г. Челябинск
11 января 2008 г. |
N 18АП-8592/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Пивоваровой Л.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2007 по делу N А76-15499/2007 (судья Забутырина Л.В.), при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска - Нурутдиновой Н.А. (доверенность от 15.08.2007), общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Фалькова Д.Н. (доверенность от 13.08.2007),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 13.08.2007 N 235 по делу об административном правонарушении в отношении общества о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в сумме 30 000 руб.
С принятым судебным актом не согласилось заинтересованное лицо, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, ссылаясь на то, что судом не была дана правовая оценка невыполнению обществом своих обязательств. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что контрольно-кассовая машина (далее - ККМ) была введена в эксплуатацию 05.01.2000, следовательно, общество должно было знать о том, что предельный срок эксплуатации истек.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонил, полагает, что решение является законным и обоснованным, отсутствуют основания для привлечения ООО "Перспектива" к административной ответственности, ввиду неизвещения о необходимости снятия с учета ККМ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.07.2007 в 14.23 час. в торговой точке, принадлежащей ООО "Перспектива" - магазине "Удобный", расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Автодорожная, 10, продавцом Пляскиной Н.А., работающей у предпринимателя на основании трудового договора, при продаже 1 бутылки водки "Золотой колос" по цене 70 руб. применена контрольно-кассовая техника: "Ока-102Ф", год выпуска 1999, N 00013602, модель которой была исключена из Государственного реестра контрольно-кассовых машин (Протокол заседания ГМЭК N 1/77-2004 от 12.03.2004) в связи с истечением нормативного срока амортизации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта проверки от 17.07.2007 N 1491 с участием продавца Пляскиной Н.А., протокола об административном правонарушении N 1491 от 01.08.2007, согласно которым установлен факт использования контрольно-кассовой техники, исключенной из государственного реестра с истекшим сроком амортизации.
13 августа 2007 года налоговым органом вынесено постановление N 235 о назначении административного наказания, ООО "Перспектива" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, обязано выплатить штраф в размере 30 000 руб. (л.д. 13).
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания, общество обратилось с требованиями о признании его незаконным и отмене.
В обоснование доводов исковых требований общество указало, что контрольно-кассовые машины с учета снимают налоговые органы, о чем уведомляют организации. ООО "Перспектива" не уведомлялось о необходимости снятия с учета контрольно-кассовой машины ОКА-102Ф, 1999 года выпуска, N 00013602.
Арбитражный суд первой инстанции при вынесении решения об удовлетворении заявленных требований исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 8 Приказа Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 (далее - Приказ NВГ-3-14/36), зарегистрированном в Минюсте РФ 03.07.1995 за N 894 установлено, что по окончании срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре ККМ, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких ККМ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Налоговый орган не доказал направление обществу уведомления о снятии контрольно-кассовой машины с учета, следовательно, не доказана вина ООО "Перспектива" в осуществлении продажи товаров без применения контрольно-кассовой техники.
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания постановления от 13.08.2007 N 235 незаконным и его отмене.
Обязанность применения контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, при осуществлении денежных расчетов с населением установлена ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением ККТ следует понимать, в том числе, использование ККТ, не включенной в Государственный реестр. Включение ККТ в Государственный реестр является обязательным условием допуска к ее применению.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно п. 8 Приказа N ВГ-3-14/36 по окончании срока применения модели ККТ налоговые органы снимают с учета ККТ этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких ККТ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что состоящие на учете в инспекции и используемые обществом ККТ из Государственного реестра исключены.
Вместе с тем доказательств направления и вручения уведомления о снятии данных ККТ с учета инспекцией в материалы дела не представлено.
Представленный налоговым органом список почтовых отправлений, квитанция от 08.12.2006 не позволяет однозначно определить, что почтовое уведомление от 30.11.2006 N 16-16/129575 о необходимости замены контрольно-кассовой машины ОКА-102Ф было направлено обществу.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о недоказанности инспекцией надлежащим образом состава вменяемого обществу правонарушения, в связи с чем оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не дал правовой оценки факту невыполнения обществом своих обязательств, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 КоАП лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При изложенных обстоятельствах у общества отсутствовала реальная возможность соблюдения требований действующего законодательства в области использования ККТ, следовательно, что вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует.
Более того, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Налоговый орган не доказал факт, подтверждающий направление налоговым органом и получением обществом уведомления о необходимости замены контрольно-кассовой машины ОКА-102Ф, следовательно, не установил состав правонарушения в действиях общества.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 октября 2007 по делу N А76-15499/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Л.В Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15499/2007
Истец: ООО "Перспектива"
Ответчик: ИФНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8592/2007