город Ростов-на-Дону |
дело N А32-6096/2008-66/117-45/293 |
04 августа 2009 г. |
15АП-4758/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тбилисскснаб"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 по делу N А32-6096/2008-66/117-45/293
по заявлению открытого акционерного общества "Тбилисскснаб", ст.Тбилисская
к Администрации муниципального образования Тбилисский район Краснодарского края, ст.Тбилисская
о признании незаконными действий, об обязании изменить вид разрешенного использования,
принятое в составе судьи Федькина Л.О.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тбилисскснаб" (далее ОАО "Тбилисскснаб") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Тбилисский район Краснодарского края (далее Администрация МО Тбилисский район, администрация) о признании незаконными действий об отказе изменения разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства; об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с "размещение производственной базы" на "хранение сельскохозяйственной продукции".
Заявление мотивировано тем, что отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы общества при пользовании земельным участком, поскольку лишает заявителя права самостоятельного выбора вида фактического использования земельного участка и объектов капитального строительства. При расчете арендной платы администрация незаконно применяет коэффициент целевого использования, равный 3 - "размещение производственной базы", поскольку ОАО "Тбилисскснаб" фактически осуществляет деятельность по хранению сельскохозяйственной продукции (коэффициент целевого использования - 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что требования заявлены к ненадлежащему лицу, поскольку спорный земельный участок размещается на территории Тбилисского сельского поселения, в компетенцию которого входит решение вопроса об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в производственно-коммунальной зоне, в которой "хранение сельскохозяйственной продукции" не предусмотрено ни как основной, ни как условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем, изменить разрешенное использование спорного земельного участка на использование для хранения сельскохозяйственной продукции невозможно. Актами обследования земельного участка от 09.02.2007 и от 16.05.2007 подтверждается использование спорного земельного участка по целевому назначению, указанному в договоре аренды.
Не согласившись с указанным судебным актом открытое акционерное общество "Тбилисскснаб" в порядке, предусмотренном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой в которой просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 и удовлетворить исковые требования. Заявитель указал, что актом обследования от 16.05.2007 подтверждается использование земельного участка для хранения сельскохозяйственной продукции. Администрация МО Тбилисский район не представила доказательства выполнения требований статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" по организации и проведению публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Тбилисской сельской администрацией и АООТ "Тбилисскснаб" был подписан договор аренды N 220 от 04.11.1996 земельного участка общей площадью 28595 кв.м., расположенного по адресу: ст.Тбилисская, ул.Элеваторная, 72 сроком на 49 лет для размещения производственной базы (т.2,л.д.26-28).
В силу п. 4.2 договора арендатор обязан использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с условиями его предоставления по целевому назначению.
Судом установлено, что ОАО "Тбилисскснаб" является собственником здания склада-навеса общей площадью 1802,1 кв.м. литер Б (назначение - складское), а также здания склада ангара площадью 537,4 литер Д (назначение складское), расположенных по адресу: Краснодарский край, Тбилисский район, ул.Элеваторная, 72, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.08.2007 серии 23 АД N N 111829, 111831 (т.1,л.д.108-109). Согласно техническому паспорту по ул. Элеваторной, 72 в ст.Тбилисской расположено здание цеха по производству комбикормов литер Б (т.1,л.д.110-115).
Из представленных в материалы дела кадастрового план от 16.01.2008 N 29/08-03-0283 следует, что земельный участок, кадастровый номер 23:29:03 04 010:0010, отнесен к категории земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) - для размещения производственной базы, обременение: аренда в пользу - ОАО "Тбилисскснаб".
ОАО "Тбилисскснаб" 14.02.2008 обратилось в Администрацию МО Тбилисский район с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов площадью 28595 кв.м., арендуемого обществом по договору аренды N 220 от 04.11.1996 и расположенного по адресу: ст. Тбилисская, ул. Элеваторная, 72, с "размещение производственной базы" на "хранение сельскохозяйственной продукции" (т.1,л.д.4).
Письмом от 17.03.2008 администрация отказала ОАО "Тбилисскснаб" в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в ходе комиссионного осмотра спорного земельного участка было установлено, что на земельном участке расположены материально-технические склады, используемые под производственную базу. В данных помещениях находится сельскохозяйственная техника, устаревшие запчасти к ним, сельскохозяйственная продукция. В соответствии с решением Совета муниципального образования Тбилисский район от 28.05.2007 N 458 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Тбилисского района от 27.06.2003 N 334 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности на территории Тбилисского района" коэффициент целевого использования данного земельного участка по основному виду деятельности (база материально-технического снабжения) составляет 3.
Не согласившись с отказом администрации, ОАО "Тбилисскснаб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий) незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу подпункта 8 статьи 1 и подпункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в числе прочего, утверждение правил землепользования и застройки поселений - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, установленный в статье 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" порядок согласования изменения разрешенного использования земельного участка является временным и действует до утверждения в установленном порядке правил застройки и землепользования. В дальнейшем, порядок изменения разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с правилами застройки и землепользования, с учетом территориального расположения земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Аналогичные вопросы отнесены к вопросам местного значения Тбилисского сельского поселения пунктом 22 статьи 8 Устава Тбилисского сельского поселения.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка указываются в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки. Кроме того правила землепользования и застройки включают в себя положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Судом установлено, что на момент обращения ОАО "Тбилисскснаб" в Администрацию МО Тбилисский район с заявления от 14.02.2008 об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, решением Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 08.02.2008 N 380 были утверждены правила землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района.
Из представленного в материалы дела кадастрового плана от 16.01.2008 N 29/08-03-0283 следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:29:03 04 010:0010 общей площадью 28600 кв.м. расположен в границах Тбилисского сельского поселения по адресу: Краснодарский край, Тбилисский район, ст.Тбилисская, ул.Элеваторная, 72 (т.1,л.д.9-11). Доказательства обратного (расположение земельного участка в границах иного поселения или на межселенных территориях) в материалах дела отсутствуют. Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия по решению вопроса об изменении разрешенного использования спорного земельного участка принадлежат органам местного самоуправления Тбилисского сельского поселения. При этом, порядок решения данного вопроса регулируется не статьей 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а правилами застройки и землепользования Тбилисского сельского поселения, утвержденными решением Совета Тбилисского сельского поселения от 08.02.2008 N 380, вступившим в силу с момента подписания (т.2, л.д. 29-74).
При таких обстоятельствах в материалах дела отсутствуют доказательства того, что полномочия по изменению разрешенного использования спорного земельного участка, расположенного в границах Тбилисского сельского поселения принадлежат органам местного самоуправления муниципального образования Тбилисский район.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 14 Правилам землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства проводятся публичные слушания (т.2,л.д.44). Из подпункта 3 пункта 3 статьи 15 Устава Тбилисского сельского поселения Тбилисского района следует, что на публичные слушания должны выносится вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой вид (т.2,л.д.10).
Поскольку для решения вопроса об изменении разрешенного использования земельного участка необходимо выполнение определенные действия, предусмотренных Правилами землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (организация и проведение публичных слушаний), требования ОАО "Тбилисскснаб" об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с "размещение производственной базы" на "хранение сельскохозяйственной продукции" являются преждевременными.
Актом обследования земельного участка от 09.02.2007 N 764 установлено, что на земельном участке расположены здания конторы, цех сборки, склад запчастей, ангар, асфальтно-бетонные площадки, при этом, земельный участок используется в соответствии с разрешенным использованием. Располагающиеся на участке объекты недвижимости используются по назначению. На асфальтированной площадке размещаются сельскохозяйственная техника и сельскохозяйственные орудия (т.1,л.д.23-24).
Актом от 16.05.2007 установлено, что на спорном земельном участке расположены материально-технические склады, используемые под производственную базу из капитального строения, в которых находится сельскохозяйственная техника, устаревшие запасные части к ним, сельскохозяйственная продукция, принадлежащая обществу. Земельный участок используется по целевому назначению под производственную базу и склады для хранения сельскохозяйственной продукции (т.1,л.д.18).
Из материалов дела следует, что указанные акты были подписаны представителем ОАО "Тбилисскснаб" без каких-либо возражений. При этом, комиссией отмечено, что земельный участок используется по назначению, а именно для размещения производственной базы и складов для хранения сельскохозяйственной продукции, а не исключительно для хранения сельскохозяйственной продукции, как указано заявителем.
Согласно частям 1 - 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с генеральным планом ст. Тбилисской, утвержденным решением Собрания представителей местного самоуправления Тбилисского района Краснодарского края от 28.07.1995 N 40, земельный участок площадью 28600 кв.м. с кадастровым номером 23:29:03 04010:0010, находящийся по адресу: ст.Тбилисская, ул. Элеваторная, 72, расположен в территориальной зоне производственных предприятий.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, утвержденными решением Совета Тбилисского сельского поселения от 08.02.2008 N 380 спорный земельный участок расположен в производственно-коммунальной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктур (ПК-1).
Зона производственно-коммунальная (ПК-1) с предприятиями I-II-III класса вредности по санитарной классификации предприятий выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства предприятий, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнениями, интенсивным движением транспорта, для которых необходима организация санитарно-защитной зоны размером соответственно 1000, 500, 300 м.
К основным видам разрешенного использования такого рода зон (ПК-1) относятся: -производственно-коммунальные предприятия I-II-III класса вредности по санитарной классификации предприятий; производственно-коммунальные предприятия IV-V класса вредности по санитарной классификации предприятий; склады; торгово-складские (продовольственные, овощные и т.д.) оптовые базы; предприятия общественного питания; пункты первой медицинской помощи, врачебные кабинеты; аптеки; пожарное депо, станции скорой помощи; общественные туалеты; гаражи боксового типа; гаражи многоэтажные и подземные; мастерские автосервиса; гостевые автостоянки (площадки для парковок); автозаправочные станции; автостоянки открытого типа, автосалоны; автоматизированные телефонные станции, котельные, канализационные насосные станции, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, газораспределительные пункты и другие инженерно-технические объекты, расположение которых требует отдельного земельного участка с установлением санитарно-защитных, иных защитных зон.
К условно разрешенным видам использования относятся: - гостиницы, мотели, кемпинги; общежития, ведомственное жилье; объекты мелкорозничной торговли во временных сооружениях, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски, павильоны, палатки; физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные сооружения; ветеринарные клиники; бани и прачечные; отделения связи; опорные пункты милиции; банки, биржи, страховые компании; административные здания; научные организации, проектные организации.
Согласно представленным отделом архитектуры управления по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации МО Тбилисский район сведениям ИСОГД (т.2, л.д.113), спорный земельный участок по ул. Элеваторной N 72 находится в зоне территорий производственных предприятий, в которой вид использования "хранение сельскохозяйственной продукции" отсутствует.
В письме от 05.02.2009 N 309 Администрация МО Тбилисский район указала заявителю, что согласно типовому перечню видов разрешенного использования, указанных в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 изменение разрешенного использования названного земельного участка на вид использования "для хранения сельскохозяйственной продукции" невозможно (т.2,л.д.102).
Согласно п. 8 статьи 3 Правил землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района виды использования недвижимости, не предусмотренные настоящими Правилами, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе по процедурам специальных согласований (т.2,л.д.36).
Таким образом, испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования - "хранение сельскохозяйственной продукции", согласно Правилам землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района не относится ни к основному, ни к условно разрешенным видам использования. С учетом требований п. 8 статьи 3 Правил землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя права требовать изменения разрешенного использования земельного участка, расположенного в производственно-коммунальной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктур (ПК-1) на использование для хранения сельскохозяйственной продукции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у нее обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка на "хранение сельскохозяйственной продукции", незаконность оспариваемых действий администрации по отказу в согласовании такого изменения, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 по делу N А32-6096/2008-66/117-45/293 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6096/2008
Истец: открытое акционерное общество "Тбилисскснаб"
Ответчик: Администрация Тбилисский район
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4758/2009