город Ростов-на-Дону |
дело N А53-23386/2008 |
17 марта 2009 г. |
15АП-847/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гермашевым А.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Город Золотой": Матиевской Т.В.. паспортные данные сверены, доверенность от 24 февраля 2009 года.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области: Солодовник М.М., удостоверение, доверенность от 11 января 2009 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Золотой"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.01.2009 г. по делу N А53-23386/2008-С4-48
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Город Золотой"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Комурджиевой И.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Город Золотой" (далее - общество, ООО "Город Золотой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 30 октября 2008 года N 4615 о привлечении ООО "Город Золотой" к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО "Город Золотой" не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 6.3 и 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, кроме того, общество привлечено к ответственности дважды за совершение одного и того же административного правонарушения.
Решением суда от 11 января 2009 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Решение мотивировано тем, что ООО "Город Золотой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьями 6.3 и 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с доказанностью факта административного правонарушения и наличия вины общества в его совершении. Процедура привлечения к ответственности, предусмотренная административным законодательством, соблюдена в полном объеме.
Не согласившись с указанными выводами, общество с ограниченной ответственностью "Город Золотой" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 января 2009 года по делу N А53-23386/2008-С4-48 отменить; признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области N4615 от 30 ноября 2008 года о привлечении ООО "Город Золотой" к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. В соответствии со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для оказания услуг по техническому обслуживанию многоквартирных домов является договор, заключенный между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией. В данном случае между ООО "Город Золотой" и собственниками помещений данный договор не заключен, ввиду чего, оснований для привлечения к административной ответственности не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области указало, что общество привлечено к административной ответственности по статьям 6.3 и 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельные составы административных правонарушений, наличие признаков которых усматриваются в действиях лица, привлекаемого к ответственности. Данное обстоятельство в полной мере подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Вина общества выразилась в противоправном, виновном бездействии, которое выразилось в невыполнении обязанности по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту имущества жилых домов, а также в невыполнении обязательств перед жильцами многоквартирных домов. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, нарушений прав и законных интересов общества при привлечении к административной ответственности не допущено.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Город Золотой" огласил доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления огласил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 102321 от 16 октября 2008 года Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области, в связи с поступившими обращениями граждан, проведены внеплановые мероприятия по надзору в отношении ООО "Город золотой". В результате проверки установлено, что в жилых домах, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Мебельный, 16, ул. Нансена, 114, 116, 118, подвальные помещения залиты канализационными стоками, загрязнены бытовыми отходами. По результатам проверки составлен акт обследования от 21 октября 2008 года, в отношении ООО "Город золотой" составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2008 N 3263. Лицом, составившим протокол об административном правонарушении, совершенное ООО "Город золотой" правонарушение квалифицировано по статьям 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области вынесено постановление от 30.10.2008 N 4615 о привлечении ООО "Город золотой" к административной ответственности, предусмотренной статьями 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества в его совершении.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривает, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 199 года N 52 установлены основные понятия:
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
- вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
- санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
В соответствии со статьей 11 вышеуказанного Федерального закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно статье 22 Федерального закона N 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 23 данного закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 9.1, 9.2 СанПин(а) 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" предусмотрено, что жилые помещения, должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Не допускается:
-захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, других мест общего пользования;
Необходимо:
-своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, мусороудаления, и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия;
-обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры;
-проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания.
Из вышеприведенного следует, что ООО "Город Золотой" нарушило требования законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, ввиду чего совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьями 6.3 и 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод апеллянта о том, что он не несет ответственность за содержание многоквартирных жилых домов N 116, 114, 118 по улице Нансена и дома N 16 по переулку Мебельный города Ростова-на-Дону, так как данные дома на основании письма муниципального учреждения "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Октябрьского района", находятся во временном техническом обслуживании общества и законодатель не ставит в зависимость наступление административной ответственности от характера взаимоотношений - постоянное, либо временное обслуживание объектов.
Совершенное обществом правонарушение посягает на право граждан на здоровую благополучную природную среду, обеспечению которой служат нарушенные обществом санитарные нормы, так и на право граждан на пригодное для проживания в санитарно - эпидемиологическом отношении жилище.
В соответствии со статей 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Следовательно, общество обоснованно привлечено к ответственности за нарушение статьи 6.3 и статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Податель жалобы не оспаривает процедуру привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции проверил указанную процедуру и считает ее соблюденной и соответствующей требованиям статей 4.5; 23. 5; 28.2; части 2 статьи 25.1; 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о судебных расходах судом апелляционной инстанции не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 января 2009 года по делу А53-23386/2008-С4-48 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Город Золотой" - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23386/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Город Золотой"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-847/2009