город Ростов-на-Дону |
дело N А01-2108/2008 |
08 июля 2009 г. |
15АП-4462/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея - Ермаковой И.Е. по доверенности от 20.05.2009 N 1285,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21 апреля 2009 года по делу N А01-2108/2008
принятое судьёй Афашаговым М.А.,
по иску прокурора по Республике Адыгея
к ответчикам: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея,
закрытому акционерному обществу "Авиакомпания "Московские авиалинии"
при участии третьего лица: Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Адыгея, обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея), закрытому акционерному обществу "Авиакомпания "Московские авиалинии" (далее ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии") о признании недействительным договора купли-продажи N 0333/36, заключенного 11 апреля 2008 года на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея между Филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Краснодарском крае и закрытым акционерным обществом авиакомпания "Московские авиалинии" по выкупу земельного участка, общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Седина, и применении последствий недействительности сделки.
Исковые требования мотивирован тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на основании принятого ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея распоряжения от 21.03.2008г. N 51, между Филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Краснодарском крае и закрытым акционерным обществом авиакомпания "Московские авиалинии" был заключен договор купли-продажи от 11.04.2008г. N0333/36 земельного участка общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Седина, для эксплуатации производственных помещений. Расчет выкупной стоимости в размере 38219 руб. 49 коп. произведен на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1528779,4606 руб. по данным кадастрового плана, выданного 31.01.2006г. Однако, вступившим в силу с 01.01.2008г. постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 194 был признан утратившим силу п.3 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2002г. N 385, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Адыгея. Согласно кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007 от 21.02.2008г. его кадастровая стоимость составляет 7312617 руб. 84 коп. Следовательно, выкупная стоимость земельного участка должна составлять 182815 руб. 44 коп., т.е. выкупная стоимость занижена на 144595 руб. 95 коп. Правовым основанием иска указаны ст.ст.432, 168,167 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008г. N 724 "Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, с возложением на него функций специализированного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества по организации продажи приватизируемого федерального имущества. В связи с чем, ответчиком по настоящему делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.04.2009г. исковые требования удовлетворены, договор купли-продажи N 0333/36 от 11.04.2009, заключенный на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея между Филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Краснодарском крае и закрытым акционерным обществом авиакомпания "Московские авиалинии" по выкупу земельного участка, общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энеем, ул. Седина признан недействительным; применены последствия недействительности сделки: на ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" возложена обязанность вернуть Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея земельный участок, общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящийся по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Энеем, ул. Седина. Решение суда мотивировано тем, что материалами дела подтверждено занижение размера выкупной стоимости земельного участка, что является основанием для признания договора недействительным и применения последствий его недействительности в силу ст.ст. 168,167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея обжаловало решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.04.2009г. в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило его отменить, в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По смыслу положений указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 и распоряжения Правительства РФ от 28.06.2008 N 947-р Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не является правопреемником СГУ "Российский Фонд федерального имущества". Следовательно, к участию в деле должно было быть привлечено СГУ "Российский Фонд федерального имущества" в лице ликвидационной комиссии и в связи с ликвидацией организации следует прекратить производство по делу применительно к п.5 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007г. N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель" и приложение к нему, в нарушение ст. 36 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998г. N92 "О нормативных и иных правовых актах", не было опубликовано в средствах массовой информации, следовательно, не подлежит применению. Несмотря на это ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея осуществлен перерасчет выкупной стоимости и заключено дополнительное соглашение с ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии". ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" доплатило в федеральный бюджет 144595 руб. 96 коп. Судом не принято во внимание, что земельный участок предоставлен ответчику для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" на праве собственности. В силу ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеет исключительное право на приватизацию расположенных под ними земельных участков или приобретение права аренды.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ по Республике апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда, в иске отказать. Дополнительно пояснила, что стороны в дополнительном соглашении увеличили размер выкупной суммы с учетом новой кадастровой оценки земельного участка, в связи с чем, основания для признания договора недействительным отсутствуют.
Прокуратура Республики Адыгея, закрытое акционерное общество "АвиакомпаниЯ "Московские авиалинии" и Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, общей площадью 4773 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Энем, ул.Седина, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2006 серия 01-АА N 058211 (т.1, л.д.13).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 26.10.2006 серии 01-АА N N 071969, 071993, 071991 ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" принадлежат на праве собственности забор литер II,III,IV,VI протяженностью 0,27 км; подъездные железнодорожные пути протяженностью 0,15 км; служебное здание литер Г площадью 43,3 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энеем, ул.Седина (т.1,л.д.101-103).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея от 21.03.2008 N 51, ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" был предоставлен в собственность для эксплуатации производственных помещений земельный участок площадью 4773 кв.м. с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Энем, ул.Седина (т.1, л.д.8-10).
На основании указанного распоряжения между СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" (продавец) и ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" (покупатель) был подписан договор купли-продажи от 11.04.2008 N 0333/36 находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии".
Согласно пункту 1.1. указанного договора ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 4773 кв.м., с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящийся по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энеем, ул. Седина.
Пунктом 2.1. договора купли-продажи от 11.04.2008 установлено, что выкупная стоимость земельного участка составляет 38219,49 руб. Согласно расчету цены выкупа земельного участка, цена определена ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" и кадастровой стоимости земельного участка (т.1,л.д.20).
Согласно справке ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея от 20.05.2008 денежные средства по договору купли-продажи земельного участка от 11.04.2008 N 0333/36 поступили в УФК в полном объеме, претензии к ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" отсутствуют (т.1,л.д.25).
Прокуратурой Республики Адыгея в ходе проведения проверки было установлено, что при расчете выкупной стоимости земельного участка, общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Энем, ул. Седина, применялся кадастровый план земельного участка, выданный 31.01.2006 заместителем начальника территориального отдела N 3 по Тахтамукайскому району Управления Роснедвижимости по Республике Адыгея,согласно которому кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в размере 1528779,4606 руб. на основании постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2002 N 385 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Адыгея". С учетом численности населения населенного пункта, в котором расположен спорный земельный участок, размер выкупной стоимости принимался равным 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка была рассчитана выкупная стоимость земельного участка, в размере 38219 руб. 49 коп. (1528779,4606 руб. х 2,5%).
Однако, из материалов дела следует, что 30 ноября 2007 года Кабинетом Министров Республики Адыгея было принято постановление N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель", которым утверждены новые средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель в разделе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Адыгея, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель в разделе населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) и в целом по Республике Адыгея.
Согласно пункту 3 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель" постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2002 N 385 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Адыгея", которым были утверждены предыдущие результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Адыгея, признано утратившим силу (т.1,л.д.106-107).
Пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель" установлено, что постановление вступает в силу с 01.01.2008.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 4 статьи 37 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998 N 92 "О нормативных и иных правовых актах" постановления, распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня их принятия и вступают в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования, если иной срок не указан в самом акте. Частью 2 статьи 39 указанного Закона установлено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ" или в специальных изданиях этих органов, признанных источниками официального опубликования. В частности, "Собрание законодательства Республики Адыгея" является официальным изданием Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея (часть 3 статьи 52 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998 N 92 "О нормативных и иных правовых актах").
Согласно представленным в материалы дела письмам редакции газеты "Адыгэ макъ" от 21.05.2009 N 175 и редакции республиканской газеты "Советская Адыгея" от 22.05.2009 N 89, постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель" не было опубликовано в республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ".
Однако, постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель" опубликовано в "Собрании законодательства Республики Адыгея" N 11 за ноябрь 2007 г. в соответствии с ч.3 ст.52 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998 N 92 "О нормативных и иных правовых актах". Ввиду изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств официального опубликования указанного нормативного правового акта подлежат отклонению.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Таким образом, с 01.01.2008 выкупная стоимость спорного земельного участка должна была определятся с учетом кадастровой оценки земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
Из выписки Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея от 21.02.2008 усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Седина, составляет 7312617 рублей 84 копейки, в связи с чем, размер выкупной стоимости данного земельного участка должен составить 182815 рублей 44 копейки.
Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 01.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии с п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") установлено, что до 01 января 2010 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
По смыслу статей 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером выкупной цены земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и не вправе применять другую цену. Новый размер выкупной стоимости земельного участка государственной и муниципальной собственности подлежит применению с даты вступления в силу устанавливающего его нормативного акта.
Положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, возможность уменьшения размера выкупной стоимости земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, законом и нормативными правовыми актами не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный ТУ ФАУГИ по Республике размер выкупной стоимости земельного участка общей площадью 4773 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:01 00 062:0007, находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Седина, противоречит требованиям закона с учетом новой кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии со статьями 168, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Вместе с тем, признавая договор купли-продажи от 11.04.2008 N 0333/36 недействительным полностью, суд первой инстанции не учел, что в силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Следовательно, неверное определение размера выкупной стоимости земельного участка не влечет недействительности всей сделки, поскольку в данном случае цена договора должна определяться в соответствии с требованиями закона (пункт 1 статьи 422, абзац 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1.1. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Таким образом, в силу требований статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность сделки в оспариваемой части не влечет ее недействительности в целом, поскольку продавец не лишен права требовать изменения условия о размере выкупной стоимости земельного участка с учетом требований закона. Истец не приводил иных доводов, свидетельствующих о ничтожности оспариваемой сделки, кроме существенного занижения цены договора. (Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 09 апреля 2009 г. по делу N А32-18148/2006).
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Заинтересованное лицо - это субъект, имеющий материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. В случаях, специально предусмотренных действующим законодательством, заинтересованным лицом может являться субъект, имеющий процессуально-правовой интерес в признании сделки ничтожной.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию и приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами, и с учетом закрепленного в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации принципа недопустимости отказа в предоставлении земельных участков.
Являясь собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" имело исключительные права на данный земельный участок для размещения и эксплуатации объекта.
Кроме того, между ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея и ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" было заключено дополнительное соглашение от 02.12.2008 к договору купли-продажи от 11.04.2008 N 0333/36 по условиям которого указанная в пункте 2.1. оспариваемого договора выкупная стоимость земельного участка была увеличена до 182815, 45 руб..
Таким образом, сторонами, на момент принятия оспариваемого решения Арбитражного суда Республики Адыгея, условия договора купли-продажи от 11.04.2008 N 0333/36 о нормативном размере выкупной стоимости были приведены в соответствие с положениями закона и Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.11.2007 N 194 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
Согласно п.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон. Из данной нормы не следует, что стороны по взаимной воле не вправе изменить противоречащее требованиям закона условие договора о выкупной стоимости земельного участка с целью приведения его в соответствие с нормативно устанавливаемой ценой.
Платежным поручением от 09.12.2008 N 332 подтверждается перечисление ЗАО "Авиакомпания "Московские авиалинии" денежных средств согласно дополнительному соглашению от 02.12.2008 к договору купли-продажи от 11.04.2008 N0333/36.
С учетом изложенного, прокурор, в порядке пункта 1 статьи 4, статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал наличие нарушенного ответчиком и подлежащего защите публичного права, не обосновал каким образом будут восстановлены права собственника земельного участка - Российской Федерации - констатацией недействительности оспариваемого договора купли-продажи (при наличии дополнительного соглашения от 02.12.2008г. о приведении выкупной стоимости в соответствие с установленным законом нормативом), что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно пункту 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 года N 947-р Правительством РФ принято решение ликвидировать специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
Пунктом 3 указанного распоряжения ликвидационной комиссии упраздненного Фонда предписано до 1 декабря 2008 года внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении существования Фонда.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от 12.03.2009 серии 77 N 011251334, в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд Федерального имущества".
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и на него возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
По мнению ТУ ФАУГИ по Республики Адыгея суд первой инстанции необоснованно указал на наличие правопреемства между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" и привлек его к участию в деле в качестве ответчика.
Между тем, выступая продавцом земельного участка по договору купли-продажи от 11.04.2008 N 0333/36, Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" участвовало в гражданском обороте не само по себе в качестве самостоятельного юридического лица, а как представитель Российской Федерации в порядке ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, действуя от имени публично-правового образования - Российской Федерации.
Поскольку предметом спора является оспаривание договора купли-продажи от 11.04.2009, оценка сделки на предмет ее действительности повлечет принятие судебного акта, которым будет разрешен вопрос о правах и обязанностях как продавца государственного имущества, так и покупателя, то для правильного разрешения спора по существу суд должен был определить орган государственной власти, уполномоченный на момент разрешения спора представлять Российскую Федерацию в качестве продавца отчужденного по оспариваемому договору земельного участка федеральной собственности.
С учетом положений п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы структуры федеральных органов исполнительной власти" и п. п. 2, 5.4 "Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), суд первой инстанции правомерно привлек в качестве ответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального органа по Республике Адыгея, к которому на день рассмотрения спора перешли полномочия продавца федерального государственного имущества, ранее осуществляемые СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества".
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21 апреля 2009 года по делу N А01-2108/2008 отменить.
Прокурору Республики Адыгея в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2108/2008
Истец: Прокурор по Республике Адыгея
Ответчик: Территориальное агентство Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, закрытое акционерное общество авиакомпания "Московские авиалинии"
Третье лицо: Управление Федеральной ркгистрационной службы по Республике Адыгея, Прокурор РО