город Ростов-на-Дону |
дело N А32-25006/2008-38/1464Б |
16 июня 2009 г. |
N 15АП-2405/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Захаровой Л.А., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от уполномоченного органа: представитель не явился, извещен (уведомление N 98549)
от должника: представитель не явился, извещен
от саморегулируемой организации: представитель не явился, извещен (уведомление N 98552)
от Тихорецкого межрайонного ОСП УФССП по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен (уведомление N 98551)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 февраля 2009 г. по делу N А32-25006/2008-38/1464Б
о прекращении производства по делу
по заявлению уполномоченного органа
ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю
к должнику крестьянскому фермерскому хозяйству "Никонов и К"
о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника
принятое в составе судей Тумановой Л.Р., Тарасенко А.А., Коваленко Л.Д.
УСТАНОВИЛ:
ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к крестьянскому фермерскому хозяйству "Никонов и К" (далее - должник) о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника.
Определением суда от 03 февраля 2009 г. производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что бухгалтерская отчетность должником в течение 12 месяцев в налоговый орган не представлялась, должник операции по счетам не проводит, бухгалтерскую отчетность не сдает, с момента создания предприятия, суд приходит к выводу о том, что должник является отсутствующим (недействующим) юридическим лицом. При этом суд учитывает, что в материалы дела доказательства обнаружения имущества не представлены, вероятность обнаружения имущества отсутствует. Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, доказательств невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не представлено, расходы на проведение процедуры банкротства в судебном порядке значительно превышают задолженность должника, в связи с чем, производство по делу о банкротстве на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ подлежит прекращению.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратился уполномоченный орган с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью определение суда от 03.02.2009г., передать дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
По мнению подателя жалобы, конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительным сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником. Если финансирования достаточно для проведения процедуры банкротства, дело о банкротстве не подлежит прекращению. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается. Из текста данной статьи не усматривается возможность исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ с задолженностью перед бюджетом РФ. Уполномоченный орган представляет в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, т.е. уполномоченный орган представляет интересы РФ как кредитора. Задолженность перед бюджетом РФ юридических лиц исключенных из государственного реестра юридических лиц, а не ликвидированных не может быть списана.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании получено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя уполномоченного органа. Протокольным определением суда ходатайство удовлетворено. Кроме того, в ходатайстве уполномоченный органа поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит определение суда от 03 февраля 2009 г. отменить, передать дело на новой рассмотрение в ином составе судей.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, уполномоченным органом установлена задолженность налогоплательщика по состоянию на 18.11.2008г. по обязательным платежам в размере 48391,16 руб. - недоимка, 87338,06 руб. пени, 1046,10 руб. штрафы, в том числе непогашенная более чем трех месяцев в размере 134840,56 руб.: 48391, 16 руб. недоимка, 85403,30 руб. пени, 1046, 10 руб. штрафы. На момент подачи заявления обязанность по уплате обязательных платежей не выполнена.
В целях исключения должника из ЕГРЮЛ с использованием процедуры признания несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника уполномоченный орган обратился в суд с указанными выше требованиями.
При решении вопроса о возможности рассмотрения требования уполномоченного органа в арбитражном суде суд руководствуется следующим.
Из материалов дела следует, что бухгалтерская отчетность должником в течение 12 месяцев в налоговый орган не представлялась, должник операции по счетам не проводит, бухгалтерскую отчетность не сдает с момента создания предприятия.
В соответствии с письмом Гостехнадзора по г. Тихорецку и Тихорецкому району за должником самоходных сельскохозяйственных машин и прицепов к ним не зарегистрировано (л.д.41).
Согласно письму УФА Кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, на территории муниципального образования Тихорецкий район земельных участков за должником не числиться (л.д.45).
В соответствии с письмом из ГИБДД УВД по г. Тихорецку и Тихорецкому району транспортных средств за должником не зарегистрировано. НА данный момент весь транспорт снят с регистрационного учета (л.д.47).
В соответствии с ответом на запрос от департамента имущественных отношений Краснодарского края между департаментом и должником договоров аренды, пользования и купли-продажи земельных участков не заключалось.
Согласно письму ФТС ФТУ Краснодарского края Краснодарская таможня у должника задолженности по уплате таможенных платежей, пени по состоянию на 09.09.2008г. не имеется (л.д.54).
В соответствии с письмом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края средства из местного бюджета должнику не выделялись, претензий не имеется.
Согласно письму ГУ УПФР РФ задолженности по штрафам, взносам и пеням в Пенсионный фонд отсутствует.
В соответствии с письмом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края по вопросу введения процедуры банкротства в отношении данного общества возражений не имеется.
07.11.2008г. уполномоченным органом вынесено решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 45 от 12.11.2008г.
В целях исключения должника из ЕГРЮЛ с использованием процедуры признания несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника уполномоченный орган обратился в суд.
При совокупности сложившихся обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что должник является отсутствующим (недействующим) юридическим лицом.
Согласно ст.21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п.4 ст.61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае, применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
При разрешении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, суды проверяют, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом. Аналогичная правовая позиция занята в определениях ВАС РФ от 28.05.2008 N 6791/08, 23.04.2008 N 5330/08, постановлениях ФАС СКО от 07.11.2007 N Ф08-6889/07, от 19.03.2008 N Ф08- 1146/08, от 16.04.2008 N 1694/2008.
Отменяя решение суда о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника и прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции указал, что если должник обладает признаками отсутствующего должника и уполномоченный орган не представил доказательства, обосновывающие вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению в порядке п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ (постановление ФАС СКО от 17.07.2007 N Ф08-4265/2007).
Доводы уполномоченного органа о наличии возможности финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника правового значения не имеют.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, суд первой инстанции обоснованно обосновано прекратил производство по делу о признании отсутствующего должника банкротом, поскольку, прежде всего правовое значение имеет отсутствие имущества у должника и недоказанность вероятна обнаружения его в достаточном объеме для покрытия расходов по делу о банкротстве.
Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу ст. 39 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в системном истолковании с положениями п.п.1, 3 ст.59 Закона о банкротстве и ст.21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет коте могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или част может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании п. 1 ст.44 Закона о банкротстве.
После принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом суды проверяют, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. Бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.
При установлении отсутствия указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к ст.21.1 Закона о регистрации (Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
Вместе с тем, судами учитывается, что в материалы дела доказательства такого рода вообще не представлены, вероятность обнаружения имущества отсутствует, и документально не подтверждена.
Согласно п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Уполномоченный орган не подтвердил невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ в административном порядке, поскольку сам факт наличия задолженности по обязательным платежам не препятствует выполнению данной процедуры.
При совокупности сложившихся обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что производство по заявлению уполномоченного органа подлежит прекращению.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, доказательств невозможности исключения юридического лица ЕГРЮЛ не представлено, расходы на проведение процедуры банкротства в судебном порядке значительно превышают задолженность должника, в связи с чем производство по делу о банкротстве на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ подлежит прекращению.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о банкротстве, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (ст.270 АПК РФ), не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 февраля 2009 г. по делу N А32-25006/2008-38/1464Б оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
Л.А Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25006/2008
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Краснодарскому краю
Ответчик: КФХ "Никонов и К" (учредитель Никонов В.А.)
Третье лицо: Тихорецкий межрайонный ОСП УФССП по КК, НП Ассоц-ция межрегиональная СРО АУ
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2405/2009