город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7398/2009 |
11 сентября 2009 г. |
15АП-5992/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Колесова Ю.И., Золотухиной С.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 02.02.2009 г. N 49/09 Федяевой Н.В., паспорт 0399 N 245785, выдан Мостовским РОВД Краснодарского края 14.03.2000 г.; представителя по доверенности от 10.02.2009 г. N 44/09 Черненко Р.В., паспорт 6304 N 229719, выдан УВД г. Балаково и Балаковского района Саратовской области 26.11.2003 г.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 77605);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кнауф Гипс Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 г. по делу N А32-7398/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кнауф Гипс Кубань"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 7.3, 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьёй Чабан А.И.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 45-029-5ПГ-3 от 20.02.2009 о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 7.3, 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из доказанности факта наличия в действиях заявителя составов вмененных ему правонарушений, отсутствия нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также соблюдения административным органом сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что из уведомления о вручении извещения на составление протокола следует, что оно получено 10.02.2009 г. Латыговской, тогда как УФПС КК сообщило, что письмо вручено 09.02.2009 г. Абдурахмановой, которая, в свою очередь, также отрицает факт получения извещения. Кроме того, в своих объяснениях секретарь Латыговская опровергла факт получения нею данного письма, в журнале входящей корреспонденции запись о поступлении указанного извещения отсутствует, что свидетельствует, по мнению заявителя, о факте не извещения общества о составлении протокола об административном правонарушении. Также заявитель полагает, что уведомление общества о дате и времени рассмотрения дела путем направления телеграммы, которая была получена 19.02.2009 г. (за день до рассмотрения дела) не является доказательством надлежащего извещения о времени месте рассмотрения дела.
Также заявитель жалобы указывает на то, что копия протокола об административном правонарушении была им получена по истечении 4 дней после рассмотрения дела, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о совершении обществом правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем общество считает, что проект организации зон санитарной охраны водозабора не должен утверждаться органами исполнительной власти КК, поскольку скважины ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" относятся к водам технического водоснабжения. Пункт 4.5 лицензионного соглашения не нарушен, поскольку журнал учета водопотребления ведется ежедневно, а прибор учета установлен в напорном водоводе. Нарушения пунктов 4.6, 8.2, 9 лицензионного соглашения отсутствуют, так как информационные отчеты по ведению мониторинга подземных вод на водозаборе ежегодно предоставляются в ФГУ "ТФИ по ЮФО". Сведения о несданных отчетах в материалах дела отсутствуют. Заявитель не согласился также с нарушением пункта 11.1 лицензионного соглашения, так как согласно свидетельству о государственной регистрации запись о создании юридического лица в форме преобразования внесена в ЕГРЮЛ 01.11.2008 г. При этом имеется заявка на переоформление лицензии от 13.11.2008 г.
Кроме того, заявитель не согласился с фактом наличия в его действиях состава правонарушения по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку полагает, что СанПиН 2.1.4.1110-02 не применяются к его деятельности, так как его скважины согласно технической документации относятся к водам технического водоснабжения.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство об отложении судебного заседания.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Однако заявленное ходатайство не мотивированно заинтересованным лицом, не указаны причины неявки в судебное заседание, отсутствует ссылка на основания, по которым рассмотрение апелляционной жалобы невозможно в отсутствие представителя административного органа.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что данные обстоятельства не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании письменного обращения прокуратуры Краснодарского края исх. N 7\3-35-2008 от 24.11.2008 г. в соответствии с распоряжением N 1.05/708 от 08.12.2008 г. проведена контрольная проверка по соблюдению обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, природопользователем - ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", осуществляющим деятельность на основании лицензии на право пользования недрами - КРД80078ТР, КРД80077ТР, КРД03497ВЭ, КРД8079ТЭ.
Проверкой выявлены следующие нарушения.
Обществом не выполняются условия лицензии на право пользования недрами КРД03497ВЭ (добыча подземных вод для технологического водоснабжения), а также нарушаются требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
В нарушение п. 5 ст.18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. проект организации зон санитарной охраны водозабора ОАО "Кубанский гипс Кнауф" утвержден не органами исполнительной власти Краснодарского края (департамент по ГО и ЧС Краснодарского края), а главой муниципального образования Мостовского р-на Краснодарского края (постановление N 1158 от 21.10.2004 г.); данный проектный документ не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 - Постановление Главного санитарного врача от 14 марта 2002 года.
На момент проведения проверки представителями предприятия не был представлен рабочий проект добычи пресных подземных вод из скважин N 3/1.N 3/2, N 3/3, согласованный с органами охраны окружающей среды и органами государственного горного надзора.
В ходе проверки проведен осмотр территории водозабора в пределах первых зон санитарной охраны скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3, в результате которого установлено, что на ограждении отсутствует знак соответствующего образца, информирующий о том, что данная территория является зоной строгого режима. Ограждение находится на расстоянии 1 м. от павильонов. Зоны санитарной охраны скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3 на расстоянии 50 м от крайних скважин не ограждены. На момент проведения проверки не представлены документы по утверждению проекта зон санитарной охраны скважин органами исполнительной власти Краснодарского края.
Условия лицензионного соглашения не выполнены.
Согласно представленным предприятием журналам режимных наблюдений и журналам водопотребления скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3 замеры уровня и дебета производятся в разное время. Журналы учета водопотребления не соответствуют требованиям ПОД-11, ПОД- 12 и приказа МПР N 311 от 2911.2007 г. "Об утверждении порядка учета забора и изъятия водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями", поскольку в журналах отсутствуют следующие графы:
- время работы измерительного прибора;
- расход воды м/сут. (тыс. м);
- подпись лица осуществляющего учет.
Контрольно-измерительные приборы по учету добычи подземных пресных вод находятся не на устьях скважин согласно требованиям СНиП 2.04.02-84, а в отдельном помещении, в которое выведены линии из 3-х скважин.
На момент проведения проверки представителями предприятия не представлены документы по предоставлению распорядителю недр (Управление по недропользованию по Краснодарскому краю) сведений для государственного учета вод (2-ТП водхоз) и иной геологической информации (сведений по проведенному мониторингу подземных вод.)
На момент проведения проверки владельцем лицензии не предоставлены документы о предоставлении вышеуказанной отчетности распорядителю недр и в территориальные фонды геологической информации по Краснодарскому краю.
На основании решения единственного акционера ОАО "КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ" от 11.09.2008 г. общество было реорганизовано в форме преобразования в ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".
На момент проведения проверки проверяющим была представлена заявка о переоформлении лицензии исх. N 1127 от 11.11.2008 г., однако не были представлены документы, подтверждающие, что данная заявка получена распорядителем недр.
Указанные нарушения зафиксированы актом проверки от 22.12.2008 N 45-029-5ПГ-3, протоколом об административном правонарушении от 16.02.2009 N 45-029-5ПГ-3, постановлением от 20.02.2009 N 45-029-5ПГ-3.
С учетом изложенного, административный орган пришел к выводу о том, что заявитель не обеспечил соблюдение условий лицензирования и квалифицировал содеянное по ст.ст. 7.3, 8.9 КоАП РФ, приняв оспариваемое постановление.
Несогласие заявителя с постановлением о привлечении его к административной ответственности послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из положений ст.11 Закона "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со ст.22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110.-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно п. 5 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии) владелец лицензии обязан осуществлять постоянное ведение мониторинга подземных вод в соответствии со следующими требованиями:
- при наблюдениях за гидрохимическим режимом подземных вод необходимо определять стандартный перечень компонентов по рабочей программе согласованной с органами Госсанэпиднадзора;
- необходимо также осуществлять постоянное наблюдение за техническим состоянием водозаборной скважины и состоянием зон санитарной охраны;
- результаты ведения мониторинга подземных вод предоставляются в территориальный фонд информации с краткой пояснительной запиской и результатами наблюдения в виде таблиц.
Кроме того, владелец лицензии в течение года разрабатывает проект зон санитарной охраны, согласовывает и утверждает его в установленном порядке.
Согласно п. 2 лицензионного соглашения (приложение N 5 к лицензии) владелец лицензии обязуется предоставлять в федеральный и территориальный (краевой) геологические фонды ежегодные отчеты (данные) ведения мониторинга подземных вод, согласованный и утвержденный проект зон санитарной охраны и др.
В соответствии с ч. 1 ст.36 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:
- требований к использованию и охране водных объектов;
- особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжений;
- иных требований водного законодательства.
Согласно ст.43 ВК РФ:
- для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений;
- для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Частью 2 ст.55 ВК РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Частями 1, 4 статьи 59 ВК РФ предусмотрено, что физические, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В соответствии со ст.18 ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Кроме того, в соответствии с п. 2.2.1.1 постановления главного государственного санитарного врача РФ "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Статьей 39 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В ходе проверки административным органом выявлено, что обществом не выполняются условия лицензии на право пользования недрами, а также нарушаются требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, установленные вышеназванными правовыми нормами.
В нарушение п. 5 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. проект организации зон санитарной охраны водозабора ОАО "Кубанский гипс Кнауф" утвержден не органами исполнительной власти Краснодарского края (департамент по ГО и ЧС Краснодарского края), а главой муниципального образования Мостовского р-на Краснодарского края (постановление N 1158 от 21.10.2004 г.). К тому же данный проектный документ не соответствует требованиям - СанПиН 2.1.4.1110-02 - Постановление главного санитарного врача от 14 марта 2002 г.
Довод заявителя жалобы о том, что проект не должен утверждаться органами исполнительной власти субъекта РФ, так принадлежащие ему скважины относятся к водам технического водоснабжения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку правовыми нормами не установлено исключение для данного вида водоснабжения. Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что техническое водоснабжение не относится к хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Материалами административной проверки также установлено, что на момент проведения проверки представителями предприятия не был представлен рабочий проект добычи пресных подземных вод из скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3, согласованный с органами охраны окружающей среды и органами государственного горного надзора.
Согласно п.4.1 лицензионного соглашения владелец лицензии при эксплуатации водозаборных скважин обязан применять современную технологию работ, обеспечивающую рациональное использование подземных вод от загрязнения и истощения, необходимую водоподготовку, принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, соблюдать требования безопасного ведения работ.
В ходе проверки проведен осмотр территории водозабора в пределах первых зон санитарной охраны скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3. Осмотром установлено, что территория огорожена и обеспечена охраной. Скважины находятся в отдельно стоящих павильонах, выполненных из кирпича. Павильоны запираются, дорожки к павильонам имеют асфальтовое покрытие.
На момент проведения проверки на ограждении отсутствует знак соответствующего образца, информирующий о том, что данная территория является зоной строгого режима. Ограждение находится на расстоянии 1 м от павильонов, зоны санитарной охраны скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3 на расстоянии 50 м от крайних скважин не ограждены. На момент проведения проверки обществом не представлено документов по утверждению проекта зон санитарной охраны скважин, органами исполнительной власти Краснодарского края.
Ссылка общества на то, что данные проекты не должны утверждаться органами исполнительной власти субъекта, не основана на нормах права, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции.
Во время работы скважин должна фиксироваться величина водоотбора в журналах учета по формам ПОД-11, ПОД-12. Данный учет должен производится 1 раз в 10 суток (при круглосуточной работе ) и перед каждой остановкой скважины (при прерывистой работе).
Во всех случаях должно фиксироваться время работы скважины. В соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение наружные сети и сооружения" водозаборные скважины должны быть оборудованы специальными водомерами, фиксирующими величину отбора воды, и устройствами для замера уровня.
Наблюдения за уровнем подземных вод водозаборной скважины при ее круглосуточной работе должны производиться один раз в месяц одновременно с измерением дебета в одни и те же установленные даты.
Однако как следует из представленных предприятием журналов режимных наблюдений и журналов водопотребления скважин N 3/1, N 3/2, N 3/3 замеры уровня и дебета производятся в разное время. Журналы учета водопотребления не соответствуют требованиям ПОД-11, ПОД- 12 и Приказа МПР N 311 от 2911.2007 г. "Об утверждении порядка учета забора и изъятия водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями", поскольку в журналах отсутствуют графы:
- время работы измерительного прибора;
- расход воды м/сут.(тыс.м);
- подпись лица осуществляющего учет.
Контрольно-измерительные приборы по учету добычи подземных, пресных вод находятся не на устьях скважин согласно требованиям СНиП 2.04.02-84, а в отдельном помещении, в которое выведены линии из 3-х скважин.
Согласно п. 4.6 лицензионного соглашения владелец лицензии обязан вести учет добытых подземных вод, использовать по назначению. Осуществлять установленный режим эксплуатации скважин с ведением мониторинга и соответствующей документации, предоставлять сведения для государственного учета вод и иную геологическую информацию распорядителю недр.
На момент проведения проверки представителями предприятия не были представлены документы по предоставлению распорядителю недр (Управлению по недропользованию по Краснодарскому краю) сведений для государственного учета вод (2-ТП водхоз) и иной геологической информации (сведений по проведенному мониторингу подземных вод.)
Согласно п. 8.2 лицензионного соглашения - геологическая информация, полученная владельцем лицензии за счет собственных средств, является его собственностью. Информация должна предоставляться в установленном порядке в федеральный и территориальный фонды геологической информации.
Согласно п. 9 лицензионного соглашения владелец лицензии ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, обязан предоставить распорядителю недр и в Территориальный фонд информации по Краснодарскому краю следующую отчетность, связанную с пользованием недрами:
- информационные отчеты о результатах мониторинга состояния недр и о выполнении соглашения;
- сведения по платежам и налогам за пользование недрами;
- статистическую отчетность по форме 2-ТП водхоз;
- сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин в пределах предоставленного участка недр, а также акты ликвидации (консервации) скважин.
На момент проведения проверки владельцем лицензии не предоставлены документы о предоставлении вышеуказанной отчетности распорядителю недр и в территориальные фонды геологической информации по Краснодарскому краю.
Согласно п. 11.1 лицензионного соглашения владелец лицензии обязан информировать распорядителя недр о всех изменениях своего местонахождения и контактных телефонах, учредительных документах в течение 15 дней со дня возникновения таких изменений.
При ликвидации предприятия выданная ему лицензия теряет юридическую силу. При реорганизации, перерегистрации, изменении наименования, предприятие обязано в течение месяца подать с даты регистрации перечисленных событий подать заявку о переоформлении лицензии.
Согласно решению единственного акционера ОАО "КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ" от 11.09.2008 г. общество реорганизовано в форме преобразования в ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".
На момент проведения проверки проверяющим была представлена заявка о переоформлении лицензии исх. N 1127 от 11.11.2008 г., однако не были представлены документы подтверждающие, что данная заявка получена распорядителем недр (Управление по недропользованию по Краснодарскому краю), в связи с чем ссылка заявителя жалобы на факт направления заявки не принимается судом.
Согласно ст. 17.1 ФЗ "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:
реорганизация юридического лица - пользователя недр, путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
реорганизация юридического лица - пользователя недр, путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр, вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
реорганизация юридического лица - пользователя недр, путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
юридическое лицо - пользователь недр, выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр, в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно п. 5 Приказа МПР РФ N 1026 от 19.11.2003 г. "Об утверждении порядка переоформления лицензий на пользование участками недр" (далее - Приказ) для переоформления лицензии на пользование участком недр в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган подается заявление от субъекта предпринимательской деятельности, претендующего на переоформление лицензии на пользование участком недр (далее - претендент), в котором содержится просьба о переоформлении лицензии с указанием основания ее переоформления, а также выражается согласие принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией.
Если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, претендент представляет также документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления.
В соответствии с п. 6 Приказа одновременно с заявкой претендент представляет копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, а также копию лицензии на пользование недрами, подлежащую переоформлению.
В приложении к заявке о переоформлении лицензии ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" отсутствовали документы согласно приказу МПР РФ от 28.03.2007 N 67.
Административным органом установлено, что пользователем недр ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" не выполняется мониторинг подземных вод в пределах выделенного участка недр.
В соответствии с Приказом МПР РФ от 21 мая 2001 г. N 433 "Об утверждении положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации" государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту - ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на федеральном, региональном, территориальном (административно - территориальном) и объектном (локальном) уровнях.
Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
Таким образом, ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" при пользовании недрами для добычи подземных пресных вод нарушены условия лицензии на право пользования недрами КРД03497ВЭ, а также не соблюдены требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов.
В соответствии со статьей 7.3. КоАП РФ запрещается пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)
Согласно ст. 8.9 КоАП РФ запрещается нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Факт нарушений подтверждается актом проверки от 22.12.2008 N 45-029-5ПГ-3, протоколом об административном правонарушении от 16.02.2009 N 45-029-5ПГ-3.
Таким образом, административный орган правильно установил события административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 7.3 и 8.9 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что в протоколе об АП не отражено событие правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует фактическим обстоятельствам по делу.
Довод общества о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности противоречит материалам дела.
Так, 04.02.2009 в адрес ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" административным органом было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (исх. N 03-06/604), в котором сообщалось, что 16.02.2009 в 14.20 в отношении ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" будет составлен протокол об административном правонарушении по ст.ст. 7.3., 8.9 КоАП РФ.
Данное уведомление было получено обществом 10.02.09, что подтверждается почтовой квитанцией, представленной в материалы дела.
Определением N 45-029-5ПГ-3 от 17.02.2009 Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю уведомило ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В адрес ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" была направлена телеграмма, в которой указывалось время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которая была вручена представителю ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" 19.02.2009 г.
Довод заявителя о вынесении постановления о назначении административного наказания по ст. 7.3 КоАП РФ по истечении установленного кодексом двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, является ошибочным и не соответствует материалам дела.
Как видно из материалов дела, факты нарушений были обнаружены должностным лицом Управления Росприроднадзора 22.12.2008 во время выездной проверки ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", которые отражены в Акте N 45-029-5ПГ от 22.12.08.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 22.12.2008.
Оспариваемое постановление вынесено 20.02.2009, то есть в пределах установленного двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Довод общества о противоречии сведений о дате и лице, получившем извещение, содержащихся в уведомлении, а также в письме УФПС КК, не принимается судом, поскольку из тех и других сведений следует, что извещение обществом получено.
Ссылка общества на то, что копия протокола получена им по истечении 4 дней после принятия постановления, также не принимается судом, поскольку, зная о составлении протокола, лицо имело возможность воспользоваться своими правами, участвовать при составлении протокола, а также ознакомиться с ним до рассмотрения дела.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3, 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 г. по делу N А32-7398/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Ю.И. Колесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7398/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Кнауф Гипс Кубань", Адвокатское бюро "Пиксин и Партнеры" Черненко Р.В.
Ответчик: Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю
Кредитор: Адвокатское бюро "Пиксин и партнеры" адвокат Пиксин Н.Н.