город Ростов-на-Дону |
дело N А53-7245/2009 |
23 июля 2009 г. |
15АП-4925/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Андреевой Е.В., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "СкифАвто" - представителя Матросова А.С., доверенность от 25.05.2009 г.,
от административного органа - Управления Роспотребнадзора по Ростовской области - представителя Потапенко Н.М., доверенность от 11.05.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ростовской областиУправления Роспотребнадзора по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 мая 2009 года по делу N А53-7245/2009,
принятое в составе судьи Липатовой В.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "СкифАвто"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах от 20.02.2009 г. N 95 по делу об административном правонарушении N 50,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "СкифАвто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах (далее - территориальный отдел) от 20.02.2009 г. N 95 по делу об административном правонарушении N 50, которым общество (ранее наименование - ЗАО "Батайск-Лада") признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Решением суда от 25.05.2009 г. заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа признано незаконным в связи с неправильной квалификацией вмененного обществу правонарушения. Отсутствие программы по организации и проведению производственного контроля суд квалифицировал как нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое влечет административную ответственность по статье 6.3 КоАП РФ. Кроме того, суд указал на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 25.05.2009г. отменить на том основании, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена. Относительно правомерности квалификации совершенного обществом правонарушения по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг с нарушением санитарных правил, заявитель жалобы пояснил, что состав данного правонарушения образует сам факт продажи обществом товара (легковых автомобилей марок "KIA" и "FIAT", выставленных на реализацию в торговом зале с указанием цены за единицу товара для неопределенного круга потребителей) с нарушением санитарных правил, а именно, СП 1.1.1058-01 "Организация и проведением производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий".
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 04.02.2009 г. N 450053 сотрудниками территориального отдела проведены мероприятия по проверке деятельности ЗАО "Батайск-Лада", находящегося по адресу: Ростовская область, Азовский район, 1039+500 км, автомагистрали "Дон М4".
05.02.2009 г. в ходе проверки в салоне по продаже легковых автомобилей ЗАО "Батайск-Лада" сотрудникам, осуществляющим проверку, не была представлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, что является нарушением статей 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52) и Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных прав и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила 1.1.1058-01).
Выявленное нарушение санитарных правил послужило основанием для составления в отношении общества протокола от 06.02.3009 г. об административном правонарушении и вынесения постановления от 20.02.2009 г. N 95 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество оспорило постановление административного органа в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил, без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьями 11, 32 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и проводить в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека производственный контроль за соблюдением санитарных правил, а также обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий регулируется Санитарными правилами 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 г. N 18.
Данные санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.3 Санитарных правил 1.1.1058-01).
В силу пункта 2.2 Санитарных правил 1.1.1058-01 целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3 Санитарных правил 1.1.1058-01).
Согласно пункту 2.6 Санитарных правил 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Таким образом, разработка и утверждение предприятием программы производственного контроля направлены на организацию деятельности предприятия, заключающейся, в том числе, в реализации товаров, в соответствии с требованиями санитарных правил, при своевременном выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отсутствие у действующего юридического лица программы (плана) производственного контроля, во всяком случае, является нарушением указанных санитарных правил. Дополнительное установление обстоятельств факта реализации предприятием населению каких-либо товаров, выполнения работ либо оказания услуг для установления нарушения предприятием пункта 2.6 Санитарных правил 1.1.1058-01 не требуется.
Следовательно, данное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, поскольку обязательным элементом объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, является факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг.
Однако в настоящем случае отсутствие у общества программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий является самостоятельным нарушением Санитарных правил 1.1.1058-01 и при отсутствии выявленных фактов реализации им товаров населению.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о неправильной квалификации административным органом вмененного обществу правонарушения по части 2 статьи 14.4. КоАП РФ, а не по статье 6.3 КоАП РФ, законны и обоснованны, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 мая 2009 года по делу N А53-7245/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7245/2009
Истец: закрытое акционерное общество "Скиф-Авто"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
Третье лицо: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком р-ах, Петров Валерий Александрович (для ЗАО Скиф-Авто)
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4925/2009