город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18919/2008 |
12 мая 2009 г. |
15АП-2136/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О. Г.,
судей Ехлаковой С. В., Тимченко О. Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А. А.,
без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16 января 2009 года по делу N А32-18919/2008
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, федерального государственного унитарного предприятия "ФТ-Центр"
об оспаривании зарегистрированного права собственности
принятое в составе судьи Гладкова В. А.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - истец, ТУ ФАУГИ по КК) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 2318 кв. м. с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0028, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, б/о "Кравт-Дубравка".
Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и в силу Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" является федеральной собственностью. Федеральный закон, которым спорный земельный участок отнесен к собственности Краснодарского края, отсутствует. Доказательства передачи спорного земельного участка Краснодарскому краю в порядке разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, также отсутствуют.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок), основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось в том числе, нахождение на этих земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Минимущества России от 19.11.2003 N6467-р "О закреплении за федеральным государственным унитарным предприятием "Инвестиционно-консалтинговый центр" Минимущества России имущества на праве хозяйственного ведения" база отдыха "Дубравка" закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Инвестиционно-консалтинговый центр". Все объекты недвижимости, входящие в состав базы отдыха "Дубравка", внесены в реестр федерального имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр".
Решением суда от 16.01.2009 исковые требования ТУ ФАУГИ по КК удовлетворены.
Суд в обоснование выводов указал следующее:
- основанием регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок указано постановление главы Туапсинского района Краснодарского края от 0410.2000 N 889 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "КРАВТ-Дубравка" под базу отдыха Инал на курорте Джубга". Однако из текста постановления не следует, что акт направлен на регистрацию права собственности Краснодарского края на земельный участок.
- в период осуществления регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок, отношения, связанные с разграничением государственной собственности на землю, регулировались Федеральным законом N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю". Статьей 6 указанного Закона определено, что перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановление главы Туапсинского района Краснодарского края от 04.10.2000 N889 не может рассматриваться в качестве документа - основания для регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок.
- довод Департамента о возникновении права собственности Краснодарского края на земельный участок в силу закона несостоятелен. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- согласно пункту 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ территория признается лечебно-оздоровительной местностью, курортом краевого значения - высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, на основании специальных курортологических, гидрогеологических, геоэкологических и других необходимых исследований. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 курортам Туапсинского района в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курорта краевого значения. Регистрация права собственности Краснодарского края на земельный участок до издания указанного нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проведена в нарушение статьи 17 Федерального закона от 21.07.1999 N 122-ФЗ.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- ссылка суда на Федеральный закон N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" несостоятельна. В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Указанное обстоятельство явилось основанием для регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок.
- в силу пункта 5 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" Туапсинский район признан курортом регионального значения. Указанный закон не признан противоречащим федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Курорт на территории Туапсинского района не входит в перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 12.04.1996 N 591-р.
- необоснованным является вывод суда о том, что территории Туапсинского района являются курортами регионального значения с момента вступления в силу постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098.
Стороны и третьи лица не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. ТУ ФАУГИ по КК, а также третьими лицами не представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем 02.11.2004 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0028 площадью 2318 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубский, бухта Инал, б/о ООО "Кравт-Дубравка", что подтверждается свидетельством о праве собственности серии 23-АБ N 736758 от 03.11.2004 (л. д. 86).
Основанием регистрации права собственности указано постановление главы администрации Туапсинского района Краснодарского края от 04.10.2000 N 889 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "КРАВТ-Дубравка" под базу отдыха Инал на курорте Джубга" (л. д. 62).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 29.06.2004) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие возникновения, прекращения, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре (статья 18 Закона).
Вывод суда первой инстанции о том, что постановление главы Туапсинского района N 889 от 04.07.1997 не может рассматриваться в качестве документа - основания для регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок, соответствует закону. Указанным постановлением разрешен вопрос о предоставлении земельного участка площадью 0,2318 га в аренду ООО "КРАВТ-Дубровка". В компетенцию органов местного самоуправления не входит вопрос об определении уровня собственности на земельные участки в особо-охраняемых территориях.
Довод апелляционной жалобы о возникновении права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок в соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятелен в силу следующего.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке располагается имущественный комплекс базы отдыха "Дубравка". Объекты недвижимого имущества, входящие в имущественный комплекс базы отдыха, внесены в реестр федерального имущества, что подтверждено соответствующими выписками из реестра федерального имущества от 05.05.2008 N 254/1, N 254/2, N 254/3, N 254/4, N 254/5, N 254/6, N 254/7, N 254/8, N 254/9, N 254/10, N 254/11, N 251/12, N 254/13, N 254/14 (л. д. 26-39).
Согласно распоряжению Минимущества России от 19.11.2003 N 6467-р "О закреплении за федеральным государственным унитарным предприятием "Инвестиционно-консалтинговый центр" Минимущества России имущества на праве хозяйственного ведения" база отдыха "Дубравка" была закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Инвестиционно-консалтинговый центр" (далее ФГУП "ИКЦ" (л. д. 14-20). Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 06.10.2006 N 3609-р "О реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий" федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий "ФТ-Центр" реорганизовано в форме присоединения к нему соответствующих государственных унитарных предприятий, в том числе ФГУП "ИКЦ" (л. д. 23-25).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок), основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось, в том числе, нахождение на этих земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Исходя из изложенных обстоятельств, вывод суда о необоснованности регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0028 за Краснодарским краем является правильным.
Довод Департамента о том, что курорты Туапсинского района не входят в перечень особо-охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, и что постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" также не относит курорт Туапсинский район к курортам федерального значения, не влияют на выводы суда первой инстанции об отнесении спорного земельного участка к землям федерального значения.
Действительно, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации. Однако отнесение Туапсинского района к курорту регионального значения в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-К "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края", не исключает возможность нахождения на территории Туапсинского района земельных участков, являющихся федеральной собственностью.
Поэтому довод Департамента о возникновении у Краснодарского края права собственности на спорный земельный участок в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-К "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" является неверным.
Вывод суда о том, что территории Туапсинского района являются курортами регионального значения с момента вступления в силу постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 109, не соответствует закону.
Территория Туапсинского курортного района была отнесена к категории курортов краевого значения в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ. Пункт 5 статьи 4 закона был исключен Законом Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ, следовательно, регистрация права собственности Краснодарского края на земельные участки Туапсинского района в период до 28.12.2004 не противоречила требованиям закона.
Однако указанный вывод суда не повлиял на правильность принятого решения, поскольку имеются иные основания для выводов о необоснованности регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0028.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 января 2009 года по делу N А32-18919/2008 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
С.В. Ехлакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18919/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: ФГУП "ФТ-Центр" , ФГУП "ФТ-Центр", Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю