город Ростов-на-Дону |
дело N А32-23979/2008 |
12 марта 2009 г. |
15АП-1302/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Винокур И.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя - ООО "Евросеть Краснодар" - представителя Клименченко К.В., доверенность N 277 от 01.01.2009 г.,
от административного органа - МРУ Росфинмониторинга по ЮФО - представителя Костюченко А.В., доверенность от 12.03.2009 г. N 05-09/7387,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы ООО "Евросеть Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 декабря 2008 года по делу N А32-23979/2008,
принятое в составе судьи Буренкова Л.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евросеть Краснодар"
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Южному федеральному округу от 22.09.2008 г. о назначении административного наказания N 05-08/183,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евросеть Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Южному федеральному округу (далее - управление) от 22.09.2008 г. по делу об административном правонарушении N 05-08/183 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.12.2008г. отказано в удовлетворении заявленных требований на том основании, что действия общества образуют состав вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 05.12.2008г. отменить, ссылаясь на то, что как агент осуществляет деятельность по приему от физических лиц денежные средства в счет оплаты доступа к сотовой сети соответствующих операторов, используя агентскую схему приема платежей, то есть без заключения договоров с кредитными учреждениями. Кроме того, общество указывает, что фактически не осуществляло торговлю ювелирными изделиями и драгоценными металлами.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закон N 115-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 7 названного Закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления.
Как следует из материалов дела общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15 июня 2005 года. Дополнительным видом деятельности общества является оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями, что подтверждается устав, выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на специальный учет N 0050002655 от 16.04.2007 г. в Донской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, а также свидетельством о постановке на специальный учет от 19.04.2007 г. N 0190001378 в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты как юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
При таких обстоятельствах общество подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), как организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. При этом из анализа правового смысла и буквального содержания норм Закона N 115-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 6, усматривается, что предусмотренная обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями. Такие операции могут быть осуществлены обществом в любое время при том, что оно поставлено на специальный учет как юридическое лицо, осуществляющее такие операции.
В силу требований пункта 4 статьи 6 и подпункта 1.1 Закона N 115-ФЗ общество как организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана представлять в уполномоченный орган сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, к которым относится сделка с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3000000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышающую ее.
Как следует из материалов дела и подтверждается договором аренды N 4-К от 01.02.2008 г., договором субаренды нежилых помещений N 002К от 27.09.2005 г., договором аренды N 36/н-2 от 03.07.2006 г., договором субаренды N 48к/с от 01.03.2006 г., договором субаренды от 25.08.2006 г., договором субаренды N 48к/с от 10.11.2005 г., договором субаренды от 09.07.2007 г., договором аренды нежилых помещений от 01.06.2008 г. N 2, актами приема-передачи недвижимого имущества на момент проверки, назначенной в отношении общества приказом руководителя управления от 10.07.2008 г. N 107, у общества по договорам аренды и субаренды находились в пользовании нежилые помещения, сумма платежей за аренду которых на момент проведения проверки достигла порогового размера (3000000 рублей).
Вышеуказанные нарушения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ.
Нарушений процедуры к административной ответственности обществом в апелляционной жалобе не приводится и судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 декабря 2008 года по делу N А32-23979/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23979/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Евросеть Краснодар"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по ЮФО
Третье лицо: Жданов Олег Игоревич (для ООО Евросеть Краснодар)
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1302/2009