город Ростов-на-Дону |
дело N А32-23133/2008-50/180 |
27 июля 2009 г. |
15АП-4587/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр олимпийской подготовки Южного региона России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 апреля 2009 года по делу N А32-23133/2008-50/180,
принятое судьёй Анциферовым В.А.,
по иску: первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи
к ответчикам: администрации города-курорта Сочи,
обществу с ограниченной ответственностью "Центр олимпийской подготовки Южного региона России"
при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю,
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
о признании недействительным постановления главы г. Сочи N 750 от 07.06.2007 года,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации города-курорта Сочи (далее администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Центр олимпийской подготовки Южного региона России" (далее ООО "Центр олимпийской подготовки южного региона России") о признании недействительным постановления главы г. Сочи N 750 от 07.06.2007 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" земельного участка по улице Ленина в Адлерском районе города Сочи для строительства реабилитационного центра с лечебно-оздоровительным комплексом и лабораторией антидопингового контроля", о признании недействительным договора аренды N 4900004240 от 02.07.2007 земельного участка площадью 10000 кв.м., в том числе 2411 кв.м. - в охранной зоне инженерных сетей, заключенного между администрацией города Сочи и ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России", о признании недействительной государственной регистрации соответствующего права аренды и погашении записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 23-23-22/069/2007-147 от 27.09.2007.
Исковые требования мотивированы тем, что на момент издания оспариваемого постановления и подписания спорного договора аренды, спорный земельный участок являлся федеральной собственностью. У администрации отсутствовали полномочия по распоряжению федеральным имуществом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 заявленные требования удовлетворены частично: постановление главы г. Сочи N 750 от 07.06.2007 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" земельного участка по улице Ленина в Адлерском районе города Сочи для строительства реабилитационного центра с лечебно-оздоровительным комплексом и лабораторией антидопингового контроля" и договор аренды N 4900004240 от 02.07.2007 земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347, площадью 10000 кв.м., в том числе 2411 кв.м. в охранной зоне инженерных сетей, заключенного между муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице председателя комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи и ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" признаны недействительными, ввиду их противоречия пункту "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 209 Гражданского кодекса Российской. В удовлетворении требований о признании недействительной государственной регистрации права аренды и о погашении записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 23-23-22/069/2007-147 от 27.09.2007 г. отказано. Судом установлено, что спорный земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям, в связи с чем, у Администрации г. Сочи отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком. Требование о признании недействительной государственной регистрации права аренды заявлено к ненадлежащим ответчикам, поскольку администрация и ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" государственную регистрацию договора аренды не осуществляли.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр олимпийской подготовки Южного региона России" в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009, отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчик указал, что спорный договор аренды был заключен по поручению департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края и на основании постановления главы города Сочи N 750 от 07.06.2007. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на земельные участки распоряжение ими осуществляют органы местного самоуправления, в связи с чем, администрация правомерно передала в аренду спорный земельный участок. Спорный земельный участок согласно кадастровому плану относится к землям населенных пунктов, в связи с чем, отнесение его к категории земель особо охраняемых природных территорий невозможно. Судом не дана оценка сведениям Сочинского представительства ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, об отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Федеральным законом от 02.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" подтверждено право муниципальной собственности города Сочи на спорный земельный участок.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" представило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное болезнью мужа генерального директора общества и необходимостью ухода за ним.
Протокольным определением суда от 10.07.2009 в удовлетворении ходатайства ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" об отложении судебного разбирательства отказано.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Сочи от 07.06.2007 N 750 ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347 площадью 10000 кв.м. в том числе 2411 кв.м. в охранной зоне инженерных сетей, для строительства реабилитационного центра с лечебно-оздоровительным комплексом и лабороторией антидопингового контроля по ул.Ленина в Адлерском районе города Сочи, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне А-1-а, категория земель - земли населенных пунктов (л.д.11-13).
Из текста постановления главы города Сочи от 07.06.2007 N 750 следует, что земельный участок был предоставлен ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" во исполнение поручения департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края (письмо от 11.03.2007 N92/03).
Между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" был подписан договор аренды N 4900004240 от 02.07.2007 земельного участка площадью 10000 кв.м., в том числе 2411 кв.м. в охранной зоне инженерных сетей, с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347, расположенного во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне А-1-а (л.д.49-54).
Выпиской из ЕГРП от 28.05.2008 N 22/018/2008-105 подтверждается государственная регистрация договора аренды N 4900004240 от 02.07.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершена запись за N 23-23-22/069/2007-147 от 27.09.2007 (л.д. 47-48).
В соответствии с кадастровым планом от 03.04.2007 N 49/07.03-6246 (л.д.39-41), земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347, площадью 10000 кв.м. расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Любой участок, сформированный в пределах зоны особо охраняемых территорий федерального значения, относится по общему правилу к федеральной собственности. Данная статья не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь. Право государственной собственности возникает в данном случае на основании закона, независимо от регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты - п.1 ст.2 указанного Закона. Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта" и от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
В настоящее время отсутствует Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в связи с чем, при определении таких границ надлежит руководствоваться указанными выше решениями исполнительного комитета.
Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (п.2 ст.32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), спорный земельный участок, расположенный, в черте города-курорта Сочи, входит в состав особо охраняемой природной территории.
Спорный земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны курорта Сочи, что подтверждается соответствующей отметкой в кадастровом плане от 03.04.2007 N 49/07.03-6246 (л.д.39-41), и относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение.
В соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
По смыслу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" право федеральной собственности может быть признано не на категорию земель особо охраняемых природных территорий, а на образованные в установленном законом порядке и с определенными границами земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения. Право собственности Российской Федерации на спорный участок возникло на основании Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", с момента вступления закона в силу.
Федеральный закон от 09.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", регулирующий вопросы передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не применим к спорным правоотношениям, поскольку на момент издания оспариваемого постановления главы города Сочи (07.06.2007) и подписания спорного договора аренды от 02.07.2007 не действовал, из его содержания не следует, что он имеет обратную силу.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы государственной власти осуществляют от имени Российской Федерации права собственника имущества в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.
На момент издания оспариваемого постановления главы города Сочи (07.06.2007) и подписания спорного договора аренды от 02.07.2007 органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации на территории Краснодарского края как собственника спорого земельного участка являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю.
Согласно абз. 3 п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и обладающим полномочиями собственника, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Поскольку право собственности на земельный участок в спорный период принадлежало Российской Федерации, администрация города Сочи не вправе была распоряжаться указанным земельным участком путем предоставления его в аренду ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России". Следовательно, постановление главы г.Сочи от 07.06.2007 N 750 принято с превышением полномочий.
При этом истец прямо указывает, что оспариваемым постановлением были нарушены права и законные интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка. Для подтверждения нарушения права федерального собственника достаточно установления факта распоряжения принадлежащим Российской Федерации имуществом иным лицом.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Муниципальное образование г. Сочи не является собственником земельного участка. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом федеральной власти принимался специальный распорядительный акт о передаче спорных земельных участков в аренду ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" или наделение органов местного самоуправления г.Сочи полномочиями, на предоставление спорных земельных участков в аренду.
При таких обстоятельствах договор аренды от 02.07.2007 N 4900004240 не соответствует требованиям п. 1 ст. 125, ст. 209, п. 3 ст. 214, 608 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
Разграничение государственной собственности на землю, является самостоятельным основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки, законодательством предусмотрен иной порядок получения земельных участков в собственность Российской Федерацией, чем в случае отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации в силу закона, в связи с чем, положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о праве органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками до разграничения государственной собственности на землю к спорным правоотношениям не применимы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "Центр Олимпийской подготовки Южного региона России" о том, что спорный земельный участок не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, поскольку согласно кадастровому плану относится к иной категории земель - землям населенных пунктов. По смыслу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 апреля 2009 года по делу N А32-23133/2008-50/180 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23133/2008
Истец: Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Центр олимпийской подгоготовки Южного региона", Администрация города-курорта Сочи
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Прокурор РО, ООО "Центр олимп.подготовки", Главное управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4587/2009