г. Челябинск |
|
16 января 2008 г. |
Дело N А34-3074/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Костина В.Ю., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Курганской области от 06 ноября 2007 г. по делу N А34-3074/2007 (судья З.М. Истомина), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану (заинтересованное лицо) - Мурзич З.Ф. (доверенность N 05-13/30841 от 28.12.2007), от ООО "Линк-Сервис" (третьего лица) - Федорова М.В. (доверенность б/н от 15.01.2008), Абисалова В.Г. - (протокол N 3 от 03.04.2006, паспорт 75 04 N 313739),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", общество, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану (далее - ИФНС по г.Кургану, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 05.07.2007 N 469 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредоставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок в виде штрафа с учетом уменьшения в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 7 519 рублей 60 копеек.
Определением от 03.09.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Линк-Сервис" (далее - ООО "Линк-Сервис" - л.д. 59).
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Налогоплательщик считает, что с учетом обстоятельств дела подлежит безусловному применению пункт 4 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган ссылается на правомерность решения, принятого судом первой инстанции.
Инспекция указывает на то, что в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета несет налогоплательщик. Общество допустило ошибку, направив налоговую декларацию в ИФНС по г.Кургану через почтовый ящик на сервере ООО "Линк-Сервис" и без указания адреса получателя. Заявитель, имея в наличии два почтовых ящика, настроенные в программном комплексе "Спринтер" - один на сервере ООО "Линк-Сервис" для обмена сообщениями по Челябинской области и второй на сервере ООО "Фотон" - по Курганской области, по своей вине обратились за оказанием услуг специализированного оператора связи ООО "Линк-Сервис".
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, на основании имеющихся в деле материалов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и третьего лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление N 3 Уральского филиала ОАО "Ростелеком" находится на налоговом учете в ИФНС по г.Кургану.
27.03.2007 общество направило по телекоммуникационным каналам связи в ИФНС по г.Кургану налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2006 год (л.д. 29-37).
Материалами дела подтверждается, что названная налоговая декларация поступила в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области. Ошибка в передаче декларации была выявлена 30.03.2007 после получения протоколов о принятии отчетности, в тот же день налогоплательщиком налоговая декларация была повторно направлена в надлежащий налоговый орган.
Решением налогового органа от 05.07.2007 N 469 (л.д. 23-25) общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредоставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок в виде штрафа с учетом уменьшения в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 7 519 рублей 60 копеек.
Налогоплательщик не согласился с вынесенным инспекцией решением и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного ненормативного акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суд исходил из правомерности и обоснованности обжалуемого решения, отсутствия оснований, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
В силу пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (пункт 4 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с названными положениями статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 раздела I указанного Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
Судом первой инстанции установлено, что налоговая декларация по налогу на прибыль за 2006 год была представлена налогоплательщиком 27.03.2007, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области, тогда как ее следовало представить в Инспекцию Федеральную налоговой службы по г.Кургану.
28.03.2007 налог на прибыль за 2006 год уплачен в сумме 601 552 рубля согласно платежному поручению от 28.03.2007 N 1236 (л.д. 26).
30.03.2007 в адрес налогоплательщика был направлен протокол приема декларации с указанием допущенной налогоплательщиком ошибки.
30.03.2007 декларация была повторно направлена обществом в надлежащую налоговую инспекцию.
Налоговый орган пришел к выводу о несвоевременном представлении обществом последней налоговой декларации, в связи с чем, принял оспариваемое решение о применении ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, материалами дела подтверждается, что срок предоставления налоговой декларации по итогам налогового периода, предусмотренный пунктом 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (28.03.2007), налогоплательщиком пропущен.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что согласно выписке по состоянию отчетности (л.д. 28), отправленной заявителем 27.03.2007 в МР ИФНС N 5 по Челябинской области, код ИФНС получателя указан верно, в связи с чем, в действиях общества отсутствует вина, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Исходя из анализа норм, установленных Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, и согласно Методическим рекомендациям об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации по налогам и сбором от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи субъект предпринимательской деятельности осуществляет обмен электронными документами только с налоговым органом по месту своего учета и со специализированным оператором, с которым у него заключен договор о предоставлении услуг.
Специализированный оператор осуществляет обмен электронными документами со всеми налоговыми органами, взаимодействующими с ним при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, и хозяйствующими субъектами, заключившими с ним договоры о предоставлении услуг.
Специализированный оператор заключает договор с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по одному из субъектов Российской Федерации о совместных действиях по организации и функционированию регионального сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отношения между специализированным оператором связи и хозяйствующим субъектом также регулируются, с одной стороны, договором между ними, с другой - нормативными актами.
В связи с чем, конкретный специализированный оператор связи может обеспечить представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде только налогоплательщикам, которые стоят на налоговом учете в налоговых органах, которые сотрудничают с данным специализированным оператором связи.
Из материалов дела следует, что заявителем заключены договоры с двумя специализированными операторами связи: с обществом с ограниченной ответственностью "Фотон", предоставляющим услуги специализированного оператора связи на территории Курганской области (л.д. 73-76), и обществом с ограниченной ответственностью "Линк-Сервис", предоставляющим услуги специализированного оператора связи на территории Челябинской области. ООО "Линк-Сервис" является региональным специализированным оператором связи по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет на территории Челябинской области на основании договора от 16.07.2004 N 239 с Управлением федеральной налоговой службы России по Челябинской области (л.д. 78-82). Согласно приложению N 1 к указанному договору ООО "Линк-Сервис" имеет право оказывать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуги по предоставлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по Челябинской области (л.д. 83-85).
Учитывая вышеизложенное и в силу пункта 4 раздела I Порядка, которым установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, довод подателя жалобы об отсутствии его вины при подаче налоговой декларации и о своевременности сдачи декларации по месту нахождения общества, отклоняется, поскольку заявитель самостоятельно допустил ошибку, направив налоговую декларацию в ИФНС по г.Кургану через почтовый ящик на сервере ООО "Линк-Сервис" без указания адреса получателя, что повлекло несвоевременное представление налоговой декларации.
Кроме того, в связи с вышеизложенным, отклоняется довод общества об отсутствии четкой регламентации по вопросу предоставления налоговой декларации при наличии у организации структурных подразделений. Данный вопрос урегулирован вышеуказанными Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, Методическим рекомендациям об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также разъяснениями, изложенными в Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2006 N ЧД-6-25/1225@.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что структурное подразделение не может быть субъектом налогового правонарушения, противоречат материалам дела, согласно решению налогового органа от 05.07.2007 N 469 к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации привлечено открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", привлечение к ответственности обособленного подразделения не предусмотрено.
Довод заявителя о том, что налоговая декларация по налогу на прибыль за 2006 год не обладает признаками налоговой декларации, следовательно, не является таковой, судом апелляционной инстанции отклоняется, как безосновательный и противоречащий статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не уставлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06 ноября 2007 г. по делу N А34-30741/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3074/2007
Истец: ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Ответчик: ИФНС России по г. Кургану
Третье лицо: ООО "Линк-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8905/2007