город Ростов-на-Дону |
дело N А53-1721/2009 |
21 июля 2009 г. |
15АП-5033/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой И.В.
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей по делу Пономаревой И.В.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Малофеев И.И. паспорт, доверенность от 18.12.2008г.
от ответчика: Мухаев М.М. паспорт, директор
от третьих лиц:
- ИП Демина Николай Мартыновича: не явились, извещены
- ООО "Агроресурс": не явились, извещены
- ООО "Онис": не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутстве представителя
- Министерство общего и профессионального образования Ростовской области: не явились, извещены
- Министерство финансов Ростовской области: Барсуков В.В. паспорт, удостоверение N 361, доверенность от 11.01.2009г. N 10.14 - 07/1
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А апелляционную жалобу ГОУ РО специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) школа-интренат III вида N 33 на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04 мая 2009 г. по делу N А53-1721/2009 принятое в составе судьи Авдеева В.Н. о признании недействительным аукциона
по иску: индивидуального предпринимателя Дехтяревой Елены Леонидовна
к ответчику: ГОУ РО специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) школа-интренат III вида N 33
третьи лица: индивидуальный предприниматель Демин Николай Мартынович, общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс", общество с ограниченной ответственностью "Онис", Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дехтярева Елена Леонидовна, г. Новочеркасск обратилась в арбитражный суд Ростовской области с иском к Областному государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида N 33 г. Новочеркасска, Ростовской области о признании недействительным аукциона N 4187Г/Аук, состоявшегося 17 декабря 2008 г. на поставку продуктов питания для воспитанников ответчика на 2009 год в части лотов 1, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Индивидуальный предприниматель Демин Николай Мартынович, ООО "Агроресурс", ООО "Онис", Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области.
Решением суда от 04 мая 2009 г. признан недействительным аукцион N 4187Г/Аук, состоявшийся 17 декабря 2008 г. на поставку продуктов питания для воспитанников ответчика на 2009 год в части лотов 1, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
Не согласившись с указанным судебным актом школа-интернат III вида N 33 г. Новочеркасска обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в заявке истца не представлено документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа. О результатах рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе предприниматель Дехтярева, была уведомлена в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 36 ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 26.12.2008 г. комиссия УФАС по Ростовской области признала жалобу предпринимателя в части отказа в допуске к участию в аукционе N 4187Г/Аук, необоснованной.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. По мнению истцовой стороны, предприниматель была противоправно исключена из числа участников аукциона, поскольку представленный ею состав документов, необходимых для участия в торгах, являлся безупречным.
Представитель третьего лица Министерства финансов Ростовской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал.
Представители третьих лиц: Индивидуальный предприниматель Демин Николай Мартынович, ООО "Агроресурс", ООО "Онис", Министерство общего и профессионального образования Ростовской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены.
Дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Изучив и оценив представленные в материалы дела документы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в виду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида N 33 г. Новочеркасска Ростовской области дало извещение о проведении открытого аукциона N 4187Г/Аук - по размещению заказа на поставку продуктов питания для воспитанников школы-интерната в 2009 году.
Предприниматель Дехтярева Елена Леонидовна подала заявку на участие в данном аукционе.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе N 4187Г/ПРАук от 16.12.2008г. предпринимателю Дехтяревой Е.Л. отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 12 ФЗ-94 от 21.07.2005 г. в связи с тем, что участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе не предоставил документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от лица участника размещения заказа.
Предпринимателем на перечисленные действия аукционной комиссии была подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области решением от 26.12.2008 признала жалобу предпринимателя Дехтяревой Е.Л. необоснованной.
Решением от 26.03.2009 г. по делу N А53-1376/2009 Арбитражный суд Ростовской области признал незаконным указанный акт антимонопольного органа.
Указав перечисленные обстоятельства в качестве фактических оснований иска, а также статью 12 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 93-ФЗ от 21.07.05 правовым основанием требований предприниматель и обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
Пленум ВАС РФ разъяснил, что публичные торги, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил проведения торгов, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (п. 27 постановления от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Из смысла п. 1 ст. 449 ГК РФ следует, что к лицам, права и интересы которых затрагиваются при нарушении проведения публичных торгов относится заинтересованное лицо - потенциональный участник торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов _" заявка на участие в аукционе должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, в том числе:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно- правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
Аналогичные требования предусмотрены частью 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 г.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Федерального закона "О размещении заказов .." (часть 3 статьи 36 Федерального закона "О размещении заказов _").
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов _", при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных в том числе, частью 2 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов _", а также несоответствия заявки требованиям документации об аукционе (подпункты 2 и 4).
Как следует из материалов дела, аукционная комиссия отказала в допуске предпринимателя к участию в аукционе по тому основанию, что участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе не представил документ, подтверждающий полномочия лица, на осуществление действий от лица участника аукциона, а именно - свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Предпринимателем Дехтяревой Е.Л. заявка на участие в аукционе подавалась лично, при этом были представлены следующие документы: копия паспорта гражданина России на имя Дехтяревой Е.Л., выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1 части 2 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов _" в качестве императивного требования к документам об участнике размещения заказа не предусмотрено представление свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предприниматель Дехтярева Е.Л. заявку на участие в аукционе подавала лично, а не через представителя. Участником размещения заказа в данном случае является сам предприниматель и его полномочия, личность подтверждены паспортом.
В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005г. не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Согласно части 4 названной статьи требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, признается доверенность.
Из смысла названных норм следует, что документом, подтверждающим полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа -юридического лица является копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
В свою очередь, участник размещения заказа - физическое лицо, лично осуществляющее действия от своего имени, обязано представить документ, удостоверяющий личность (паспорт), и не обязано выдавать доверенность на самого себя для представления своих же интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации _").
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации _" регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002г. "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме NР60004, Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме NР65001, Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является документом, подтверждающим факт внесения записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а не документом, подтверждающим полномочия лица, на осуществление действий от имени участника размещения заказа. Свидетельство о государственной регистрации подтверждает то обстоятельство, что физическое лицо наделено статусом индивидуального предпринимателя, и не может являться документом, подтверждающим полномочия лица на осуществление действий от лица участника размещения заказа.
При таком положении, как правильно указал суд первой инстанции основания иска доказаны, аукционная комиссия незаконно отказала предпринимателю Дехтяревой Е.Л. в участии в торгах в форме аукциона.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права, установленных фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт изменению либо отмене не подлежат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом в полном объеме, однако отклоняются как не обоснованные.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 04 мая 2009 г. по делу N А53-1721/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
Ю.И.Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1721/2009
Истец: индивидуальный предприниматель Дехтярева Елена Леонидовна
Ответчик: ГОУ РО специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) школа-интренат III вида N33
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Онис", общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс", Министерство финансов Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, индивидуальный предприниматель Демин Николай Мартынович
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5033/2009