г. Челябинск
05 февраля 2008 г. |
N 18АП-7961/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Дмитриевой Н.Н. и Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Паршакова Дмитрия Викторовича о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска N 947 от 09 февраля 2007 г. в предоставлении земельных участков для организации и эксплуатации платных ночных парковок, обязании Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска заключить договоры для организации и эксплуатации платных ночных парковок, при участии: заявителя - индивидуального предпринимателя Паршакова Д.В. (свидетельство о государственной регистрации от 01 августа 2005 г.), его представителя Михайлова С.А. (доверенность от 01 февраля 2007 г.), от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - Воловой С.Н. (доверенность от 29 декабря 2007 г. N12507 г.), Администрации г. Челябинска - Реннер Е.В. (доверенность от 14 декабря 2005 г. N 01-20/2303/3), индивидуального предпринимателя Ефимовой Г.Е. (паспорт от 11.06.2002 серия 7502 N578883, выдан УВД Калининского района г. Челябинска),
УСТАНОВИЛ
индивидуальный предприниматель Паршаков Д.В. (далее - заявитель, предприниматель, ИП Паршаков Д.В.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 02 февраля 2007 г. N 947 в предоставлении парковочных мест для организации и эксплуатации платных ночных парковок по адресам: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 135, д. 133, д. 110 и обязании Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, КУИиЗО г. Челябинска) заключить договор на организацию и эксплуатацию платных автопарковок по адресу: г. Челябинск, ул. Комарова, д. N 112.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25 сентября 2007 года по делу N А76-9298/2007 (судья Харина Г.Н.) заявленные ИП Паршаковым Д.В. требования были удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным, противоречащим требованиям Федерального закона N 94 от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказ КУИиЗО г. Челябинска в виде письма от 09 февраля 2007 г. N 947 и обязал КУИиЗО г. Челябинска устранить нарушенное право заявителя путем рассмотрения его заявлений от 29 сентября 2007 г., поступивших в Администрацию г. Челябинска 02 октября 2006 г. за NN10/7316, 10/7317.
В удовлетворении заявления об обязании ответчика КУИиЗО г. Челябинска заключить договоры на организацию и эксплуатацию платных автопарковок по адресам: г. Челябинск, пр. Комарова, дома N 110, 112, 133, 135 заявителю отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от (судьи Баканов В.В., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 сентября 2007 года по настоящему делу отменено, в связи с нарушением судом первой инстанции пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Муниципальные парковки", Администрация г. Челябинска, Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена индивидуальный предприниматель Ефимова Галина Евгеньевна.
В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что 05 сентября 2006 г. Челябинской городской Думой утверждено временное положение об организации платных ночных парковок. Заявителем с приложением всех необходимых документов подано заявление в Администрацию г. Челябинска 02 октября 2006 г. о предоставлении земельных участков для организации парковок по адресам: г. Челябинск, ул. Комарова, на прилегающей территории у домов N 133, 135, 137, 112, 110. Заявление ИП Паршакова Д.В. с прилагаемыми документами было передано в Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска. Земельной комиссией администрации Тракторозаводского района г. Челябинска 03 ноября 2006 г. проведен конкурс и согласовано заявление предпринимателя на территорию у домов N 110 и 112 по указанному адресу на территорию около домов N N 133, 135, 137 требовалось получение разрешения ГИБДД и ДРСУ. Впоследствии предоставление заявителю земельных участков у домов 133, 135 было согласовано администрацией Тракторозаводского района г. Челябинска, документы направлены в КУИиЗО г. Челябинска.
На основании проверки, проведенной прокуратурой г. Челябинска было установлено, что договоры на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок по заявленным ИП Паршаковым Д.В. адресам были заключены с ООО "Муниципальные парковки".
В судебном заседании ИП Паршаков Д.В. и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в дополнениях к заявлению (л.д. 2-4, 49-50).
Представитель КУИиЗО г. Челябинска требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 35) и дополнениях к нему. Заявителем не представлены доказательства возникновения у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению ИП Паршакову Д.В. земельного участка либо заключению договора на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок. Согласно статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договоров, понуждение к заключению договоров не допускается. Принцип очередности не закреплен законом, в связи с чем не влечет правовых последствий. Земельный Кодекс Российской Федерации не предусматривает предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам для организации и эксплуатации парковок механических транспортных средств.
Представитель Администрации г. Челябинска с заявленными требованиями не согласен, представил письменное мнение на заявление ИП Паршакова Д.В.
В г. Челябинске порядок организации и пользования платными парковками автомобильного транспорта определен временным положением о платных парковках, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 05 сентября 2006 г. N 14/16, порядок заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок установлен решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2007 г. N 21/7. Данными нормативными правовыми актами не предусмотрено право на заключение договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок путем проведения конкурса. Ссылка заявителя на нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94 -ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" несостоятельна, поскольку данный закон спорные правоотношения не регулирует.
ИП Ефимова Г. Е. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований. В настоящее время она осуществляет эксплуатацию платных парковок по адресу: г. Челябинск, ул. Комарова у домов 110 и 112 на основании договоров, заключенных к КУИиЗО. Удовлетворение требований ИП Паршакова Д.В. приведет к нарушению ее прав и законных интересов.
Отзыв на заявление ИП Ефимовой Г. Е. не представлен.
Представители Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, ООО "Муниципальные парковки", Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что заявленные ИП Паршаковым Д.В. требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Паршаков Д.В. 02 октября 2006 г. обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением о предоставлении земельных участков для организации и эксплуатации платных ночных парковок по адресам: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 110, д. 112, д. 133, д. 135, д. 137.
Письмом КУИиЗО г. Челябинска от 09 февраля 2007 г. N 947 ИП Паршакову Д.В. отказано в предоставлении земельных участков для организации и эксплуатации платных ночных парковок со ссылкой на то, что постановлением Главы г. Челябинска от 13 декабря 2006 г. N 1996-п "Об утверждении схемы размещения платных парковок на территории г. Челябинска" все парковочные места распределены между другими фирмами в соответствии с ранее поданными заявками (л.д. 13).
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обжаловал его в суд.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14 и подпункту 5 пункта 10 статьи 35, статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения, которые находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов.
Решением N 14/16 от 05 сентября 2006 г. Челябинской городской Думой утверждено Временное Положение о платных парковках в г. Челябинске.
Согласно п. 4 названного Временного Положения о платных парковках в г. Челябинске, основанием для предоставления земельного участка для размещения платной парковки является заявление, поданное на имя Главы города, принятое им постановление и договор аренды, заключенный с КУИиЗО г. Челябинска.
Во исполнение Временного Положения о платных парковках в г. Челябинске и.о. Главы города Челябинска принято постановление N 1996-п "Об утверждении схемы размещения платных парковок на территории г. Челябинска", в соответствии с которым утверждено место размещения парковок по районам города.
На основании постановления N 1996-п исполняющим обязанности Главы г. Челябинска принято постановление N 6-п "Об утверждении порядка заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок вместо договоров аренды земельных участков".
В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации к субъектам гражданского права, указанном в пункте 1 настоящей статьи (в данном случае - к муниципальному образованию) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Нормами пункта 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что особенности распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований, устанавливаются лишь законом.
При таких обстоятельствах, доводы заинтересованного лица о том, что к возникшим правоотношениям применяется норма пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, вследствие чего данный федеральный закон применим к спорным правоотношениям.
Довод КУИиЗО г. Челябинска о том, что организация и размещение платных парковок на территории г. Челябинска не является обязанностью муниципального образования, поскольку бюджетом г. Челябинска на текущий финансовый год не предусмотрено выделение денежных средств на организацию и размещение платных парковок на территории города судом отклоняется.
Так, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрена возможность финансирования потребности муниципальных образований из внебюджетных источников, и применительно к спорным правоотношениям таким внебюджетным источником может являться плата за пользование парковками.
В соответствии с пунктами 8-9 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Как следует из выписки из протокола совещания земельной комиссии администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 03 ноября 2006 г., данной комиссией рассмотрено заявление об отводе земельных участков для организации платных ночных парковок по ул. Комарова, д. 110, д. 112, д. 133, д. 135, д. 137 и принято решение согласовать предоставление земельных участков по ул. Комарова, д. 110 и д. 112, вопрос по земельным участкам по ул. Комарова, д. 133, д. 135 и д. 137 решено рассмотреть после получения письменных согласий с ГИБДД, пожарной частью ДРСУ (л.д. 11).
Приказами исполняющего обязанности председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 18 января 2007 г. N 101 и от 19 января 2007 г. N 233 КУИиЗО с ООО "Муниципальные парковки" были заключены договоры на организацию и эксплуатацию платных парковок, в том числе и на спорные земельные участки.
По результатам проведенной Прокуратурой Челябинской области проверки на основании обращения ИП Паршакова Д.В. прокурором принесены протесты от 02 апреля 2007 г. на приказы и.о. председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска N 101 от 18 января 2007 г. и N 233 от 19 января 2007 г.
В ходе прокурорской проверки установлено, что указанные приказы были изданы на основании постановления исполняющего обязанности Главы г. Челябинска N 6-п от 16 января 2007 г. N 6-п "Об утверждении порядка заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок", принятого с превышением полномочий.
Также проверкой установлено, что приказ о заключении договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок N 233 от 19 января 2007 г. принят в соответствии с заявлением ООО "Муниципальные парковки" от 08 декабря 2006 г., в то время, как заявление ИП Паршакова Д.В. поступило в Администрацию г. Челябинска 02 октября 2006 г., то есть в период действия Временного положения о платных парковках в г. Челябинске.
Более того, в настоящее время организацию и эксплуатацию платных парковок по адресу: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 110 и д. 112 осуществляет ИП Ефимова Г.Е. на основании договоров N 176-п от 29 июня 2007 г. и N 280-П от 14 ноября 2007 г. Указанные договоры, как пояснили представители заинтересованного лица и ИП Ефимова Г.Е. находятся в процессе пролонгации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанной нормы процессуального закона, КУИиЗО не приведено нормативно-правового обоснования преимущественного права заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок с ООО "Муниципальные парковки" и ИП Ефимовой Г.Е., а не с ИП Паршаковым Д.В.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ КУИиЗО от 09 февраля 2007 г. N 947 противоречит Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Временному Положению о платных парковках в г. Челябинске, утвержденному решением Челябинской городской Думы от 05 сентября 2006 г. N 14/16, действующему на момент обращения ИП Паршакова Д.В.
Требования заявителя в части обязания КУИиЗО г. Челябинска заключить договор на организацию и эксплуатацию платных парковок не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 Порядка заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок в городе Челябинске, утвержденного Челябинской городской Думы от 24 апреля 2007 г. N 21/7 к заявлению, подаваемому оператором парковки прилагаются:
1) копия свидетельства о государственной регистрации;
2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
3) копии уставных документов;
4) схема размещения платной парковки с указанием количества парковочных мест.
Следовательно, для заключения договора на организацию и эксплуатацию платных парковок в настоящее время помимо заявления требуется наличие соответствующего пакета документов, предоставление которого зависит от волеизъявления ИП Паршакова Д.В.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 168, 170, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Заявленные индивидуальным предпринимателем Паршаковым Дмитрием Викторовичем требования удовлетворить частично.
Признать незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказ N 947 от 09 февраля 2007 г. Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска индивидуальному предпринимателю Паршакову Дмитрию Викторовичу в предоставлении заявленных парковочных мест для организации и эксплуатации платных ночных парковок.
Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска повторно рассмотреть обращения индивидуального предпринимателя Паршакова Дмитрия Викторовича от 29 сентября 2006 г., поступивших в Администрацию г. Челябинска 02 октября 2006 г. за вх. N N 10/7316, 10/7317.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части индивидуальному предпринимателю Паршакову Дмитрию Викторовичу -отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Паршакова Дмитрия Викторовича государственную пошлину в доход федерального бюджета по заявлению в суд первой инстанции 100 руб., с Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - 100 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Паршакова Дмитрия Викторовича государственную пошлину в доход федерального бюджета по апелляционной жалобе 25 руб., с Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - 25 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9298/2007
Истец: Паршаков Дмитрий Викторович
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
Кредитор: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Третье лицо: ООО "Муниципальные парковки", ИП Ефимова Галина Евгеньевна, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрация города Челябинска