменения в постановление N 601 от 16.09.2002г. в связи с отказом КХ "Шанс" от земельного участка площадью 7,8 га., в части площади 28,9 га изменения не вносились. В связи с опубликованием в газете "Кубанские Новости" от 09.08.2005 г. N 117 информации о свободных участках сельскохозяйственного назначения, истцом была подана заявка. В предоставлении спорного земельного участка в аренду Департаментом имущественных отношений Краснодарского края истцу было отказано, в связи с необходимостью устранения недостатков в представленных документах. Впоследствии в газете "Кубанские Новости" N 186 (3913) от 06.12.2006г. было опубликовано сообщение о наличии предполагаемых земельных участков сельскохозяйственного назначения для передачи в аренду. 29.12.2006 г. истец подал заявку о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель фонда перераспределения Краснодарского края с кадастровым номером 23:21:02 06011:0003, общей площадью 28,9 га, расположенного примерно в 2,0 км. по направлению на юго-запад от ориентира от п.Степной. Ответ на заявку не получен. В силу ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и местного самоуправления. Договор аренды имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления и соглашение сторон, заключенное на основании этого акта. В силу ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды должен быть заключен в письменной форме. Решения органов местного самоуправления принятые в 1999 и 2002 году не отменены, однако договор аренды не заключен. Спорный земельный участок фактически используется истцом, задолженности по арендной плате истец не имеет.
Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края исковые требования признала, в отзыве на иск указала, что в соответствии с Законом Краснодарского края N 1099-КЗ от 10.10.2006г. исполнительному органу администрации МО Новокубанский район (МУ "Управление муниципальным имуществом Новокубанского района") представлены полномочия по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, из земель фонда перераспределения Краснодарского края. Признавая фактически за истцом первоочередное право на заключение договора аренды спорных земельных участков, Администрация МО Новокубанский район лишена возможности иначе, как в судебном порядке, осуществить официальное предоставление земельных участков ООО КХ "Шанс".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2008г. в иске отказано. Суд установил, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Краснодарским краем, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, делегированы Департаменту имущественных отношений Краснодарского края. Администрация муниципального образования Новокубанский район не вправе распоряжаться спорным земельным участком, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.
ООО "КХ "Шанс" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2008г. в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило его отменить, исковые требования удовлетворить. Истец указал, что договор аренды N 2100000491 от 19.09.2002г., на который имеется ссылка в акте сверки взаиморасчетов, не оформлялся в письменной форме ввиду уклонения Администрации МО Новокубанский район. Спорный земельный участок фактически используется истцом на основании постановления главы местного самоуправления Новокубанского района N 601 от 16.09.2002г., что подтверждается актом обследования земельного участка N 22 от 22.01.2007г. ГУ КК "Кубаньземконтроль".
Определением суда от 05.12.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал. Пояснил, что действия (бездействия) ответчика в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обжалуются. Истец обратился в порядке искового производства и просит заключить договор аренды на условиях представленного в материалы дела проекта. С 2002 года истец проводил работы по формированию спорного земельного участка, отсутствие в ЕГРП информации о зарегистрированных правах на спорное имущество препятствовало оформлению арендных отношений. К заявке от 29.12.2006 года ответчику были приложены все документы, необходимые для заключения договора аренды, документально подтвердить данное обстоятельство истец не может.
Администрация МО Новокубанский район и Департамент имущественных отношений Краснодарского края отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с п.3,5 ст.156, ст.266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 14.12.1999г. N 1158 крестьянскому хозяйству "Шанс" был предоставлен на пять лет из земель запаса района для производства сельскохозяйственной продукции земельный участок площадью 36,7 га пашни (л.д. 20).
Постановлением главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 16.09.2002г. N 601 крестьянскому хозяйству "Шанс" в аренду на срок до 01.12.2004г. из земель запаса были предоставлены земельные участки общей площадью 36,7 га пашни, в том числе 7,8 га, расположенных на территории Прочноокопского сельского округа, 28,9 га на территории Ляпинского сельского округа для производства сельскохозяйственной продукции. Пунктом 2 указанного постановления на КХ "Шанс"возложена обязанность заключить договоры аренды с администрацией Новокубанского района, получить правоустанавливающие документы на землю и обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет (л.д.21).
Постановлением главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 25.11.2004г. N 1179, в связи с отказом КХ "Шанс" от земельного участка, расположенного на территории Прочноокопского сельского округа, принято решение о расторжении договора аренды земельного участка N 2100000490 (69) от 17.09.2002г. Пунктом 2 постановления признано утратившим силу постановление главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 16.09.2002г. N 601 в части земельного участка КХ "Шанс" площадью 7,8 га.
Договор аренды земельного участка N 2100000490 (69) от 17.09.2002г. суду не представлен, из пояснений истца следует, что такой договор не оформлялся и сторонами не заключался.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 устава истца и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Шанс" создано путем реорганизации в форме преобразования крестьянского фермерского хозяйства Короткова К.М. "Шанс" и является правопреемником всех имущественных и неимущественных прав и обязательств последнего (л.д.11, 27).
Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости от 21.05.2008г. и из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.05.2008г. земельный участок с кадастровым номером 23:21:02 06 011:0003, площадью 289000 кв.м., расположенный примерно в 2,0 км. по направлению на ЮЗ от ориентира от п.Степной, почтовый адрес ориентира: Новокубанский район, Ляпинский с/о, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для выращивания сельскохозяйственной продукции (фонд перераспределения), поставлен на государственный кадастровый учет 28.03.2005 г. и зарегистрирован на праве собственности за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем (л.д.44-50).
В газете "Кубанские новости" от 06.12.2006 г. N 186 (3913) было опубликовано сообщение Департамента имущественных отношений Краснодарского края о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в т.ч. не используемого, свободного от прав третьих лиц земельного участка с кадастровым номером 23:21:02 06 011:0003, площадью 289000 кв.м. пашни, местоположение примерно в 2,0 км. по направлению на ЮЗ от ориентира от п.Степной (л.д.40).
На основании указанного сообщения 29.12.2006г. ООО "КХ "Шанс" обратилось в МУ "Управление муниципальным имуществом Новокубанского района" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:21:02 06 011:0003. (л.д.41).
Отказ в предоставлении спорного земельного участка в аренду либо иной мотивированный ответ на заявление ответчиком в материалы дела не представлен.
По пояснениям истца ответ на заявление от 29.12.2006г. о предоставлении земельного участка в аренду не получен, в связи с чем, он обратился с иском о понуждении к заключению договора аренды на условиях представленного суду проекта договора.
Актом обследования земельного участка от 22.01.2007г. N 22 Государственного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:02 06 009:0002 (предыдущий кадастровый номер спорного земельного участка), находящийся примерно в 1,8 км. от п.Степной по направлению на юго-запад общей площадью. 289000 кв.м. фактически используется ООО "КХ "Шанс" на основании постановления главы района N 601 от 16.09.2002г. (л.д.42).
В соответствии со ст.608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10,11 ЗК РФ.
По смыслу ч.2 ст.18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям фонда перераспределения земель.
Право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок, отнесенный к землям фонда перераспределения земель, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.05.2008г. и не оспаривается сторонами.
Суд первой инстанции правильно указал, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края (ст.4 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", ст.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002г. N 253, ст.1.1 Положения о Департаменте имущественных отношений, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345).
Однако, судом не учтено следующее. Полномочия органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены Законом Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 г. N 532-КЗ.
Частью 4 статьи 19 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции Закона Краснодарского края от 14.12.2006г. N 1153-КЗ, действующей на момент обращения истца с заявкой и в период рассмотрения спора) предусмотрено, что в порядке, установленном законом Краснодарского края, органы местного самоуправления муниципальных образований могут быть наделены государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края из фонда перераспределения земель Краснодарского края.
Статьей 1 Закона Краснодарского края "О наделении полномочий органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" от 10.10.2006 г. N 1101-КЗ (в редакциях Законов Краснодарского края от 14.12.2006 N1148-КЗ, от 29.12.2007 N 1363-КЗ) органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, (в т.ч. согласно приложению N1 МО Новокубанский район) наделялись государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, в частности на принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке установленном ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и заключение договоров аренды земельных участков (п.п.б п.2, п.3 ст.1).
Таким образом, выводы суда о том, что Администрация муниципального образования Новокубанский район является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. не вправе распоряжаться (заключать договор аренды) земельным участком, не соответствуют положениям ч.4 ст.19 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и ст.1 Закона Краснодарского края "О наделении полномочий органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края", действовавшим в период обращения истца с иском и рассмотрения спора, однако не привели к принятию неправильного решения.
Администрация муниципального образования Новокубанский район не может быть понуждена к заключению договора аренды земельного участка по следующим основаниям.
Согласно п.6 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В п.2 ст.10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен порядок предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Участвующие в деле лица не представили суду сведений о наличии иных, кроме ООО "КХ "Шанс" заявлений о передаче спорного земельного участка в аренду, а также сведений о проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
В силу пунктов 5,6 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении соответствующих земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В силу п.4 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения.
К основаниям возникновения у конкретного лица прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности относится акт компетентного органа. Земельное законодательство предусматривает передачу государственных земель в аренду тому лицу, которому они в установленном порядке выделены. Договор заключается во исполнение принятого акта и на определенных условиях и служит правоподтверждающим документом, который конкретизирует права и обязанности сторон.
Решение о передаче в аренду земельного участка уполномоченным органом не принято, однако, действия (бездействия) ответчика в установленных законом порядке и сроки истцом не оспорены. Документы подтверждающие, что истец представил кадастровую карту (план) спорного земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления отсутствуют.
Таким образом, доказательства совершения, как ответчиком, так и истцом действий, предшествующих заключению договора аренды в порядке, установленном п.п.5,6 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации суду не представлены.
С иском о понуждении к заключению договора истец обратился по истечении более полутора лет со дня подачи заявки. Доказательства того, что до обращения с иском в суд истцом принимались меры к заключению договора аренды, предъявлялись требования к ответчику о принятии решения о передаче земельного участка в аренду, а ответчиком в заключении договора было необоснованно отказано, отсутствуют.
Суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано уклонение ответчика от заключения договора аренды, а настоящий иск заявлен с целью оформления договора аренды спорого земельного участка в обход установленной ст.10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, что косвенно подтверждается также отзывом ответчика.
Кроме того, в Закон Краснодарского края от 10.10.2006 г. N 1101-КЗ "О наделении полномочий органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" внесены изменения, вступившие в силу с 12.11.2008г., в виде дополнения ст.10.1, предусматривающей передачу земельных участков, в отношении которых в соответствии с названным Законом передаются государственный полномочия Краснодарского края, по актам приема-передачи от Департамента имущественных отношений Краснодарского края соответствующим органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Акт приема-передачи спорного земельного участка с кадастровым номером 23:21:02 06 011:0003 от Департамента имущественных отношений Краснодарского края Администрации МО Новокубанский район не представлен, следовательно, на момент рассмотрения спора судом апелляционной инстанции полномочия ответчика на распоряжение данным земельным участком не подтверждены.
Доводы истца о фактическом пользовании спорным земельным участком правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку фактическое пользование земельным участком в отсутствие правоустанавливающих документов на него, по смыслу ст.10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не предоставляет фактическому пользователю преимущественного права на заключение договора аренды и не является основанием для изменения установленного законом порядка передачи земельного участка в аренду.
Постановлением главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 16.09.2002г. N 601, на которое ссылается истец как на правоустанавливающий документ, земельный участок площадью 28,9 га был предоставлен правопредшественнику истца в аренду на срок до 01.12.2004г., однако, договор аренды фактически не был заключен.
Доказательства волеизъявления уполномоченного органа на предоставление спорного земельного участка истцу по истечении срока аренды (01.12.2004г.), указанного в постановлении от 16.09.2002г. N 601 отсутствуют.
Постановление главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 25.11.2004г. N 1179 не содержит решения о передаче истцу спорного земельного участка площадью 28,9 га с кадастровым номером 23:21:02 06 011:0003 на правах аренды.
Кроме того, на момент издания данного постановления главы местного самоуправления, пункт "е" статьи 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" устанавливающий, что до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления в Краснодарском крае распоряжаются земельными участками фонда перераспределения земель Краснодарского края при предоставлении в аренду на срок до десяти лет, был исключен Законом Краснодарского края от 26.11.2003 N 635-КЗ (вступившим в силу с даты опубликования - 03.12.2003).
В последующем полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края из фонда перераспределения земель Краснодарского края были предоставлены администрации МО Новокубанский район Законом Краснодарского края "О наделении полномочий органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" от 10.10.2006 г. N 1101-КЗ (вступившего в силу с 01.01.2007г.).
Следовательно, право администрации МО Новокубанский район на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края из фонда перераспределения земель, в период издания постановления главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 25.11.2004г. N 1179, не доказано, что также свидетельствует об отсутствии у истца правоустанавливающего документа подтверждающего его право аренды спорного земельного участка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2008 по делу N А32-12675/2008-48/158 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12675/2008-48/158
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Шанс"
Ответчик: Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8167/2008