Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 4 марта 2009 г. N 15АП-1056/2009
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18501/2008 |
04 марта 2009 г. |
15АП-1056/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление N 63204 вручено 13.02.09г.)
от заинтересованного лица: представитель не явился (копия определения передана по факсу 20.02.09г.)
от третьих лиц: представители не явились (уведомления N 63206, 63207 вручены 13.02.09г., 16.02.09г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Этээк"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 декабря 2008 г. по делу N А32-18501/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Этээк"
к заинтересованному лицу Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Администрации муниципального образования г. Геленджик, Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий государственного органа
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Этээк" далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее -УФАКОН) о признании незаконными действий УФАКОН, выразившихся в нарушении периодичности проведения кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:1003038:44 и 23:40:1002019:7, находящихся по адресу: ул. Пограничная 35 и ул. Ленина 125а, с. Архипо-Осиповка, г. Геленджик Краснодарского края, установленной п.3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.00г. N 316 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.06г. N 206 (далее - Правила _).
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение указанных Правил_, согласно которым государственная кадастровая оценка земель производится не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного раза в 3 года, УФАКОН кадастровая оценка указанных земельных участков проводилась ежегодно в 2007 и 2008 годах, в то время, как кадастровая оценка стоимости этих земельных участков была произведена в 2005 году при их постановке на государственный кадастровый учёт.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Администрация), Департамент имущественных отношений по Краснодарскому краю (далее - Департамент).
Решением суда от 02.12.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что периодичность проведения кадастровой оцценки стоимости земельных участков нарушена не была, поскольку в данном случае УФАКОН производилась не новая оценка кадастровой стоимости, а её уточнение, актуализация результатов ранее произведённой кадастровой оценки в связи с внесением постановлением главы Администрации от 25.12.06г. N 1024 изменений в постановление главы Администрации от 24.12.02г. N 1524, которым была утверждена государственная кадастровая оценка земель города-курорта Геленджик, в соответствии с которым в 2005 году была произведена кадастровая оценка стоимости спорных земельных участков.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и удовлетворить заявленные требования. Жалоба мотивирована ссылками на доводы, приведённые в рассмотренном судом первой инстанции заявлении. Общество не согласно с выводом суда о том, что в 2007, и 2008 годах УФАКОН была произведена корректировка, уточнение кадастровой стоимости спорных земельных участков. Общество полагает, что в 2007, 2008 годах УФАКОН была произведена новая государственная кадастровая оценка стоимости спорных земельных участков.
Участвующие в деле лица отзывов на жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени на дату проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, Администрация известила суд о возможности рассмотрения жалобы без участия её представителя. На основании изложенного, руководствуясь ч.ч.2, 3 ст. 156 АПК РФ, суд проводит судебное заседание без участия представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 23:40:1003038:44 площадью 120 кв.м., находящийся по адресу: ул. Пограничная 35, с. Архипо-Осиповка, г. Геленджик Краснодарского края и земельный участок с кадастровым номером 23:40:1002019:7 площадью 2310 кв.м., находящийся по адресу: ул. ул. Ленина 125а, с. Архипо-Осиповка, г. Геленджик Краснодарского края.
Земельный участки было поставлены на кадастровый учёт в 2005 году и по состоянию на 09.10.05г. их кадастровая стоимость составляла:
- земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003038:44 - 2.218.848 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 23:40:1002019:7 - 18.682.125 руб.
24.08.06г. УФАКОН был произведён перерасчёт кадастровой стоимости этих земельных участков и в результате кадастровая стоимость земельных участков составила:
- земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003038:44 - 1.699.771,2 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 23:40:1002019:7 -14.311.651,2 руб.
в 2007 году УФАКОН произведён перерасчёт кадастровой стоимости земельных участков, в результате чего по состоянию на 01.01.08г. их кадастровая стоимость составила:
- земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003038:44 - 2.387.638,8 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 23:40:1002019:7 - 45.962.046,90 руб.
Не согласившись с перерасчётом кадастровой стоимости спорных земельных участков, общество обжаловало действия УФАКОН в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявленные обществом требования суд апелляционной инстанции признал правомерным их отклонение судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 г. "О государственном земельном кадастре" (далее - закон N 28-ФЗ) проведение государственного кадастрового учета земельных участков осуществляется на основе заявок органов государственной власти, органов местного самоуправления, правообладателей земельных участков или уполномоченных ими лиц с приложением правоустанавливающих документов и документов о межевании земельных участков.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 рекомендовано органам власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316 в редакции Постановления правительства РФ от 11.04.2006г. N 206 установлено, что государственная кадастровая оценка земель производится не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного раза в 3 года.
При этом, согласно ст. 66 ЗК РФ, средний уровень кадастровой стоимости земель по соответствующему муниципальному району (городскому округу), на основании которого в дальнейшем рассчитывается кадастровая стоимость конкретных земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, изначально кадастровая оценка стоимости спорных земельных участков при их постановке на кадастровый учёт в 2005 году была произведена на основании показателей кадастровой стоимости земель (за 1 кв.м.), которые были утверждены Постановлением главы города-курорта Геленджик N 1524 от 24.12.02г.
Исходя из этого, кадастровая стоимость земельных участков рассчитывалась из расчёта следующих показателей кадастровой стоимости земель:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003038:44 - из расчёта 18.490,4 руб./кв.м. за 1 кв.м.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:1002019:7 - из расчёта 8.087,5 руб. за 1 кв.м.м.
После этого указанные показатели кадастровой стоимости земельных участков, на основании которых в 2005 году была определена кадастровая стоимость спорных земельных участков, изменялись дважды: в 2006 и в 2007 годах.
В 2006 году изменения в этой части в постановление главы города-курорта Геленджик N 1524 от 24.12.02г. было внесено постановлением главы города-курорта Геленджик от 25.07.06г. N 1024.
В результате, показатели кадастровой стоимости, по которым ранее рассчитывалась стоимость спорных земельных участков в 2005 году, 2006 году изменились следующим образом:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003038:44 - показатель кадастровой стоимости уменьшился с 18.490,4 руб./кв.м. за 1 кв.м. до 14.164,76 руб./кв.м.:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:1002019:7 - показатель кадастровой стоимости уменьшился с 8.087,5 руб. за 1 кв.м. до 6.195,52 руб. за 1 кв.м.м.
Как следует из материалов дела, необходимость внесения изменений в постановление главы города-курорта Геленджик N 1524 от 24.12.02г., которым были установлены показатели кадастровой стоимости земель была вызвана следующим.
В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 10.03.2004г. N 668-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Геленджик и наделения его статусом городской округ" муниципальное образование город-курорт Геленджик наделено статусом городского округа.
Согласно письма Главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 19.04.2006г. N 0301.30/1791 на имя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в связи с тем, что при проведении кадастровой оценке земель город-курорт Анапа установлен центром кластера, куда вошел город-курорт Геленджик, а тестовым поселением в данном кластере определена ст. Благовещенская, произошло несоответствие удельных показателей оценки земель под объектами оздоровительного и рекреационного назначения города Геленджик, отнесенного при оценке к первой Технологической линии и поселений, отнесенных ко второй Технологической линии, а именно, значительное завышение кадастровой стоимости в сельских населенных пунктах (поселения 2ТЛ).
Для устранения указанных несоответствий и между Администрацией и филиалом ОАО "Земельные ресурсы" Краснодарское агентство оценки земли" заключен договор на корректировку показателей оценки в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/337 посредством проведения анкетирования и установления весов функционального использования в одном из сельских населенных пунктов (тестовом поселении) города-Курорта Геленджик.
В результате этого, величина показателей кадастровой стоимости земель, установленная постановлением главы города-курорта Геленджик N 1524 от 24.12.2002г., была изменена постановлением главы города-курорта Геленджик от 25.07.2006г. N 1024. Эта корректировка была произведена в целях обеспечения возможности принятия единых ставок, дифференцированных разрешенному использованию для всех населенных пунктов муниципального образования город-курорт Геленджик в целях налогообложения в 2006 г. на территории города-курорта Геленджик.
В 2007 году изменения в показатели кадастровой стоимости земельных участков были произведены в соответствии с в Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р от 29.12.07г., которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 г. согласно приложениям N 1,2.
В результате, показатели кадастровой стоимости, по которым ранее рассчитывалась стоимость спорных земельных участков в 2005 году, в 2007 году изменились следующим образом:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003038:44 - показатель кадастровой стоимости увеличился с 14.164,76 руб./кв.м. до 19.896,99 руб. за 1 кв.м.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:1002019:7 - показатель кадастровой стоимости увеличился с 6.195,52 руб. за 1 кв.м. до 19.896,99 руб. за 1 кв.м.
Как следует из материалов дела, необходимость корректировки показателей кадастровой стоимости земель была вызвана следующим.
Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 25 сентября 2006 г. N 845 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в Краснодарском крае" в целях реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 -2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 -2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, а также методиками и методическими рекомендациями, утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, образована краевая межведомственная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель Краснодарского края.
Пунктом 3 Постановления органам местного самоуправления муниципальных образований края рекомендовано организовать на подведомственной территории проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель всех категорий (за исключением земель запаса), рассмотрение и согласование ее результатов.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р от 29.12.2007г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 г. согласно приложениям N 1,2.
Актуализация результатов ранее проведенной кадастровой оценки земель поселений вызвана объективной реальностью (изменением действующего законодательства, регулирующего данную область отношений, экономических и других факторов), что и подтверждено указанием в Правилах от 08.04.2000 N 316 на периодичность проведения оценки.
Принимая во внимание приведённые выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции признал законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков в 2006 и 2008 годах произошло не в результате проведения УФАКОН новой оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков, а в результате произведённой указанными выше правовыми актами корректировки показателей кадастровой стоимости земли, исходя из которых в 2005 году рассчитывалась стоимость спорных земельных участков.
Указанные акты (постановление главы города-курорта Геленджик от 25.07.06г. N 1024 и распоряжение главы администрации Краснодарского края N 1202-р от 29.12.07г., не признаны недействительными в судебном порядке, потому они были обязательны для применения. То есть, УФАКОН было обязано произвести технический перерасчёт кадастровой стоимости спорных земельных участков по уточнённым и актуализированным показателям.
В связи с этим, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что УФАКОН не было допущено нарушения установленной п.3 Порядка периодичности проведения кадастровой оценки стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.09г. оставить без изменеиня, апелляционную жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18501/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Этээк"
Ответчик: Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Администрация муниципального образования г. Геленджик