г. Челябинск
09 января 2008 г. |
N 18АП-7963/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Дмитриевой Н.Н. и Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Челябинск-Лада" о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок, при участии: от открытого акционерного общества "Челябинск-Лада"-Куцева М.В. (доверенность от 01 сентября 2007 г. б/н); от Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области - Нескоблевой Е.В. (доверенность N 04/06 от 10 мая 2007 г.); от Администрации г. Челябинска - Реннер Е.В. (доверенность от 14 декабря 2005 г. N 01-20/2303/3); от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области - Мискиной О.А. (доверенность N 02 от 09 января 2008 г.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Челябинск-Лада" (далее - ОАО "Челябинск-Лада", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) на земельный участок площадью 37 025 кв. м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, 2 (кадастровый номер 74:36:07 11 003:0029), выраженный в письме от 13 июня 2007 г. и обязании УФРС по Челябинской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные земельный участок.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2007 г. (судьи Баканов В.В., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября 2007 года по делу N А76-9041/2007 отменено, в связи с нарушением судом первой инстанции пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее -РФФИ).
В обоснование заявленных требований общество указывает, что считает отказ регистрирующего органа от 13 июня 2007 г. незаконным, нарушающим право собственника, нарушающим права ОАО "Челябинск-Лада" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее -ФАУФИ) N 387-р от 15 апреля 2005 г., представленное на государственную регистрацию вместе с договором купли-продажи земельного участка N8-4/1811 от 29 марта 2007 г. было принято уполномоченным государственным органом в соответствии с действовавшей на момент издания распоряжения редакцией статьи 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю". Отношения по реализации спорного земельного участка имеют сложный юридический состав, носят административно-распорядительный характер, при которых первичным документом является Распоряжение ФАУФИ N 387-р от 15 апреля 2005 г., а вторичным - договор купли-продажи земельного участка N8-4/1811 от 29 марта 2007 г.
В судебном заседании представитель общества настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель регистрирующего органа с доводами, указанными в заявлении не согласен. При проведении правовой экспертизы и проверки законности представленного договора купли-продажи от 29 марта 2007 г. N 8-4/1811 установлено, что в силу пункта 10 статьи 3.2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение заявленным земельным участком вправе осуществлять орган местного самоуправления, у ФАУФИ отсутствуют полномочия по распоряжению данным земельным участком, распоряжение ФАУФИ от 15 апреля 2005 г. N 387-р не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает согласие Федерального агентства по управлению федеральным имуществом предоставить земельный участок в собственность ОАО "Челябинск-Лада".
Администрация г. Челябинска полагает заявленные требования подлежащими отклонению, представлен отзыв на заявление. Факт принятия решения ФАУФИ о приватизации (продаже) земельного участка в отношении ОАО "Челябинск-Лада" в форме распоряжения N 387-р от 15 апреля 2005 г. в отсутствие полномочий по его распоряжению не подтверждает его законности. Данное Распоряжение ФАУФИ по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, порождающим обязанность РФФИ по вступлению в гражданско-правовые отношения по реализации земельного участка, то есть о заключении договора купли-продажи. Само право требования о переходе к нему права собственности на земельный участок у заявителя возникло только в связи с заключением договора купли-продажи. Обжалуемый отказ не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в области предпринимательских и иных экономических отношений, поскольку земельный участок находится в настоящее время в пользовании у заявителя - ОАО "Челябинск-Лада" на основании права постоянного (бессрочного) пользования участком.
Представитель Администрации г. Челябинска поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области полагает заявленные требования законными и обоснованными, представлен отзыв на заявление. В соответствии с уставом РФФИ, фонд является федеральным государственным учреждением, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Из этого следует, что РФФИ не распоряжается земельными участками, а только технически реализует решение уполномоченного (распорядительного) органа по продаже соответствующего земельного участка. Уполномоченным на распоряжение земельным участком органом являлось ФАУФИ.
Распоряжение ФАУФИ от 15 апреля 2005 г. N 387-р никем не оспорено, не обжаловано и не признано недействительным, пресекательный срок исполнения распоряжения не предусмотрен, следовательно, отсутствуют основания, подтверждающие несвоевременность заключения договора купли-продажи между ОАО "Челябинск-Лада" и РФФИ.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" извещен надлежаще о времени им месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17 апреля 2007 г., ОАО "Челябинск-Лада" обратилось в УФРС по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 37 035 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, д. 2 на основании договора купли-продажи N 8-4/1811 от 29 марта 2007 г. По условиям данного договора на основании распоряжения ФАУФИ от 15 марта 2005 г. N 378-р продавец - РФФИ обязался передать в собственность ОАО "Челябинск-Лада" земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 74636:07 11 003:0029 для эксплуатации производственных помещений, а покупатель - ОАО "Челябинск-Лада" принять земельный участок и оплатить установленную цену до проведения государственной регистрации права собственности.
Одновременно, на государственную регистрацию заявителем было представлено Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 387-р от 15 апреля 2005 г., которым ОАО "Челябинск-Лада" предоставлен в собственность земельный участок для эксплуатации производственных помещений, РФФИ поручено заключить договор купли-продажи участка, а ОАО "Челябинск-Лада" - обеспечить его государственную регистрацию.
15 мая 2007 г. государственная регистрация права была приостановлена в связи с возникновением у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, о чем заявителю направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации N 211/2007-220 от 15 июня 2007 г., в соответствии с которым в представленном договоре купли-продажи земельным участком распоряжается РФФИ, действуя от имени Российской Федерации, однако, в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Письмом УФРС по Челябинской области от 13 июня 2007 г. N 211/2007-220 заявителю отказано в регистрации права собственности на земельный участок, поскольку лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на объект недвижимого имущества, ввиду отсутствия у РФФИ полномочий на отчуждение земельного участка.
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обжаловал его в суд.
В соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами, является одним из принципов земельного законодательства.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" в редакции, действовавшей на момент издания Распоряжения ФАУФИ N 387-р от 15 апреля 2005 г. предусмотрено, что порядок распоряжения землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, действовавшие в период с 05 декабря 2003 г. по 21 июля 2006 г.
В соответствии с пунктом 7 данного Постановления, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. В случае если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений, в его ведение переданы территориальные органы упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение о приватизации земельного участка, оформленное Распоряжением N 387-р от 15 апреля 2005 г. было принято ФАУФИ в соответствии с действовавшим в период его принятия земельным законодательством, никем не оспорено и не обжаловано, является юридически действительным.
Как видно из свидетельств о государственной регистрации права собственности от 04 июля 2003 г., (л.д. 70-74), выданных ОАО "Челябинск-Лада", на спорном земельном участке располагаются здания, строения и сооружения производственного назначения, перешедшие в собственность заявителя в порядке реорганизации Челябинского областного центра "АвтоВАЗтехобслуживание". План приватизации ОАО "АВТОВАЗ", в состав которого на момент его приватизации входило ОАО "Челябинск-Лада", утвержден распоряжением Госкомимущества РФ N 1-р от 05 января 1993 г.
При таких обстоятельствах, доводы представителя Администрации г. Челябинска о том, что сам факт принятия решения ФАУФИ о приватизации земельного участка в отношении ОАО "Челябинск-Лада" в отсутствие законных оснований не подтверждает его законности, судом апелляционной инстанции принят быть не может.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решения данных органов оформляются в виде соответствующих ненормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 Устава РФФИ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. N 925, Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества.
При таких обстоятельствах, довод регистрирующего органа о том, что основанием для государственной регистрации права на земельный участок является договор купли-продажи N 8-4/1811 от 29 марта 2007 г., заключенный лицом, не обладающим правом на распоряжение земельным участком, а Распоряжение ФАУФИ N 387-р от 15 апреля 2005 г. принято в порядке согласования передачи земельного участка, не может быть признан обоснованным.
Предоставление земельного участка в собственность ОАО "Челябинск-Лада" в форме издания Распоряжения N 387-р от 15 апреля 2005 г. произведено уполномоченным государственным органом - ФАУФИ, и на его основании, в соответствии с пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, заключен договор купли-продажи N 8-4/1811 от 29 марта 2007 г.
Следовательно, основаниями для государственной регистрации права собственности ОАО "Челябинск-Лада" на земельный участок в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются Распоряжение ФАУФИ N 387-р от 15 апреля 2005 г. и договор купли-продажи N 8-4/1811 от 29 марта 2007 г.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Рассматриваемые правоотношения по реализации спорного земельного участка имеют сложный юридический состав, представляющий собой совокупность юридически значимых действий:
- принятие уполномоченным органом государственной власти решения о продаже (приватизации) земельного участка ОАО "Челябинск-Лада";
- заключение на его основании соответствующего договора купли-продажи земельного участка, являющегося исключительно техническим этапом реализации решения уполномоченного органа о продаже земельного участка.
Пресекательный срок исполнения распоряжения ФАУФИ N 387-р от 15 апреля 2005 г. в части заключения договора купли-продажи земельного участка не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, внесение на момент заключения договора купли-продажи N 8-4/1811 от 29 марта 2007 г. изменений в пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", предусматривающий право органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, не влечет недействительность указанного договора купли-продажи.
Довод Администрации г. Челябинска о том, что обжалуемый отказ в государственной регистрации не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ОАО "Челябинск-Лада" является землепользователем данного земельного участка на основании права постоянного (бессрочного) пользования, признается судом несостоятельным. Так, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, препятствует реализации ОАО "Челябинск-Лада" полномочий собственника в части распоряжения земельным участком. Кроме того, договор купли-продажи N 8-4/1811 от 29 марта 2007 г. является исполненным сторонами, что следует из акта от 11 апреля 2007 г., из которого видно, что расчет по договору произведен полностью. Следовательно, ОАО "Челябинск-Лада" как законный приобретатель земельного участка понесло значительные финансовые затраты в размере 6 249 820 руб. (п. 2.1 договора), несет бремя содержания земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемый отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, изложенный в письме УФРС по Челябинской области от 13 июня 2007 г. N 211/2007-220 не соответствует Федеральному закону от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним" и нарушает права и законные интересы ОАО "Челябинск-Лада" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на регистрирующий орган возлагается обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Государственная регистрация права собственности ОАО "Челябинск-Лада" на земельный участок площадью 37 035 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, д. 2, должна быть произведена УФРС по Челябинской области в срок, не превышающий 10 дней с момента повторного представления ОАО "Челябинск-Лада" на государственную регистрацию документов, необходимых для ее проведения, без взимания государственной пошлины.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 168, 170, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Заявленные требования открытого акционерного общества "Челябинск-Лада" удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 37 025 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, д. 2 (кадастровый номер участка 74:36:07 11 003:0029), выраженный в письме от 13 июня 2007 г. N 211/2007-220.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области осуществить государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества "Челябинск-Лада" на земельный участок площадью 37 025 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, д. 2 (кадастровый номер участка 74:36:07 11 003:0029).
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в пользу открытого акционерного общества "Челябинск-Лада" расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 руб., по апелляционной жалобе 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9041/2007
Истец: ОАО "Челябинск-Лада"
Ответчик: Федеральная регистрационная служба по Челябинской области
Третье лицо: ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд Федерального имущества", Администрация г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7963/2007