г. Челябинск |
|
30 января 2008 г. |
Дело N А76-23728/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Баканова В.В., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Шаймардановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 декабря 2007 г. по делу N А76-23728/2007 (судья Д.А. Бастен), при участии: от индивидуального предпринимателя Пащенко Алексея Александровича (заявителя) - Пащенко А.А. (паспорт 75 02 N 772663, выдан 22.10.2002 УВД Советского района г.Челябинска), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска - Кашиной А.С. (доверенность от 09.01.2008 N 03/141),
УСТАНОВИЛ
индивидуальный предприниматель Пащенко Алексей Александрович (далее - ИП Пащенко А.А., индивидуальный предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска (далее - ИФНС по Советскому району г.Челябинска, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 17.05.2007 N 506 в части привлечения предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль, август, сентябрь 2005 года в виде штрафа в размере 216 483 рубля (с учетом уточнений (л.д. 116).
Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации обосновано, поскольку заявителем нарушен порядок декларирования - представлена декларация за квартал вместо деклараций за каждый месяц данного квартала. Поскольку полученная выручка в июле 2005 года превысила 1 миллион рублей, следовательно, предприниматель должен был перейти на ежемесячную сдачу отчетности.
Кроме того, по мнению налогового органа, заявителем пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако, судом первой инстанции в решении не указаны мотивы, по которым суд опроверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. Также податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку предпринимателем заявлены требования в виде уменьшения суммы штрафных санкций.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель ссылается на правильность вывода суда первой инстанции о том, что предпринимателем нарушен порядок, а не сроки декларирования. Также указывает на то, что налоговым законодательством не предусмотрен порядок перехода от ежеквартального к ежемесячному порядку сдачи отчетности при превышении в каком-либо месяце текущего квартала суммы выручки, установленной статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель и представитель заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения заявителя и представителя налогового органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка по вопросам правильности определения налогового периода и своевременности представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за период с 01.07.2005 по 30.09.2005 и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2005 по 30.09.2005, о чем был составлен акт камеральной налоговой проверки N 496 от 09.04.2007 (л.д. 74-78).
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение N 506 от 17.05.2007 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. (л.д. 14-17).
Из названных акта и решения усматривается, что налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2005 года, представленной предпринимателем в инспекцию 22.01.2007 (л.д. 34-43).
Налогоплательщик не согласился с вынесенным инспекцией решением и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях заявителя отсутствует состав налогового правонарушения, поскольку индивидуальным предпринимателем был нарушен не срок представления налоговой декларации, а порядок декларирования, и, кроме того, налог за июль, август, сентябрь 2005 года был полностью уплачен в составе налога, уплаченного за 3 квартал 2005 года.
Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за июль, август, сентябрь 2005 г., послужил вывод инспекции о том, что вследствие превышения суммы выручки 1 миллиона рублей от реализации товаров в июле 2005 г. у предпринимателя возникла обязанность представлять декларации ежемесячно.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 этой статьи.
Согласно пункту 2 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 миллион рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 6 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что плательщик налога на добавленную стоимость, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превысила 1 миллион рублей, обязан представлять декларацию ежемесячно, начиная с месяца, в котором произошло превышение суммы выручки.
Судом установлено, что сумма выручки налогоплательщика от реализации товаров превысила 1 миллион рублей в июле 2005 г., первоначальная налоговая декларация за 3 квартал налогоплательщик представлена 29.12.2006 (л.д. 92-103), уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2005 г. представлена 22.01.2007 (л.д. 34-43). Между тем, законодательством срок предоставления уточненной налоговой декларации не определен.
Учитывая, что сумма выручки превысила 1 миллион рублей в июле месяце 2005 года, предприниматель не имел возможности предвидеть данные обстоятельства.
Дополнительное представление ежемесячных налоговых деклараций в данном случае правовых последствий не порождает.
Налоговым кодексом не урегулирован порядок перехода от ежеквартального к ежемесячному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость и срок предоставления декларации по указанному налогу за месяц, предшествующий месяцу, в котором произошло превышение суммы выручки, а также отсутствуют нормы, обязывающие представить налоговую декларацию за этот месяц в срок, предусмотренный для представления ежеквартальной декларации.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие в законе названного срока представления налоговых деклараций при возникновении в течение квартала оснований для замены налогового периода исключает основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в своих Постановлениях Президиума по конкретным арбитражным делам (Постановления от 03.10.2006 N 6116/06, от 19.12.2006 N 6614/06) указал, что отсутствие в законодательстве конкретного срока подачи ежемесячной налоговой декларации за месяц, предшествующий тому, в котором произошло превышение суммы выручки, установленной пунктом 6 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, исключает привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия состава налогового правонарушения.
Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в части взыскания штрафа за несвоевременное представление декларации за июль, август, сентябрь 2005 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах основания для взыскания с заявителя налоговых санкций отсутствуют.
Ссылка инспекции на изменение судом первой инстанции предмета заявленных требований противоречит материалам дела, поскольку заявитель уточнил заявленные требования, и судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении требований было удовлетворено (л.д. 116).
Довод налогового органа о неправомерности восстановления срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Восстановление пропущенного срока - это право суда, при этом суд основывает свои выводы на личном убеждении и переоценке указанные выводы не подлежат.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с предоставлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с нее подлежат взысканию в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 333.41, пункт 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не уставлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 декабря 2007 г. по делу N А76-23728/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23728/2007
Истец: ИП Пащенко А.А.
Ответчик: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-155/2008