город Ростов-на-Дону |
дело N А32-21607/2008 |
20 июля 2009 г. |
15АП-4544/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
от заявителя: директора Подобедова А.В., приказ от 10.05.2006 г. N 16-ПР, паспорт 0399 N 196935, выдан УВД Центрального округа г. Краснодара 11.02.2000 г.;
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 24.11.2008 г. N 17-40/77 Вострокнутова А.С., удостоверение от 27.11.2007 г. N 823;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ассоциации переработчиков сои "Ассоя
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 апреля 2009 года по делу N А32-21607/2008
по заявлению ассоциация переработчиков сои "Ассоя"
к заинтересованному лицу - Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
принятое судьёй Бондаренко И.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация переработчиков сои "Ассоя" обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, выразившегося в не уменьшении в 2007 г. задолженности ассоциации переработчиков сои "Ассоя" в 2007 г. на 30 процентов по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 г.г. и обязании департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края уменьшить задолженность ассоциации переработчиков сои "Ассоя" в 2007 г. на 30 процентов по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994гг., что составляет 3 462 404 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обязанность ассоциации погашать денежное обязательство по ранее полученным централизованным кредитам предусмотрена ФЗ от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", а также в письменном обязательстве от 19.06.1995 г., а сумма задолженности подтверждена в представленных актах сверки расчетов. При этом суд указал, что уменьшение задолженности заинтересованным лицом имеет не безусловный характер, а обусловливается рядом факторов, отсутствие которых свидетельствует об отсутствии обязанности заинтересованного лица производить уменьшение задолженности заявителя.
Не согласившись с принятым судебными актом ассоциация переработчиков сои "Ассоя" обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что факт нарушения права и законных интересов заявителя подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.08 по делу N А32-12283/2007, которым удовлетворены требования департамента к ассоциации о взыскании задолженности по централизованному кредиту в сумме 2 290 152 рубля. При этом заявитель жалобы полагает, что обязанность заинтересованного лица уменьшить задолженность предусмотрена статьей 29 Закона Краснодарского края N 1158-КЗ. Также заявитель ссылается на то, что долг Краснодарского края перед федеральным бюджетом уменьшился на 30 %, в связи с чем и долг ассоциации должен быть уменьшен на 30 %.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края не согласился с требованиями заявителя, указав, что в результате погашения задолженности заявителя перед федеральным бюджетом на 90 % право требования исполнения обязательства перешло к Краснодарскому краю, в связи с чем уменьшение задолженности субъекта перед федеральным центром не влияет на взаимоотношения субъекта РФ с юридическим лицом. Заинтересованное лицо полагает, что департамент, являясь финансовым органом, организующим процесс исполнения бюджета, вправе, но не обязан производить уменьшение задолженности с учетом наличия такой возможности, а также потребности субъекта в денежных средствах. В этой связи заинтересованное лицо сослалось на отсутствие у него возможности уменьшить задолженность ассоциации в связи с наступлением срока погашения задолженности Краснодарского края перед федеральным бюджетом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании законный представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что заинтересованным лицом не исполняются требования закона, предусматривающего списание задолженности по централизованным кредитам, полученным агропромышленными организациями в 1992-1994 годах. Директор полагал, что в связи с тем, что субъекту была списана задолженность перед федеральным бюджетом, субъект соответственно был обязан списать задолженность ассоциации. То есть из оставшейся суммы долга (около 4 млн. руб.), по мнению директора, необходимо списать более 3 млн. руб., в связи с чем долг ассоциации должен составить около 800 000 рублей. Также директор пояснил, что выплаты по погашению полученного централизованного кредита ассоциацией не производились.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснив, что на основании решения суда по делу N А32-12283/2007 с заявителя было взыскано 2, 9 млн. руб. задолженности из оставшейся после списания общей суммы задолженности в размере 4 млн. рублей, которая должна быть оплачена в период с 2005 по 2010 годы. За 2005 и 2006 годы ассоциации часть задолженности была списана, но в связи с непогашением ассоциацией своих обязательств по кредиту было принято решение не списывать задолженность в 2007 году.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ассоциация переработчиков сои "Ассоя" является заемщиком предоставленных в 1993 - 1994 годах организациям и предприятиям агропромышленного комплекса централизованных кредитов, задолженность по которым и начисленным по ним процентам переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
После переоформления задолженности ассоциация переработчиков сои "Ассоя" выдала департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края письменное обязательство от 19.06.1995 о безусловной уплате краевому бюджету 11 541 347 тыс. неденоминированных рублей, перечисление которых должно было производиться равными долями в течение шести лет начиная с 1999 года с возмещением расходов на обслуживание государственного долга в размере 10% годовых.
По соглашению об уступке права требования от 06.07.1995 г., заключенному во исполнение Федерального закона от 24.04.1995 "О переоформлении задолженности по централизованным кредитным ресурсам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса", заинтересованное лицо приобрело у коммерческого банка "Кубинбанк" права (требования) к заявителю в отношении задолженности по кредитным договорам от 17.11.1993 N 288, от 18.07.1994 N 72 на сумму 11 541 347 тыс. неденоминированных рублей.
Статьей 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установлены новые сроки погашения организациями агропромышленного комплекса задолженности федеральному бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам - с 01.01.2000 по 01.12.2005.
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" была отменена статья 71 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год".
Согласно ст. 66 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" срок погашения кредитов установлен для заемщиков с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года.
В соответствии с актом сверки от 20 декабря 2002 года, подписанного сторонами (л. д. 121-122, т 1), ими была подтверждена задолженность ассоциации (по состоянию на 01.01.2003) в размере 11 541 347 деноминированных рублей и согласован график ее погашения, с учетом статьи 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
Стороны согласовали, что долг погашается ассоциацией ежегодно равными частями по 1 923 558 рублей.
Во исполнение статьи 64 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Минфин России и администрация Краснодарского края подписали соглашение от 23.05.2005 N 4/64.
При выполнении условий соглашения, начиная с 2005 года, ежегодно в течение трех лет уменьшается на 30% сложившаяся по состоянию на 01.01.2005 задолженность края по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантию края задолженность сельскохозяйственных организаций по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам.
В связи с выполнением субъектом Российской Федерации условий соглашения от 23.05.2005 N 4/64 задолженность Краснодарского края перед федеральным бюджетом уменьшена на 60%.
Приказами Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 29.12.2005 N 499 и от 25.12.2006 N 267 снижена задолженность ассоциации переработчиков сои "Ассоя" перед краевым бюджетом по централизованным кредитам на сумму 6 961 043 рубля.
Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ассоциации переработчиков сои "Ассоя" о взыскании задолженности по централизованному кредиту.
Решением от 25.01.2008 г. по делу N А32-12283/2007-55/307 в удовлетворении заявленных требований было отказано на том основании, что на момент обращения департамента в арбитражный суд и принятия решения срок погашения ответчиком задолженности не наступил.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.08г. решение по делу N А32-12283/2007-55/307 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрении дела арбитражным судом было принято решение от 15.07.2008 г. по делу N А-32-12283/2007-55/307-2008-35/157, которым заявленные требования департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края были удовлетворены в части взыскания с ассоциации переработчиков сои "Ассоя" в доход бюджета Краснодарского края 2 290 152 руб. задолженности по централизованному кредиту.
Как следует из заявления ассоциации в рамках настоящего дела, бездействие департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, выразившееся в не уменьшении в 2007 г. задолженности ассоциации переработчиков сои "Ассоя" в 2007 г. на 30 процентов по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994гг., является нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя, что и послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что уменьшение задолженности заинтересованным лицом имеет не безусловный характер, а обусловливается рядом факторов, отсутствие которых свидетельствует об отсутствии обязанности заинтересованного лица производить уменьшение задолженности заявителя.
При этом, принимая решение, суд правильно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" погашение задолженности перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 года предприятиями агропромышленного комплекса, производится с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года ежегодно равными долями.
Обязанность ответчика погашать (равными частями) задолженность по ранее выданным централизованным кредитам предусмотрена также и в письменном обязательстве ассоциации от 19.06.1995, выданном департаменту. Такая же обязанность закреплена сторонами и в акте сверки от 20.12.2002.
Приказами департамента от 22.11.05 N 366 и от 25.12.06 N 267 предусмотрено уменьшение только общей суммы задолженности. В этих приказах отсутствует указание на то, что задолженность сельскохозяйственных организаций по централизованным кредитам снижается путем полного освобождения их от уплаты частей этого долга в 2005 и 2006 годах. Из актов сверок сторон от 27.02.06 N 1 и от 15.01.07 N 2 также не следует, что в связи с уменьшением задолженности заявителя департамент изменяет сроки уплаты оставшегося к погашению долга.
Следовательно, ответчик обязан ежегодно равными долями погашать задолженность по централизованным кредитам (в период с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года), как было установлено федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ.
Наличие обязанности по оплате задолженности по централизованным кредитам перед краевым бюджетом заявителем не оспаривается.
Статья 29 Закона Краснодарского края от 18.12.2006 г. N 1158-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" не предусматривает обязанность по уменьшению задолженности всех юридических лиц перед краевым бюджетом по централизованным кредитам, а предоставляет департаменту право уменьшения данной задолженности с учетом уменьшения задолженности краевого бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдения условий, предусмотренных соглашениями между департаментом и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края о переносе срока уплаты реструктурированной задолженности муниципальных образований, сельхозорганизаций всех форм собственности, а также других организаций АПК по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, то есть указанное уменьшение задолженности обусловливается рядом факторов.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закону Краснодарского края от 18.06.2001 г. N 375-КЗ "О финансовых органах Краснодарского края" департамент является финансовым органом, организующим исполнение краевого бюджета. Таким образом, принятие решения об уменьшении задолженности юридическим лицам Законом N 1158-КЗ возложено на департамент с учетом исполнения краевого бюджета.
Из материалов дела следует, что в 2008 году наступил срок погашения задолженности Краснодарского края перед федеральным бюджетом, и у субъекта РФ возникла потребность в денежных средствах. В этой связи довод департамента об отсутствии у Краснодарского края возможности уменьшения задолженности юридических лиц в 2007 году является обоснованным.
Заявитель, в свою очередь, не доказал в порядке статьи 65 АПК РФ факта нарушения заинтересованным лицом в результате такого не уменьшения задолженности его прав и законных интересов, так как из вышеназванных правовых норм следует, что законом закреплена не обязанность Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края снизить долг по кредитам, а право уменьшить задолженность при наличии ряда факторов.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 г. по делу N А32-21607/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21607/2008
Истец: Ассоциация переработчиков сои "Ассоя"
Ответчик: Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4544/2009