город Ростов-на-Дону |
дело N А32-14334/2008-26/227 |
20 марта 2009 г. |
15АП-1639/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Е.В. Андреевой, Л.А Захаровой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокур И.Г.
при участии:
от заявителя: Ковтун А.А. удостоверение N 1 от 01.02.08г., протокол собрания N 7 от 07.03.08г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гулькевичской районной общественной организации инвалидов-казаков "Рубин"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 января 2009 г. по делу N А32-14334/2008-26/227
принятое в составе судьи Ветер И.В.
по заявлению Гулькевичской районной общественной организации инвалидов-казаков "Рубин"
к заинтересованному лицу ИФНС России по Гулькевичскому району
о признании недействительным решения N 924/575 от 03.07.08г. в части доначисления ЕСН
УСТАНОВИЛ:
Гулькевичская районная общественная организация инвалидов-казаков "Рубин" (далее - общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения N 924/575 от 03.07.08г. в части доначисления ЕСН (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 27 января 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Гулькевичская районная общественная организация инвалидов-казаков "Рубин" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, принять по делу новый, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель общественной организации поддержал доводы жалобы.
От ИФНС России по Гулькевичскому району поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
Также от ИФНС России по Гулькевичскому району поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция оспорила доводы жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГРООИК "Рубин" заявлена льгота по ЕСН за 1 квартал 2007 г. в сумме 273464, 00 рубля (начисленная заработная плата наемным лицам).
28.03.2008г. ГРООИК "Рубин" представлена уточненная (корректирующая) налоговая декларация (расчет) "Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями" за 3 месяца 2007 г.
ИФНС России по Гулькевичскому району, проведена камеральная налоговая проверка уточненной (корректирующей) налоговой декларации (расчетов) "Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями" за 3 месяца 2007 г.
По результатам проведения проверки налоговой инспекцией составлен акт N 2353 от 07.06.08г. и вынесено решение N 924\575 от 03.07.2008 г. (л.д. 7-10). В соответствии с указанным решением организации доначислен ЕСН в размере 32815 руб. и пени в размере 2789,84 руб.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общественная организация обжаловала решения налоговой инспекции в части в арбитражный суд.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений являются общественные организации инвалидов.
В соответствии с абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В абзаце первом статьи 33 названного Закона указано, что общественные организации инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть являются формой социальной защиты инвалидов.
Согласно Уставу ГРООИК "Рубин" целями и задачами организации являются: защита прав инвалидов-казаков; объединение усилий всех заинтересованных в защите и помощи инвалидам-казакам, в том числе государственных, общественных организаций; оказание помощи в льготном приобретении медикаментов путем организации розничной торговли через учреждаемые аптечные магазины, оказание помощи в решении жилищных проблем, работа инвалидов-казаков по патриотическому воспитанию молодежи и другое.
Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.
Названный Закон не запрещает общественным объединениям (в том числе общественным организациям инвалидов) привлекать наемных работников для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ льготы по ЕСН имеют общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо.
Из материалов дела следует, что ГРООИК "Рубин" заявлена льгота по ЕСН за 1 квартал 2007 г. в сумме 273464, 00 рубля (начисленная заработная плата наемным лицам).
Согласно представленным документам среди членов организации инвалиды составляют 100 процентов. Обществом представлен список инвалидов, с приложением копий справок ВТЭК и удостоверений об инвалидности.
В соответствии с письмом ГРООИК "Рубин" от 30.04.2008г. N 118/04 в организации отсутствуют работники-инвалиды и поэтому трудовые договоры с инвалидами не заключались, и заработная плата инвалидам не начислялась, (л.д.99).
Согласно отчету о прибылях и убытках (ф. N 2) в 1 кв. (3 мес.) 2007 года организацией получен доход в сумме 798 тыс.руб. Начислена заработная плата наемным лицам (51 человек) в сумме 273,5 тыс. руб. Численность физических лиц (наемных работников) указана в "Расчете по авансовым платежам по единому социальному, налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями" за 3 месяца 2007 г.
Из материалов дела следует, что сумма денежных средств, выплаченных инвалидам, включена в затраты (по счету 26), которые уменьшают налогооблагаемую прибыль. Тем самым, предприятие получает налоговую выгоду от выплат в пользу инвалидам в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Судом первой инстанции при проведении анализа предоставленных документов, правильно установлено, что отсутствовали обороты по счету 86 (целевое финансирование), ГРООИК "Рубин" не направляло денежные средства для достижения уставных целей, организация осуществляет коммерческую деятельность, которая не отличается от деятельности обычных коммерческих организаций.
Согласно устава Гулькевичской районной общественной организации инвалидов - казаков "Рубин" организация создана с целью защиты прав - инвалидов-казаков, оказание помощи в льготном приобретении медикаментов, оказание помощи в адресном обеспечении необходимыми медикаментами за счет организации, оказания помощи в приобретении путевок в санаторно - оздоровительные учреждения для реабилитации здоровья, нарушенного вследствие полученных травм (физических и моральных) и ранений, оказания помощи в приобретении инвалидам средств передвижения, содействие их сервисному обслуживанию нефтепродуктами и ГСМ, оказания помощи в решении жилищных проблем, оказания адресной материальной и иной помощи членам организации.
Основными задачами организации являются: работа инвалидов-казаков по патриотическому воспитанию молодежи, поддержка русской православной церкви и утверждения норм христианской морали, сохранения уважения и терпимости к другим религиозным конфессиям, распространение идей гражданского общества.
Инспекцией установлено, что организация осуществляет предпринимательскую деятельность - вид деятельности: производство кирпича. Какой - либо другой деятельности, связанной именно с выполнением возложенных уставом целей и задач общество не осуществляло.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ГРООИК "Рубин" не направляло денежные средства для достижения уставных целей, организация осуществляет коммерческую деятельность, которая не отличается от деятельности обычных коммерческих организаций, среди членов организации инвалиды составляют 100 процентов, но трудовые договоры с инвалидами не заключались, и заработная плата инвалидам не начислялась, уставные цели не выполнялись.
Довод организации о том, что инвалидам периодически выплачивалось 800 - 1500 руб. в виде материальной помощи и это является основанием для заявления льготы не принимается судебной коллегией, так как доказательств выплат в 1 кв. 2007 г. вообще не представлено, в любом случае эти выплаты относились налогоплательщиком на расходы, а из справки налогоплательщика от 05.06.08г. (т. 1 л.д. 105) следует, что прибыль за 2007 г. составила 178 482,54 руб., которая не была в полном объеме направлена на выполнение уставных задач общественной организации, что свидетельствует о коммерческом характере деятельности.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в совокупности, пришел к правильному выводу, что Гулькевичская районная общественная организация инвалидов-казаков "Рубин" не соответствует требованиям, предъявляемым к налогоплательщикам подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.
Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Кодекса расчет ЕСН производится в процентном отношении к налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. При этом ставка налога уменьшается с увеличением налоговой базы (регрессивная шкала).
Ставка налога (%) с налоговой базой на каждое физическое лицо до 280 000 руб. составляет: в Федеральный бюджет - 20,0 %; в фонд социального страхования - 2,9 %; в федеральный фонд ОМС - 1,1 %; в территориальный фонд ОМС - 2,0 %.
Размер страхового взноса (тариф) определен пп. 1 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и составляет 14 % для лиц 1966 года рождения и старше (на финансирование страховой части трудовой пенсии) с налоговой базой для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо до 280 000 руб.
Согласно расчету по авансовым платежам сумма выплат и вознаграждений, учитываемых при определении налоговых льгот за отчетный период (3 мес. 2007 г.) всего - 273 464 руб., в том числе: за 1 мес. - 66 124 руб.; за 2 мес. - 66 389 руб.; за 3 мес. -140 951руб.
Из материалов дела следует, что сумма налога по решению от 03.07.2008г. N 924/575 составляет: ЕСН в Федеральный бюджет - 273464 руб. х (20 %-14%) = 16408 руб.; ЕСН в фонд соц. страхования - 273464 руб. х 2,9 % = 7930 руб.; ЕСН в федеральный фонд ОМС - 273464 руб. х 1,1 % = 3008 руб.; ЕСН в территориальный фонд ОМС - 273464 руб. х 2 % = 5469 руб. Итого, за 1 квартал 2007 года (3 мес.) доначислена сумма ЕСН в размере 32815 руб.
Расчет ЕСН и пени, проверен судом первой инстанции и признан достоверным.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ИФНС России по Гулькевичскому району N 924\575 от 03.07.2008 г. вынесено налоговым органом правомерно.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 января 2009 г. по делу N А32-14334/2008-26/227 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14334/2008
Истец: Гулькевичская районная общественная организация инвалидов-казаков "Рубин"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1639/2009