город Ростов-на-Дону |
дело N А32-9145/2008-67/100 |
12 марта 2009 г. |
15АП-8106/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Галова В.В., Ильиной М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации муниципального образования Новокубанский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 октября 2008 г. по делу N А32-9145/2008-67/100 (судья Мазурова Н.С.)
по иску Администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Колосок"
о взыскании неосновательного обогащения за использование земельного участка и процентов за пользование чужими денежными средствами
установил:
Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Колосок" (далее общество) о взыскании задолженности по арендной плате за использование земельного участка в период с 01.10.2006г. по 12.08.2008г. в размере 125 819 руб. 33 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в этот же период в размере 30 748 руб. 15 коп. (с учетом уточненных требований - л.д. 60, 62).
Исковые требования основаны на следующих доводах. Между Администрацией города Новокубанска и обществом заключен договор аренды земельного участка от 13.04.1999г. N 2100000442. Администрация города Новокубанска, являясь арендодателем, выполнила свои обязательства по передаче земельного участка, а общество, в свою очередь, обязательства по договору не исполняет, не внося платежи за пользование земельным участком в установленные договором сроки.
Как следует из протокола судебного заседания от 13 августа 2008 г., истец заявлял ходатайство об уточнении исковых требований, просил суд взыскать плату за фактическое пользование земельным участком и проценты за пользование.
Как следует из решения суда, данное ходатайство суд отклонил, как направленное на одновременное изменения предмета и основания иска, суд рассматривал требования, основанные на договоре аренды.
Решением суда от 14 октября 2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что иск основан на неисполнении ответчиком договора аренды земельного участка, который заключен не истцом, а администрацией города Новокубанска, не прекратившей свое существование в установленном законом порядке, и не передавшей свои права и обязанности по данному договору администрации муниципального образования Новокубанский район. Договор не расторгнут и не прекращен по предусмотренным законом основаниям.
Администрация муниципального образования Новокубанский район, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В жалобе администрация указала на следующее. На основании постановления главы местного самоуправления Новокубанского района от 28.04.2003г. N 333 создано муниципальное учреждение "Управление муниципальным имуществом Новокубанского района", наделенное полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью Новокубанского района. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к государственной собственности. Пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", а также Законом Краснодарского края от 05.11.2002г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края делегировал права в области земельных отношений органам местного самоуправления, а именно муниципальным образованиям районов.
ООО "Колосок" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако представителя своего в суд не направило.
В судебном заседании 26 декабря 2008 г. представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представил Свидетельство о ликвидации администрации города Новокубанск. Как следует из пояснений представителя истца, магазины отчуждены иному лицу.
С целью выяснения позиций сторон по существу спора, вопроса о правовой судьбе имущества, находящегося на спорном земельном участке, суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы. Поручил истцу дать пояснения по вопросу о том, передан ли спорный земельный участок Новокубанскому городскому поселению; если нет, планируется ли передача земель и в какие сроки; по вопросу о виде использования земельного участка, доказательства нахождения на нем магазинов (акты, составленные незаинтересованными лицами, и т.п.). Истцу также поручено пояснить, с какого момента и кто является собственником указанных объектов, сделать перерасчет арендной платы до момента перехода права собственности на объекты. Кроме того, суд потребовал от истца документально подтвержденные пояснения о коэффициенте зональной дифференциации; нормативном акте, которым установлен соответствующий коэффициент, опубликованном в предусмотренном порядке; документально подтвержденные пояснения о коэффициенте целевого использования, равном 10; обоснование наличия опубликованных нормативных актов, которыми установлены коэффициент зональной дифференциации и коэффициент целевого использования, с учетом всего периода взыскания арендной платы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 16 февраля 2009 г. представитель истца во исполнение определения суда, представил суду акт проверки соблюдения земельного законодательства от 13 февраля 2009 г., из которого следует, что на земельном участке по адресу: г.Новокубанск, ул.Первомайская, угол ул.Урицкого, площадью. 1153 кв.м., в отношении которого заключен договор аренды от 13.04.1999г. с ООО "Колосок", расположен магазин "Автозапчасти", принадлежащий Нарвадян А.К. на основании договора купли-продажи от 13.05.2008г. Акт содержит объяснения представителя землепользователя. Суду также представлена копия договора купли-продажи от 13 мая 2008 г., свидетельство о праве собственности Нарводян А.К. на магазин, запись о регистрации внесенная в реестр 16 июня 2008 г., выписка из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимости, согласно которой 16 июня 2008 г. право собственности на магазин перешло от ООО "Колосок" к Нарвордян А.К. также представлен ответ территориального отдела УФАКОН, согласно которому земельный участок в г.Новокубанске, ул.Первомайская, угол ул.Урицкого, площадью 1153 кв.м. находится в 10-м кадастровом квартале г.Новокубанска; доказательства опубликования 30 марта 2004 г. коэффициентов к ставкам земельного налога и арендной платы по зонам градостроительной ценности земель поселений Новокубанского района, доказательства опубликования 28 апреля 2007 г. поправочных коэффициентов к базовым ставкам ежегодной арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования земельных участков.
Доказательства опубликования решения Совета Депутатов Новокубанского района от 24.03.2004г. N 355 и приложение N 2 к решению Совета Депутатов Новокубанского района от 24.03.2004г. N 355 суду не представлено.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 20 февраля 2009 г. 17 час. 00 мин.
В перерыве данный недостаток не устранен, суду предоставлено письмо администрации, согласно которому точными сведениями об опубликовании данного нормативного акта администрация не располагает.
С целью выяснения вопроса об опубликовании нормативного акта, в соответствии с которым произведен расчет арендной платы, направления запроса в Совет муниципального образования Новокубанский район, суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 11 марта 2009 г.
В судебное заседание 11 марта 2009 г. стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили.
От Совета Муниципального образования Новокубанский район поступил ответ на запрос суда, согласно которому суду сообщено, что решение Совета депутатов Новокубанского района от 24.03.2004г. и приложение N 2 к данному решению опубликовано не было. Соответствующая информация для землепользователя доведена не была.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта по следующим основаниям.
Подтверждается материалами дела и верно установлено судом первой инстанции, что использование обществом земельного участка площадью 1153 кв.м., расположенного в городе Новокубанске, по ул.Первомайской, угол ул.Урицкого, в квартале 294, предоставленного для эксплуатации магазинов, осуществлялось ответчиком на основании договора аренды от 13.04.1999 года N 57. Договор заключен в апреле 1999 г., зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Новокубанского района, что с учетом более позднего начала работы системы регистрирующих органов, обеспечивающих ведение ЕГРП, означает заключение договора в надлежащем порядке.
Суд отказал в иске, мотивируя тем, что истец является самостоятельным юридическим лицом, отличным от арендодателя по договору аренды - администрации города Новокубанска, который не прекратил свое существование.
Данный вывод суда противоречит положениям п.2 ст. 125 ГК РФ, согласно которым от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
В момент заключения договора аренды от 13.04.1999г. действовал Закон Краснодарского края от 24 марта 1997 г. N 71-КЗ "О территориях муниципальных образований в Краснодарском крае, порядке их реорганизации или упразднения, установления и изменения их границ". В статье 4 этого Закона содержится перечень муниципальных образований в Краснодарском крае, в котором указан Новокубанский район, Новокубанского городского поселения либо города Новокубанска в виде отдельного муниципального образования в тот момент не существовало. Новокубанское городское поселение в качестве самостоятельного муниципального образования было создано позднее, на основании Федерального закона от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно действовавшему в момент заключения договора аренды Закону РФ от 06.07.1991г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" городская администрация была наделена полномочиями по предоставлению земельных участков в пределах городской черты в аренду (ст.71 Закона).
Таким образом, заключая договор аренды с обществом, администрация города Новокубанска выступала от имени муниципального образования - Новокубанский район (единственного существовавшего на тот момент на территории Новокубанского района).
После образования самостоятельных муниципальных образований, в том числе Новокубанского городского поселения, городская администрация как юридическое лицо ликвидирована, что не препятствует муниципальному образованию, от имени которого выступала администрация, предъявить требования арендодателя, в том числе по уплате арендной платы.
В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
То есть, арендная плата за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности является нормативно регулируемой, устанавливается уполномоченными государственными органами.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Даная норма введена в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ (п.10 ст.3 Закона), однако соответствующее правило следовало из норм ЗК РФ и до внесения этих изменений в Федеральный закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно ст.10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся помимо перечисленных в этой статье полномочий иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, к рассматриваемому договору аренды в силу ст.424 ГК РФ подлежали применению нормативные акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации о размере арендной платы.
Расчет корректно выполнен истцом по формуле, установленной постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 мая 2002 г. N 529:
Плата за пользование = Площадь х Базовую ставку х Кц (категория арендаторов) х Кт (коэффициент зональной дифференциации).
Базовые ставки арендной платы, указанные истцом, соответствуют постановлению N 529.
Коэффициент Кт, который применен истцом в размере 1,5 подтвержден письмом территориального отдела УФАКОН по Краснодарскому краю, установлен приложением к Решению Совета депутатов Новокубанского района N 333 от 25.02.2004г., доказательства опубликования приложения суду представлены.
Истец также применяет поправочный коэффициент к базовым ставкам ежегодной арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования в размере 10.
Пунктом 2.1 Постановления N 529 органам местного самоуправления рекомендовано дифференцировать установленные приложениями N 2 и N 3 базовые ставки арендной платы за земельные участки по зонам различной градостроительной ценности. Данная рекомендация касается тех базовых ставок, которые установлены приложениями N 2 и N 3 - за земли населенных пунктов.
Пунктом 2.2. Постановления N 529 органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать поправочные коэффициенты к базовым ставкам арендной платы за земли государственной собственности по категориям арендаторов и видам целевого использования, не включенным в приложение N 6 к настоящему постановлению.
Вид целевого использование - торговля - в приложение N 6 не включен. Поэтому орган местного самоуправления Новокубанского района был вправе установить поправочный коэффициент по данному виду целевого использования.
Материалы дела содержат указания на два нормативных акта Новокубанского района, которыми был установлен поправочный коэффициент 10 - приложение N 2 к решению Совета Депутатов Новокубанского района от 24.03.2004г. N 355 и приложение N 2 к решении. Совета муниципального образования Новокубанский район от 19.04.2007г. N 598. Доказательства опубликования первого нормативного акта суду не представлены, в том числе во исполнение определения апелляционного суда от 16 декабря 2008 г.
Между тем законодательство Российской Федерации содержит положения, направленные на обеспечение возможности ознакомления граждан с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы - п.3 ст.15, п.2 ст.24 Конституции Российской Федерации; п.6 ст.3, п.2 ст.19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п.2,3 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Из данных положений законодательства следует право жителей муниципального образования на получение информации о принимаемых муниципальных правовых актах, затрагивающих права и обязанности граждан и обязанность органа местного самоуправления доводить муниципальные правовые акты до сведения жителей соответствующего муниципального образования.
Поскольку муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, а установление коэффициентов к арендной плате затрагивает обязанности граждан и организаций непосредственным образом, поскольку влияют на определение размера платежа, о котором землепользователи вправе знать, коэффициент 10 применяется апелляционным судом только за период после официального опубликования соответствующего нормативного акта.
Как следует из представленного суду расчета, администрация определила период взыскания с 01.10.2006г. по 12.08.2008г. (л.д.60).
Однако 16 июня 2008 г. право собственности на магазин перешло от ООО "Колосок" к иному лицу, с переходом права собственности на объект недвижимости переходят права и обязанности по договору аренды, такой переход прав перезаключения договора аренды не требует, поскольку осуществляется непосредственно на основании закона, в силу наступления указанных в законе юридических фактов (ст.387, п.1 ст. 552 ГК РФ).
Поэтому период взыскания определяется апелляционным судом с 01.10.2006г. по 16.06.2008 г.
Расчет задолженности в части основного долга выглядит следующим образом:
с 01.10.2006 г. по 31.12.2006 г. (за 92 дня):
1153х5,62х1х1/365х92 = 1 633, 28 руб.
с 01.01.2007 г. по 31.03.2007 г. (за 90 дней):
1153х5,62х1х1/365х90 = 1 597,77 руб.
С 01.04.2007г. по 27.04.2007г. (за 27 дней):
1153х5,62х1х1/365х27 = 479,33 руб.
с 28.04.2007 г. по 31.12.2007 г. (за 247 дней):
1153х6,86х10х1х1/365х247= 53 525,1 руб.
с 01.01.2008 г. по 16.06.2008 г. (за 168 дней):
1153х6,86х10х1х1/365х167= 36 189 руб.
Итого подлежало начислению в соответствии с условиями договора и опубликованными нормативными актами за указанные периоды 93 424, 48 руб. Истец пояснил в расчете, что указанные периоды ответчиком было заплачено за пользование земельным участком 84 972, 27 руб. Таким образом, в части основного долга апелляционный суд определяет сумму к взысканию в размере 8 452, 21 руб., в связи с чем, во взыскании остальной части основного долга апелляционный суд истцу отказывает. Данной сумме соответствует сумма процентов за пользование чужими денежным средствами, рассчитанных согласно ст. 395 ГК РФ, в размере 836 руб. 9 коп.
Поскольку суд первой инстанции нарушил нормы материального права, а именно нормы п.2 ст. 125, ст. 309, ст. 424 ГК РФ, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
При определении подлежащей взысканию государственной пошлины суд руководствуется подпунктом 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, согласно которому органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 октября 2008 г. по делу N А32-9145/2008-67/100 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Колосок" (ИНН 2343011675) в пользу Администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края 8 452, 21 руб. основного долга, 836 руб. 9 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 9 288 руб. 3 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Колосок" (ИНН 2343011675) в доход федерального бюджета 334 руб. 15 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9145/2008-67/100
Истец: Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Колосок"
Кредитор: ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края
Третье лицо: Руководителю Совета муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края, Администрация Новокубанский район
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8106/2008