город Ростов-на-Дону |
дело N А32-20667/2008 |
21 августа 2009 г. |
15АП-2554/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Галова В.В., Ильной М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии: от истца: не явился, извещен; от ответчика: Подкорытова Т.А., доверенность от 14.01.2009г.; от третьего лица: не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест Мостовской"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 февраля 2009 г. по делу N А32-20667/2008 (судья Анциферов В.А.)
по иску Администрации муниципального образования Мостовской район Краснодарского края
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Агроинвест "Мостовской"
при участии третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о взыскании 2 142 308 руб. 47 коп.
установил:
Администрация муниципального образования Мостовской район Краснодарского края (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Агроинвест Мостовской" (далее общество) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 1 983 310, 06 руб. и начисленной пене в размере 158 998,41 руб.
Задолженность по арендной плате, как следует из представленного истцом расчета, отыскивалась истцом за период с 09.11.2006 г. по 10. 09.2008 г., расчет представлен суду (л.д.16).
В ходе судебного разбирательства ответчик возражений по существу заявленных требований не представил, не представил также и встречного расчета в опровержение обоснованности взыскиваемых сумм.
Решением от 09 февраля 2009 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал верным расчет арендной платы, который осуществлял истец, с учетом условий договора и нормативных актов уполномоченных органов.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что суд при вынесении судебного акта не учел положения налогового законодательства.
С учетом того, что исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате и пени заявлены Администрацией муниципального образования Мостовской район КК, а договор и дополнительное соглашение, на основании которых взыскивается денежная сумма, заключены Департаментом имущественных отношений Краснодарского края (далее департамент), последний определением от 27 мая 2009 г. был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 15 июля 2009 г.
От Администрация МО Мостовской район Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на наделение администрации в силу Закона Краснодарского края от 10 ноября 2006 г. N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" полномочиями на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по арендной плате и пени. Администрация ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Согласно письменным пояснениям департамента спорные земельные участки принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. Заключение договора аренды спорных земельных участков подтверждается приложенными к пояснениям выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В удовлетворении апелляционной жалобы департамент просит отказать.
В судебном заседании 15 июля 2009 г. представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы; пояснил, что договор заключен с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края; истец не является арендодателем спорных земельных участков, в связи с чем не вправе требовать взыскания с ответчика арендной платы в свою пользу.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 19 августа 2009 года.
Департамент представил отзыв, в котором указал на наличие у Администрации муниципального образования Мостовской район Краснодарского края полномочий по распоряжению земельными участками, основанных на нормах Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края".
В судебном заседании 19 августа 2009 г. представитель ответчика поддержал довод об отсутствии легитимации истца.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания 27 мая 2009 г., однако своих представителей в суд не направили.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 18.07.2006г. N 148-3 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Агроинвест Мостовской" в аренду земельных участков в Мостовском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в лице Главы муниципального образования Мостовский район, действующего на основании доверенности, и обществом 02 августа 2006 г. заключен договор N 2598 аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 23:20:08 04 001:0001, общей площадью 333,9 (га), расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Костромское", секция 4, 5, 6, участок 418;
- с кадастровым номером 23:20:08 04 001:0002, общей площадью 454,2 (га), расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район. Костромское сельское поселение в границах ААП "Костромское", секция 11, 12, 13 участок N 427;
- с кадастровым номером 23:20:08 04 001:0003, общей площадью 227,7 (га), расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Костромское", секция 8,15 участок N 428;
- с кадастровым номером 23:20:08 04 001:0033, общей площадью 197,1 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах ААП "Костромское", секция N 2 участок N 436;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0017 общей площадью 149,0 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах ААП "Костромское", секция 13 участок N 438;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0035, общей площадью 86,4 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах ААП "Костромское", секция 13, 28, участок N 439;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0037 общей площадью 207,1 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Костромское", секция 13, 28, 29 участок N 441;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0040, общей площадью 144,5 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Костромское", секция ИЗ, 14, 29 участок N 444;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0041, общей площадью 340,7 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Костромское", секция 14, 16 участок N 445;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0042, общей площадью 215,6 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район. Костромское сельское поселение в границах ААП "Костромское", секция 16. 30. 31 участок N 446;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0048, общей площадью 289.6 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Коcтромское", секция 23 участок N 447;
- с кадастровым номером 23:20:08 03 001:0061. общей площадью 270,85 (га) расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Мостовский район, Костромское сельское поселение в границах АПП "Костромское" секция 23, 25 участок N 462 в границах, указанных в кадастровой карте (плане).
Дополнительным соглашением от 30 мая 2007 г. Департамент имущественных отношений Краснодарского края в лице Главы муниципального образования Мостовской район, действующего на основании Закона Краснодарского края от 10 ноября 2006 г. N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" и общество изменили регистрационный номер договора, присвоив ему номер - 8820000022. В п. 7.2 договора стороны согласовали срок его действия - 10 лет, в связи с чем, договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, регистрационный номер в Федеральной регистрационной службе - 23-23/32/006/2007-352 - л.д.13 оборот.
Ответчик не представил каких-либо доказательств осуществления платежей по договору ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, при этом ответчик надлежаще уведомлен и судом первой инстанции и апелляционным судом о дате и месте судебных разбирательств, представители ответчика участвовали в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы об отсутствии легитимации истца по делу.
Согласно п.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Указанные положения Конституции Российской Федерации получили развитие в нормах ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данная статья устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
На основании указанных норм Конституции РФ и Федерального закона принят Закон Краснодарского края от 10 октября 2006 г. N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края".
Данный закон соответствует требованиям п.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно его положениям Администрация муниципального образования Мостовской район Краснодарского с момента вступления Закона в силу наделена полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края.
Статья 1 Закона Краснодарского края от 10 октября 2006 г. N 1101-КЗ относит к полномочиям органа местного самоуправления по распоряжению земельным участкам не только заключение договоров аренды, но и осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Делегирование полномочий, предусмотренное нормами п.2 ст.132 Конституции РФ и ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не тождественно представительству и договору поручения.
Делегирование полномочий - взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках системы публичной власти, поэтому делегирование полномочий являет собой публично-правовые отношения.
Заключение между департаментом и администрацией договора поручения, порождая гражданско-правовые последствия, не отменяет и не подменяет возникших публично-правовых отношений, связанных с делегированием полномочий.
Гражданско-правовые конструкции договора поручения и представительства предполагают, что представитель выступает от имени представляемого, в том числе при предъявлении иска действует не от своего имени, а от имени, в интересах, по поручению и за счет представляемого.
Наличие делегированных полномочий позволяет органу местного самоуправления действовать в интересах субъекта Федерации самостоятельно, от своего имени, а не от имени органа субъекта Федерации (в данном случае департамента), в том числе самостоятельно выступать в интересах субъекта Федерации с требованием защиты имущественных прав, возникших при реализации делегированных полномочий.
Материалами дела подтверждается, что все указанные в договоре и иске земельные участки относятся к земельным участкам, предназначенным для сельскохозяйственного использования, фонд перераспределения.
Таким образом, Администрация муниципального образования Мостовской район Краснодарского края обладает делегированными полномочиями, которые позволяют ей без доверенности, самостоятельно, а не от имени департамента заключать договоры аренды, а также выступать в процессе по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами, осуществлять все права и обязанности арендодателя, включая получение денежных средств.
Поскольку согласно ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, суд корректно исходил из наличия у ответчика заявленной истцом задолженности по арендной плате по договору N 8820000022 от 02 августа 2006 г.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы о нарушении судом налогового законодательства, как противоречащий ст. 161 НК РФ.
Суд верно удовлетворил требования администрации как лица, осуществляющего делегированные полномочия в интересах Краснодарского края, при этом в резолютивной части решения взыскал сумму долга в пользу администрации. Апелляционный суд приходит к выводу, что данное обстоятельство не является основанием для изменения судебного акта. Из пояснений Департамента имущественных отношений Краснодарского края, привлеченного судом апелляционной инстанции в качестве третьего лица, следует, что законных интересов третьего лица решение суда не нарушает, департамент полагает апелляционную жалобу необоснованной и просит в ее удовлетворении отказать (л.д.124). Кроме того, распределение денежных средств, полученных в качестве платы за аренду земельных участков, между бюджетами различных уровней урегулировано нормами бюджетного законодательства, которые подлежат соблюдению независимо от получателя. Поскольку администрация в отношениях, получивших оценку суда по данному делу, выступала как орган, защищающий интересы Краснодарского края, взыскание денежных средств в пользу администрации не означает взыскание денежных средств в пользу муниципального образования. В случае неясности решения возможно его разъяснение в порядке ст.179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 февраля 2009 г. по делу N А32-20667/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20667/2008
Истец: Администрация муниципального образования Мостовской район Краснодарского края
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Агроинвест Мостовской"
Кредитор: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Третье лицо: Руководителю Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2554/2009