город Ростов-на-Дону |
дело N А32-3206/2009 |
03 июля 2009 г. |
15АП-3815/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,
при участии:
от ЗАО "Тандер": Филичевой И.Р., доверенность от 13.06.2009 выдана до 31.12.2009, паспорт серии 60 03 N 660029 выдан ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 08.02.2003,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2009 года по делу N А32-3206/2009
по заявлению Агентства государственной поддержки обрабатывающих производств и развитию торговли Республики Калмыкия
к заинтересованному лицу - закрытому акционерному обществу "Тандер"
об аннулировании лицензии, разрешающей осуществление розничной продажи алкогольной продукции на магазин "Магнит",
принятое судьёй Руденко Ф. Г.,
УСТАНОВИЛ:
Агентство государственной поддержки обрабатывающих производств и развитию торговли Республики Калмыкия (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к закрытому акционерному обществу "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество) об аннулировании лицензии разрешающей осуществление розничной продажи алкогольной продукции на магазин "Магнит", находящийся по адресу: Республика Калмыкия, г.Лагань, ул.Баташова, д.40.
Заявление мотивировано письмом администрации Лаганского городского муниципального образования, сообщившей, что выданную ими ранее справку от 05.12.2008 года о ненахождении магазина "Магнит" на прилегающей территории, в которой запрещается реализации алкогольных напитков, следует считать недействительной.
Решением суда от 31 марта 2009 года требования удовлетворены. Со ссылкой на часть 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, суд указал на нарушение обществом лицензионного требования, выразившегося в нахождении магазина "Магнит" на расстоянии, где не допускается торговля алкогольной продукцией - 24 м от ДОУ "Тополек", что следует из справки администрации Лаганского городского муниципального образования.
Не согласившись с указанным выводом, ЗАО "Тандер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило его отменить, ссылаясь на то, что прилегающие территории, на которые указывает статья 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, как места, в которых запрещается реализация алкогольной продукции, строго определены. Порядок определения прилегающих территорий, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27.06.2005 года N 184, содержит расширительный список учреждений, на прилегающей территории к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, вводя дополнительные ограничения, что недопустимо, при этом пункт 3 и 4 Порядка противоречат друг другу. Письмо администрации от 23.12.2008 года устанавливает расстояние в 24 метра до ДОУ "Тополек", которое не является ни местом массового скопления граждан, ни местом нахождения источников повышенной опасности.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно сославшись на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2009 года дело N 18-Г09-2, где признан недействующим пункт 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 25 июля 2007 года N 1290КЗ по мотиву введения указанным законом дополнительных ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции в виде установления лишь одного из критериев - расстояния до ближайшей точки границы территории, на которой расположены социально значимые объекты, до ближайших дверей торгового объекта. Кроме того, представитель указал на отсутствие в законе таких оснований аннулирования лицензий, как признание недействительной справки органом, выдавшим эту справку.
Агентство, будучи надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания, участия в деле не приняло. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.
Апелляционная жалоба рассматривается судом в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.12.2008 года на основании заявления общества "Тандер" агентством была выдана лицензия N 906-291 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции всего ассортимента на объект - магазин "Магнит" Республика Калмыкия, Лаганский район, г.Лагань, ул.Баташова, 40. Выдаче лицензии предшествовало предоставление комплекта документов, в том числе справки от 05.12.2008 года N 237, согласно которой магазин "Магнит" по указанному адресу не находится на прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции или спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171 ФЗ.
15.12.2008 года администрация сообщила о том, что ранее выданная ранее справка считается недействительной, так как при возникшей необходимости были произведены инструментальные обмеры расстояния от здания магазина "Магнит" и ДОУ "Тополек", которые подтвердили, что магазин находится на территории, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, что послужило основанием обращения агентства в суд.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из достаточности указанного документа для решения об аннулировании лицензии.
Суд апелляционной инстанции полагает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных и медицинских организациях;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
несовершеннолетним;
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 указанной статьи не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Из системного толкования норм частей 2 и 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что нормативное регулирование запрета установлено в части 2 в отношении розничной продажи любой алкогольной продукции, в части 3 в отношении розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, с определением в той и другой норме самостоятельного круга объектов, продажа в которых алкоголя запрещена. Следовательно, Федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня мест массового скопления граждан, к которым могут относиться и детские учреждения, а соответственно, прилагающие к ним территории, довод апелляционной жалобы на этот счет не может быть принят во внимание.
Вместе с тем, Порядком определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены на территории Республики Калмыкия Правительством Республики Калмыкии, а не законодательным органом республики (постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 июня 2005 года N 184).
Далее, установив указанный Порядок, в его пункте 3 Правительство Республики Калмыкия определило, что прилегающая территория определяется по прямой линии путем установления органами местного самоуправления расстояния в метрах от границ (ограждений) земельных участков, предоставленных в установленном законодательством порядке, для размещения объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, т.е. приняв во внимание единственный критерий, в то время как установление порядка определения прилегающих территорий предполагает определение критериев исходя из разных обстоятельств, в том числе наличия у указанных организаций обособленных, закрытых территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Следовательно, названный выше Порядок в части определения критериев прилагающих территорий не может применяться.
Аналогичные выводы сделаны в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.03.2009 года по делу N 18-Г09-2 "Об отмене решения Краснодарского краевого суда от 26.11.2009 г.", где признан факт, что Законом Краснодарского края N 1290-КЗ введены дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, установленные под видом порядка определения прилегающих территорий, и изложенное свидетельствует о противоречии федеральному законодательству пункта 2 статьи 6 оспариваемого Закона Краснодарского края и необходимости признания его недействующим.
Далее, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона N 171 ФЗ Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Орган местного самоуправления - администрация Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия не установила перечень прилегающих территорий применительно к данному муниципальному образованию, следовательно, имеет место правовая неурегулированность. В указанной ситуации наложение запретов на субъектов предпринимательской деятельности не имеет нормативного обоснования, как и мотивирование указанными запретами вопросов о наличии (отсутствии) оснований выдачи и аннулирования лицензий.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основания аннулирования указанной лицензии приведены в названной норме, однако агентство не указало, какое из них конкретно является основанием постановки указанного вопроса перед судом в рассматриваемом случае. Такое основание, как обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии, применено быть не может, поскольку касается документов лицензиата. В данном случае местная администрация признала недействительной собственную справку, что служить основанием аннулирования лицензии служить не может.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что аннулирование лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц (пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Такое действие, как аннулирование лицензии, должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности и являться необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации, что в данном случае органом, обратившимся в суд, не доказано.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Краснодарского края апелляционная жалоба подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2009 года по делу N А32-3206/2009 отменить.
В удовлетворении заявления Агентства государственной поддержки обрабатывающих производств и развития торговли Республики Калмыкия
к ЗАО "Тандер" об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной ЗАО "Тандер" по адресу: Республика Калмыкия, г.Лагань, ул.Баташова, 40, от 12.12.2008 года отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3206/2009
Истец: Агентство государственной поддержки обрабатывающих производств и развитию торговли Республики Калмыкия
Ответчик: закрытое акционерное общество "Тандер"
Третье лицо: Арбитражный суд Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3815/2009