город Ростов-на-Дону |
дело N А32-19293/2008 |
03 июня 2009 г. |
15АП-1034/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Золотухиной С.И., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Гулькевичский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 декабря 2008 года по делу N А32-19293/2008-50/119
по заявлению индивидуального предпринимателя Скляровой Елены Владимировны
к заинтересованному лицу - администрации муниципального образования Гулькевичский район; отделу архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район
о признании отказа администрации муниципального образования Гулькевичский район в пролонгации договора аренды незаконным, о понуждении заключить договор аренды земельного участка на новый срок, о признании бездействия администрации муниципального образования Гулькевичский район незаконным и об обязании выдать разрешение на строительство кафе и магазина на земельном участке, расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1 "б",
принятое судьей Анциферовым В.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Склярова Елена Владимировна (далее - ИП Склярова Е.В.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Гулькевичского района (далее - администрация) о признании отказа администрации муниципального образования Гулькевичский район в пролонгации договора аренды незаконным, о понуждении заключить договор аренды земельного участка на новый срок, о признании бездействия администрации муниципального образования Гулькевичский район незаконным и об обязании выдать разрешение на строительство кафе и магазина на земельном участке, расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1 "б",
Заявление мотивировано тем, что администрация, необоснованно затянув получение необходимых согласований для строительства предпринимателем объекта, под который был предоставлен в аренду земельный участок и не выдавая предпринимателю разрешение на строительство, незаконно обусловила этими обстоятельствами, повлекшими невозможность начала строительства, отказ в продлении договора аренды, что нарушает права предпринимателя, который понес значительные временные и финансовые затраты, самостоятельно получив необходимые согласования, но не имея возможности приступить к строительству по причине отсутствия разрешения и непродления договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район.
Решением суда от 02 декабря 2008 г. требование удовлетворено с обязанием администрации заключить договор аренды земельного участка для строительства, эксплуатации и обслуживания здания кафе и магазина на новый срок - полтора года. Решение мотивировано тем, что администрация не выполнила установленные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка без предварительного согласования его места размещения условия по получению заключения по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) края, подготовке технических условий по подключению объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, в результате чего предприниматель Склярова Е.В. была вынуждена самостоятельно получить указанные технчиеские условия, что повлекло позднее изготовление градостроительного плана - в ноябре 2007 года. Тем не менее, градостроительный план и проектная документация были представлены с заявлением в адрес администрации 17.12.2007 года, однако разрешение на строительство администрация не выдала, несмотря на отсутствие каких-либо препятствий, ее бездействие не соответствует названным выше нормам закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Не согласившись с указанным выводом, администрация муниципального образования Гулькевичского района обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила его отменить, полагая, что поскольку предоставление земельного участка произведено без предварительного согласования места его размещения, на администрации не лежит обязанности сбора необходимых согласований в силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрация не признает довод суда о бездействии, указывая, что предприниматель знала об отсутствии технических условий, но подписала договор аренды; бездействие по их выдаче своевременно не обжаловала, за выдачей техусловий обратилась лишь практически по истечении двух лет с момента подписания договора аренды. Суд, делая выводы о бездействии, не учел ответ администрации на заявление предпринимателя от 17 декабря 2007 года, в котором ей было рекомендовано обратиться за разрешением в отдел архитектуры и градостроительства с приложением необходимых по статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов. Администрация указывает на объективное, по ее мнению, препятствие выдачи разрешения на строительство - отсутствие договора аренды земельного участка, поскольку на момент обращения Скляровой Е.В. в отдел архитектуры и градостроительства истек срок действия прежнего договора. Дальнейшие обращения предпринимателя не оставались без ответа, о чем администрация также указывает в жалобе, возражая на выводы суда о допущенном бездействии. Также администрация считает необоснованной ссылку суда на пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, который может применяться лишь в случае заключения арендодателем договора аренды с другим арендатором и отсутствие какого-либо обоснования обязания заключить договор аренды на срок 1,5 года, а не иной.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель указывает, что предоставление земельного участка в аренду осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта и в силу этого обязанность получения необходимых согласований и формирования земельного участка лежала на администрации; указывает на бездоказательность доводов администрации о мерах реагирования на заявления Скляровой Е.В., указывает на наличие необходимых документов для выдачи разрешения на строительство и тот факт, что право на строительство и эксплуатацию объекта недвижимости в установленные заключенным договором аренды срока не было реализовано по вине администрации. Предприниматель полагает, что судом выбран надлежащий способ восстановления нарушенного права, тем более что арендную плату администрация продолжала принимать спустя год после истечения срока действия договора аренды.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, участия не приняли, будучи надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания. Администрация и предприниматель ходатайствовали об отложении судебного разбирательства по причине болезни представителя администрации Корниенко Ю.В. и занятостью представителя предпринимателя Ширяевой Н.М. в судебном процессе по рассмотрению уголовного дела иного лица .
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований удовлетворения заявленных ходатайств в связи с тем, что названные причины не являются уважительными, поскольку болезнь представителя юридического лица предполагает возможность направления в суд иного работника с доверенностью, а предпочтение представителя предпринимателя в защите интересов того или иного клиента является субъективной причиной, не имеющим отношения к обстоятельствам, объективно препятствующим прибытию в суд апелляционной инстанции. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание достаточность собранных по делу доказательств и существо спора на стадии апелляционного обжалования, который состоит в разной оценке указанных доказательств и применении норм материального права. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание истечение сроков рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть ее на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано выше и следует из материалов дела, спор заключается в основаниях невыдачи предпринимателю разрешения на строительство кафе и магазина на земельном участке, расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1 "б", и непродлении администрацией договора аренды указанного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые бездействие и отказ не соответствуют закону и нарушают права предпринимателя.
На момент заключения администрацией с предпринимателем договора аренды земельного участка от 26.01.2005 года N 0600001146, на продлении которого настаивает предприниматель, статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" действовала в редакции Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ и предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке (пункт 5):
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как указано в отзыве на апелляционную жалобу, поскольку МУОиАГ 14.10.2004 года N 1657 было выдано заключение о возможности строительства двухэтажного здания с размещением в нем магазина и кафе по ул.Красная,1 б в г.Гулькевичи и 16.11.2004 г. - заключение по предварительному согласованию места размещения объекта строительства от 16.11.2004 г. N 1871, дальнейшая процедура должна была производиться в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, т.е. с проведением торгов.
Так, подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предусматривал проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
Подпункт 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ определял подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Учитывая, что на момент предварительного согласования участок был ни за кем не закреплен, право аренды было выставлено на торги и по итогам торгов предоставлено предпринимателю Скляровой Е.В. с заключением договора аренды.
Таким образом, проведение торгов не изменило тот факт, что предоставление земельного участка осуществлено с предварительным согласованием места размещения, что косвенно подтверждается ссылками администрации в апелляционной жалобе на неоспаривание предпринимателем на момент предоставления участка бездействия администрации по невыдаче технических условий.
В соответствии с процедурой предоставления земельного участка по пункту 5 статьи 31 ЗК РФ в силу пункта 2 статьи 31 Кодекса проведение процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями должно было быть произведено администрацией. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, в соответствии с указанной нормой должны были предоставляться бесплатно в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Представленные в дело неоднократные обращения предпринимателя на этот счет оставлены администрацией без ответа; участок выбран, сформирован, выставлен на торги и представлен без необходимых согласований, таких, как определение инженерно-геологических условий площадки проектирования, получении разрешения органа, осуществляющего контроль за историко-культурными ценностями края, технических условий на подключение, чем нарушены статьи 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и права предпринимателя, вынужденного в период действия договора аренды самостоятельно получать необходимые выше согласования и технические условия, что следует из комплекта документов, представленных в материалы дела, необходимых для получения кадастрового плана, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", заменяющего градостроительный план до установления Правительством Российской Федерации его формы и нобходимого, в свою очередь, для получения в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство.
Суд первой инстанции проанализировал наличие полученных самостоятельно предпринимателем вышеуказанных документов, которые администрацией не оспорены, и сделал соответствующий обстоятельствам дела вывод о том, что они позволяли органу местного самоуправления выдать разрешение на строительство в период действия договора аренды.
В соответствии с пунктом 3) части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку администрацией при выдаче разрешения на строительство допущено незаконное бездействие, которое привело к истечению срока договора аренды, суд первой инстанции указав, что основания прекращения договора аренды отсутствовали, в порядке устранения допущенных нарушений обоснованно признал, что целям восстановления прав предпринимателя будет способствовать продление договора аренды на необходимый предпринимателю срок, определенный в полтора года, что позволит предпринимателю получить разрешение на строительство, осуществить строительство и обязал администрацию произвести соответствующие действия.
Доказательств дачи ответа администрации на заявление предпринимателя от 17 декабря 2007 года в материалы дела не представлено; бездействие администрации состоит, как указано выше, не только в этом. Отсылка обращающегося гражданина в отдел архитектуры и градостроительства, в то время как в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ обращение Скляровой Е.В. администрация должна была самостоятельно в 7-дневный срок с момента поступления направить в указанный орган с уведомлением Скляровой Е.В.,, существа бездействия не меняет.
Ссылка суда пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к обстоятельствам указанного дела не применима, так как обязание продлить договор аренды обусловлено бездействием администрации на этапе предоставления земельного участка в аренду и в период его действия, а не преимущественным правом на заключение договора на новый срок, однако это обстоятельство не влияет на законность и обоснованность решения суда, который всесторонне и полно исследовал материалы дела и сделал соответствующие обстоятельствам дела выводы.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 декабря 2008 года по делу N А32-19293/2008-50/119 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Гулькевичский район - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19293/2008
Истец: индивидуальный предприниматель Склярова Елена Владимировна
Ответчик: Администрация муниципального образования Гулькевичского района
Третье лицо: Отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1034/2009