город Ростов-на-Дону |
дело N А32-14901/2008 |
04 мая 2009 г. |
15АП-1379/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представители Куцев В.В., доверенность N НЮ-10/442 от 10.11.2008г., Солоницкая Л.А., доверенность N НЮ-10/699 от 15.12.2008г., Белюгин В.Н., доверенность N НЮ-10/241 от 24.04.2009г.
от ответчика: представитель Деревенец И.В., доверенность от 22.12.2008г. N 27/ОПР-675
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.12.2008г. по делу N А32-14901/2008
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 57 431 руб. 25 коп.-убытков
принятое в составе судьи Огилец А.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (порт) о взыскании 57 431 руб. 25 коп.-убытков, в связи с повреждением вагонов при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций. Истец в ходе рассмотрения дела, уточнил требования, квалифицируя их как неосновательное обогащение (л.д. 114, т.1).
Решением суда от 30.12.2008г. в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что истцом не доказан размер предъявленных ко взысканию убытков по ст. 104 УЖТ РФ.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить, требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы дорога указала, что материалами дела подтвержден факт повреждения ответчиком вагонов при разгрузочных операциях. Материалами дела подтверждаются затраты дороги на восстановление поврежденного вагона: калькуляцией стоимости подготовительных работ по восстановлению поврежденного вагона, Перечнем неисправностей, подлежащих устранению в текущем отцепочном ремонте, расчетом ставок подачи и уборки вагонов на пути текущего ремонта, а также пользование ремонтным путем. Заявленную сумму ответчик был бы вынужден сам потратить при самостоятельном ремонте вагона, в связи с чем, указанная сумма является его неосновательным обогащением.
Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Ответчик в судебное заседание явился, представил отзыв, в котором доводы жалобы не признал, указал, что стоимость поврежденных деталей вагонов оплатил. Остальные расходы, предъявленные дорогой ко взысканию необоснованны. Из калькуляции подготовительных работ следует, что истцом начислены отчисления по заработной плате работников, которые являются обязательными для истца ввиду выплаты зарплаты рабочим, какие-то затраты, общехозяйственные расходы, стоимость единицы продукции с учетом рентабельности, которая не подлежит взысканию в виду противоречия природе убытков и целью получения от этого дохода. Неполученная прибыль документально не подтверждена, "Методика расчета возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах РФ" является внутренним документов дороги и не отвечает признакам нормативного акта. В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ все тарифы, ставки платы и сборы должны быть утверждены в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, между тем входящая в размер убытков плата за пользование ремонтным ж.д. путем и сбор за подачу-уборку рассчитаны истцом самостоятельно, без нормативных ссылок. В связи с указанным, исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Дело слушалось с перерывом с 27.04.08г. по 30.04.08г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в феврале-марте 2008 г. дорога приняла после выгрузки от ОАО "Туапсинский морской торговый порт" 25 вагонов, имеющих различные повреждения.
Факт повреждения вагонов подтверждается актами общей формы ГУ-23, актами о повреждении вагона ВУ-25 N 631-655 о повреждении вагонов, актами общей формы, составленными с 21 по 24 апреля 2008 г., а также актами формы ВУ-36М о выпуске вагонов из ремонта.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить убытки, предусмотренные ст. 104 УЖТ РФ, в ответ на которую ответчиком была произведена частичная оплата в сумме 5 580 руб. 38 коп.
Отказ ответчика от оплаты оставшейся части убытков, вызванных повреждением вагонов, послужил основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
В суде первой инстанции истцом было заявлено ходатайство об уточнении оснований иска, в котором он просил -взыскать с ответчика 57 431 руб. 25 коп. неосновательного обогащения. Требования мотивированы тем, что, по мнению истца, ответчик неосновательно сберег свое имущество -денежные средства, которые он должен был потратить на ремонт поврежденных вагонов.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2008г. ходатайство истца было удовлетворено.
Оценивая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно квалифицировал требования истца как требования о взыскании убытков, основанные на основании ст. 104 УЖТ РФ, ст.15 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Вместе с тем, фактически требования истца и представленные доказательства направлены на реализацию такого способа защиты- как взыскание убытков.
Кроме того, в статье 1103 ГК РФ определено соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав. Из содержания данной правовой нормы следует, что правила, предусмотренные данной статьей, подлежат применению, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются специальным законом N 18-ФЗ от 10.01.2003г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устав).
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (предмет иска) и обстоятельства, на которых основаны исковые требования (основание иска). В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на изменение предмета или основания иска принадлежит только истцу. Вместе с тем, согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Таким образом, суд не связан правовыми основаниями заявленного требования и обязан дать правовую квалификацию сложившимся между сторонами правоотношениям с учетом указанных предмета иска и фактических обстоятельств, являющихся основанием иска.
В соответствии со статьей 104 Устава при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда и вину причинителя вреда.
Законодатель подразделяет убытки на два вида: реальный ущерб и упущенную выгоду. В составе реального ущерба могут быть выделены три элемента: 1) утрата и повреждение имущества; 2) расходы, которые произвело лицо по причине нарушения его прав, 3) расходы, которые оно должно произвести в целях восстановления нарушенного права. Убытки должны быть доказаны по размеру.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
В подтверждение причинения ущерба истец предоставил в материалы дела следующие документы: акты общей формы от 21.04.2008г., 22.04.2008г., 23.04.2008г., от 24.04.2008г., акты о повреждении вагона N 631, N 632, N 633 от 24.04.2008г., N 634, N 635, N 636 от 23.04.2008г., N 637, N 638, N 639, N 640 от 22.04.2008г., N 641, N 642, N 643, N 644, N 645, N 646, N 647, N 648, N 650, N 651, N 652, N 653, N 654, N 655 от 21.04.2008г. калькуляцию, детализированный расчет (л.д. 19-80, 119-120).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что при предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003г. 45. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Из детализированного расчета истца по поврежденным вагонам на сумму 57 431 руб. 25 коп. следует, что в расчет убытков вошли: стоимость восстановления конкретного повреждения в сумме 5 520 руб. 38 коп., стоимость оформления документов в сумме 2 730 руб. 50 коп., стоимость подготовительных работ на сумму 14 001 руб. 75 коп., тариф за подачу-уборку на МПТР на сумму 8 677 руб. 75 коп., плата за пользование железнодорожным путем в сумме 1 556 руб. 25 коп., упущенная выгода в сумме 30 525 руб.
Из материалов дела следует, что факт причинения повреждений спорным вагонам ответчиком не оспаривается. Ответчик не согласен с размером предъявленных убытков за исключением стоимости поврежденных деталей. При этом, ответчик, до подачи искового заявления в добровольном порядке перечислил истцу 5 580 руб. 38 коп. в счет возмещения причиненного ущерба от повреждения вагонов на основании выставленного счета N 62360000004208/9300052849 от 06.05.2008г.
Сумма убытков 57 431 руб. 25 коп. является спорной.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в виду следующего.
Суд апелляционной инстанции исследовал представленный истцом детализированный расчет.
В расчет убытков включена стоимость подготовительных работ, составляющая 560, 07 коп. на каждый вагон, согласно калькуляции (л.д. 8, т.1).
Указанная калькуляция включает фонд оплаты труда, отчисления на соц. страх, общие расходы для всех видов работ, общехозяйственные расходы, себестоимость единицы продукции (выполненных работ), стоимость единицы продукции с учетом рентабельности 10%.
Вместе с тем, отчисления на фонд оплаты труда и уплата взносов является прямой обязанностью дороги по отношению к свои работникам, предусмотренная действующим законодательством и данные расходы не связаны с причинением ответчиком вреда (отсутствует причинно-следственная связь), а является необходимой для железной дороги.
Необоснованны и не расшифрованы, документально не подтверждены расходы общие для всех видов работ, а также общехозяйственные расходы.
Включение в размер убытков стоимости единицы продукции с учетом рентабельности также не подлежит удовлетворению, поскольку рентабельность-это получение дохода от выполняемой работы, что противоречит природе возмещения реальных убытков.
В обоснование жалобы дорогой указано, что должны быть оплачены стоимость подготовительных работ (опробование тормозов, контроль технического состояния коленных пар, автосцепного оборудования, тележки и т.д.) необходимость операций контроля, входящих в стоимость подготовительных и обязательных работ, обусловлена требованием обеспечения безопасности движения ж.д. транспорта и предусмотрена перечнем наименований основных типовых работ, регламентных работ и операций контроля технического состояния грузового вагона, выполняемых в текущем отцепочном ремонте (утвержден начальником Департамента водного хозяйства ОАО "РЖД" 21.02.06г., а также действующим Руководством по текущему отцепочному ремонту (РД 32 ЦВ-056-97).
Данные доводы жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются. поскольку расшифровка себестоимости работ не представлена. Кроме того, текущий отцепочный ремонт выполняется дорогой в виду прямой, законом предусмотренной обязанности на подачу грузоотправителям исправных вагонов, обязанностью по содержанию своего имущества.
В расчет убытков включено оформление документов стоимостью 109, 22 руб. на каждый вагон.
Вместе с тем, истцом не расшифровано, стоимость каких документов влечет расход указанных средств и не представлено документальное их подтверждение.
В расчет убытков включены плата за пользование ремонтными ж.д. путями стоимостью 62 руб. 25 коп., а также сбор за подачу и уборку на ремонтные пути поврежденных вагонов в размере 347 руб. 11 коп. за каждый вагон.
Однако, Уставом определены случаи взыскания платы за пользование вагонами, находящимися на ж.д. путях общего и необщего пользования.
Возможность начисления дорогой платы за пользование ремонтными путями своими же вагонами (уже принятыми от грузоотправителя, грузополучателя) Уставом не предусмотрена.
В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ все тарифы, ставки платы и сборы должны быть утверждены в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, между тем входящая в размер убытков плата за пользование ремонтным ж.д. путем и сбор за подачу-уборку рассчитаны истцом самостоятельно, без нормативных ссылок.
Также не могут быть расценены указанные суммы как необходимые затраты дороги при подаче-уборке вагонов для ремонта, поскольку размер данных затрат документально не подтвержден, сам расчет и сами позиции в расчете (л.д. 104 т.1) также документально необоснованны и не подтверждены.
Кроме того, дорогой в состав убытков включены потери доходов от изъятия вагона из эксплуатации в размере 2 299 руб. 65 коп. на каждый вагон. Фактически данные потери являются по своей правовой природе упущенной выгодой.
Однако, из материалов дела следует, что размер убытков определен ОАО "РЖД" расчетным путем, исходя из средней часовой доходной ставки на один вагон рабочего парка согласно Методике расчета возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах Российской Федерации" (л. д. 7).
Суд первой инстанции, с учетом положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пришел к обоснованному выводу о том, что Методика является внутренним документом, адресованным начальникам железных дорог, и не отвечает признакам нормативного правового акта, подлежащего обязательному применению. Виду чего, размер упущенной выгоды и сам факт возможности ее получения истцом не доказан.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу -ст. 67 АПК РФ.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами- ст. 68 АПК РФ.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшими убытками и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие вышеперечисленных условий для возмещения вреда и реальность получения упущенной выгоды.
Однако, ввиду недоказанности взыскиваемых убытков по существу и по размеру, требования истца удовлетворению не подлежат.
Истцом в суд апелляционной инстанции представлены уведомления формы ВУ-23М в доказательство повреждения вагона, а также пояснено, что листки формы ВУ026 М в спорном случае не составлялись, поскольку отсутствовала пересылка вагона в ремонт со станции отправления на станцию назначения.
Данные документы сами по себе не подтверждают размер ущерба, предъявленный ко взысканию, и не имеют для дела решающего значения, поскольку сам факт повреждения вагонов и ремонт подтвержден ответчиком в том числе путем оплаты стоимости деталей. Спор между сторонами не по размеру убытков.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2008г. по делу N А32-14901/2008-37/144-64/542 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
С.В. Ехлакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14901/2008
Истец: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", ОАО "РЖД" филиал СКЖД , ОАО "РЖД" Структурное подразделение "Краснодарское отделение" ВЧДЭ-13
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1379/2009