город Ростов-на-Дону |
дело N А32-22180/2008-46/415 |
27 июля 2009 г. |
N 15АП-4223/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Дрюкова Е.В., по доверенности от 30.04.2009г. N 05-19/05607
от Государственного учреждения Департамент лесного хозяйства Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом, п/уведомление N 06012
от Государственного учреждения Департамент имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом, п/уведомление N 06013
от третьих лиц:
ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз", представитель не явился, извещен надлежащим образом, п/уведомление N 06015
от Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края представители не явились, извещены надлежащим образом, п/уведомление N 06016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2009 г. по делу N А32-22180/2008-46/415
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
к заинтересованному лицу
Государственному учреждению Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края,
Государственному учреждению Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц
ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз",
Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края
о взыскании 1 414 679,04 руб.
принятое в составе судьи Рыбалко И.А.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, Государственному учреждению Департамент имущественных отношений КК, (далее - заинтересованные лица) о взыскании 1414 679,04 руб. из которых государственная пошлина- 17 188, 01 руб., единый социальный налог - 372 620, 93 руб. (налог - 263 879, 00 руб., пеня - 108 741 руб.), налог на имущество - 41 519, 51 руб. (налог- 36 013, 00 руб., пеня - 5 506, 51 руб.), налог на прибыль - 365 824, 73руб. (налог - 272 147, 00 руб., пеня - 89 307руб., штраф - 4 370, 70руб.), налог с продаж - 25 973, 78руб. (налог - 16 443, 00руб., пеня - 9 530, 78 руб.), налог на доходы физических лиц - 591 540, 77 руб. (налог - 433 020 руб., пеня - 149 860, 37 руб., штраф - 8 660, 40руб.), транспортный налог, пеня -11,31руб.
Решением суда от 30 марта 2009 г. в удовлетворении заявленных требований о взыскании субсидиарно с заинтересованных лиц задолженности ГУ Краснодарского края "ГУ "Кропоткинский лесхоз" в сумме 1 414 679,04 руб. отказано.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.03.2009г. отменить полностью и взыскать задолженность общества с учредителей.
По мнению подателя жалобы, у ГУ КК "Кропоткинский Лесхоз" отсутствуют как расчетные счета в банках, так и лицевой счет в федеральном казначействе. Федеральной службой судебных приставов исполнительные листы возвращены без исполнения, так как обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы судебными приставами не производятся, и взыскание за счет имущества невозможно, так как учреждение не является его собственником. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 30.03.2009г. отменить полностью и взыскать задолженность ГУ КК "Кропоткинский Лесхоз" с учредителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 21.02.1994г. на налоговом учете в налоговой инспекции (территориальный участок 2313 по г. Кропоткину) состоит ФГУ "Кропоткинский лесхоз" зарегистрированное Постановлением Главы администрации г. Кропоткина N 174 от 21.02.1994г.
01.02.2007г. по заявлению плательщика в ЕГРЮЛ были внесены изменения в наименование юридического лица, в соответствии с которыми полное наименование юридического лица ГУ Краснодарского края "Кропоткинский Лесхоз", учредителями являются Государственное учреждение Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Государственное учреждение Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз" в соответствии с Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края N 816 от 07.09.2007 присоединено к ГУ Краснодарского края "Управление "Краснодарлес". Реорганизация ГУ Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" путем присоединения Государственных учреждений Краснодарского края, в том числе и "Кропоткинского Лесхоза" возложена на Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
ГУ КК "Кропоткинский Лесхоз" является плательщиком единого социального налога, налога на имущество, налога на прибыль, налога с продаж, налога на доходы физических лиц и транспортного налога. Сдает в налоговый орган декларации (расчеты) по указанным налогам, в соответствии с которыми производятся начисления в лицевом счете плательщика. Однако в установленные сроки и в полном объеме налоги не уплачивает.
По состоянию на дату обращения с заявлением в суд у налогового органа имеются неисполненные решения арбитражного суда и исполнительных листы по делам N А-32-14524/2007-14/381 от 07.11.2007, N А-32-21134/2007-3/402 от 18.12.2007, N А- 32-12199/2007-14/155 от 08.02.2008, N А-32-40/2008-30/10 от 15.02.2008, N А-32- 239/2008-3/7 от 11.03.2008, N А-32-3224/2007-23/119 от 02.04.2008, N А-32-12604/2007- 63/305 от 23.04.2008, А-32-7301/2007-26/106 от 16.05.2008г. на общую сумму 1 414 679,04 руб. из которых государственная пошлина- 17 188, 01 руб., единый социальный налог - 372 620, 93 руб. (налог - 263 879, 00 руб., пеня - 108 741 руб.), налог на имущество - 41 519, 51 руб. (налог - 36 013, 00 руб., пеня - 5 506, 51 руб.), налог на прибыль - 365 824, 73руб. (налог - 272 147, 00 руб., пеня - 89 307руб., штраф - 4 370, 70руб.), налог с продаж - 25 973, 78 руб. (налог - 16 443, 00руб., пеня - 9 530, 78 руб.), налог на доходы физических лиц - 591 540, 77 руб. (налог - 433 020 руб., пеня - 149 860, 37 руб., штраф - 8 660, 40руб.), транспортный налог, пеня -11,31руб.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ГУ Департамент лесного хозяйства Краснодарского края и ГУ Департамент имущественных отношений Краснодарского края задолженности по налогам ГУ Краснодарского края "ГУ "Кропоткинский лесхоз" в сумме 1 414 679,04 руб.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налогов.
В соответствии со ст. 11 НК РФ для целей налогообложения организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах обязаны налогоплательщики.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данной обязанности корреспондирует норма п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Распоряжениями главы администрации Краснодарского края от 07.08.2007 N 816-р "О реорганизации государственного учреждения "Управление "Краснодарлес" и от 26.11.2007 N 1007-р "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Краснодарского края от 07.08.2007 N 816-р "О реорганизации государственного учреждения "Управление "Краснодарлес" принято решение о реорганизации государственного учреждения "Управление "Краснодарлес" путем присоединения к нему государственных учреждений Краснодарского края.
Указанными распоряжениями главы администрации Краснодарского края к государственному учреждению Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" присоединено и ГУ КК "Кропоткинский лесхоз (352380, Краснодарский край, г. Кропоткин, усадьба лесхоза).
Пунктом 1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.06.2001 N 517 "О делегировании полномочий администрации Краснодарского края по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Краснодарского края" закреплено, что функции учредителя краевых государственных предприятий и государственных учреждений Краснодарского края от имени Краснодарского края осуществляют краевой отраслевой орган исполнительной власти и департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 32 приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.05.2005 N 555 "О ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю" координацию и регулирование деятельности ГУ КК "Кропоткинский лесхоз" осуществляет департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Ссылка налоговой инспекции на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения устава учреждения, в соответствии с которыми при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, неправомерна и подлежит отклонению.
На основании п. 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 2 НК РФ властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Следовательно, обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются.
При таких обстоятельствах задолженность по уплате налога может быть взыскана только с налогоплательщика - должника.
Поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом налогоплательщика, в связи с чем на него налоговым законодательством возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать соответствующие налоги, а также принимая во внимание, что НК РФ не предусмотрена возможность возложения исполнения налоговых обязательств юридических лиц на их учредителей, суд первой инстанции обоснованно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС СКО от 10.06.2009г. по делу N А32-12764/2008-3/169.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы налоговой инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (ст.270 АПК РФ), не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2009 г. по делу N А32-22180/2008-46/415 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22180/2008
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Краснодарскому краю
Ответчик: Государственное учреждение Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, Государственное учреждение Департамент имущественных отношений КК, Государственное учреждение Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по КК
Третье лицо: Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4223/2009