город Ростов-на-Дону |
дело N А32-25013/2008 |
22 апреля 2009 г. |
15АП-2137/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии: от заявителя: Смирнова Т.Ю., доверенность от 30.12.2008г. N 107;
от заинтересованного лица: Крылова В.В., доверенность от 11.01.2009г. N 3;
от третьего лица: не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 февраля 2009 г. по делу N А32-25013/2008 (судья Гладков В.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньдорблагоустройство"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Администрации муниципального образования Туапсинский район
о признании незаконным отказа УФРС по КК в государственной регистрации права аренды на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кубаньдорблагоустройство" (далее общество) обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее регистрационная служба) с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 3300003537 от 14 января 2008 г., в отношении земельного участка общей площадью 9498 кв.м., кадастровый номер 23:33:01 03 001:0106, расположенного по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, курорт Джубга, подписанного обществом (арендатор) и Администрацией муниципального образования Туапсинский район (арендодатель).
В государственной регистрации сообщением от 19.08.2008г. было отказано.
В отказе в качестве причины указано на то, что согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю земельный участок относится исключительно к федеральной собственности.
Посчитав отказ незаконным, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края. Просило признать незаконным отказ регистрационной службы в государственной регистрации.
В отзыве регистрационная служба просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указало на то, что по аналогичным делам в адрес Туапсинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю неоднократно поступали письма из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю с указанием на то, что земли особо охраняемых территорий являются землями Российской Федерации (л.д.83).
Решением суда от 06 февраля 2009 г. суд удовлетворил требования общества, признал незаконным отказ регистрационной службы в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:01 03 001:0106, площадью 9 498 кв.м., заключенного между администрацией муниципального образования Туапсинский район и открытым акционерным обществом "КТБ".
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрационная служба обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в требованиях заявителю отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована указанием на следующие обстоятельства: в аренду с торгов предоставляется земельный участок особо охраняемых территорий, по аналогичным делам в адрес Туапсинского отдела Управлении неоднократно поступали письма из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю с указанием на то, что земли особо охраняемых территорий являются землями Российской Федерации; имеются разночтения в категории земель в газетной публикации, кадастровом плане и договоре аренды: в публикации указаны земли населенных пунктов, а не земли особо охраняемых территорий.
В отзывах на апелляционную жалобу общество и администрация просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель регистрационной служба поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества - доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между обществом и администрацией Туапсинского района подписан договор аренды N 3300003537 от 14 января 2008 г., в отношении земельного участка общей площадью 9498 кв.м., кадастровый номер 23:33:01 03 001:0106, расположенного по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, курорт Джубга.
Земельный участок предоставлен по результатам торгов (л.д.17), для целей строительства и эксплуатации базы отдыха в курорте Джубга, урочище Бедросова Щель, к северу от пансионата "Прибой" Туапсинского района.
Как следует из сообщения регистрационной службы об отказе в государственной регистрации и не отрицается регистрационной службой, причиной отказа в регистрации договора аренды послужила правовая позиция Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, которое полагает, что земельный участок относится исключительно к федеральной собственности, при признаку его отнесения к землям особо охраняемых территорий (л.л.6).
Между тем действующее в РФ законодательство различает особо охраняемые природные территории федерального значения, регионального значения и местного значения, отнесение земельного участка к особо охраняемым природным территориям еще не предопределяет его отнесение к территории федерального значения, находящейся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п.6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального и местного значения находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория может быть признана курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Закон Краснодарского края от 07.08.1996г. N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" содержит положение, согласно которому на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, города Ейска и города Горячего Ключа - п.2 ст.4 Закона N 41-КЗ.
Территориальное управление, в случае, если оно полагает данную норму противоречащей федеральному законодательству, обязано, выполняя свои непосредственные функции, в судебном порядке оспорить данный нормативный акт.
Подобного заявления подано не было, поэтому регистрационная служба не должна ориентироваться на письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю с утверждением об отнесении земель Туапсинского района к землям, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти. Данные письма при сложившихся обстоятельствах правового значения не имеют.
Решение вопроса об уровне собственности на сформированный земельный участок при наличии не отмененных в установленном порядке нормативных актов Краснодарского края о праве региональной собственности на территорию в компетенцию регистрирующего органа не входит (данный подход получил отражение в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7725/2008 от 26 декабря 2008 г.).
Иные мотивы отказа регистрирующим органом в сообщении об отказе не приведены, поэтому суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия регистрационной службы не соответствуют положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, апелляционный суд учитывает положения Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в краснодарском крае", согласно ст. 33 которого до разграничения государственной собственности на землю высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края распоряжается земельными участками в городе Краснодаре.
В материалы дела представлена переписка между администрацией Туапсинского района и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края. Из данной переписки следует, что материалы в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:01 03 001:0106 департаментом имущественных отношений Краснодарского края возвращены администрации Туапсинского района, с указанием на наличие полномочий администрации муниципального образования рассмотреть соответствующие материалы о распоряжении земельным участком (л.д.26,27,32).
Как следует из материалов дела (л.л.30,31,33) и письменных пояснений регистрационной службы, позиция департамента была ей известна.
Регистрационная служба в апелляционной жалобе также указывает на наличие разночтений в категории земель в газетной публикации, кадастровом плане и договоре аренды: в публикации указаны земли населенных пунктов, а не земли особо охраняемых территорий. Данный довод апелляционным судом отклоняется. В границах населенного пункта могут находиться земельные участки, отнесенные к землям иных категорий, со своим правовым режимом, в том числе земли особо охраняемых природных территорий. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 февраля 2009 г. по делу N А32-25013/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25013/2008
Истец: открытое акционерное общество "Кубаньдорблагоустройство"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования Туапсинского района