г. Челябинск
19 февраля 2008 г. |
N 18АП-590/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 декабря 2007 г. по делу N А34-5686/2007 (судья Шестакова Л.П.), при участии: от Курганской городской Думы - Ведровой С.А. (доверенность N 325 от 18.10.2007), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Милешиной Т.Б. (доверенность N 12 от 09.01.2008), от Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана - Назаровой Н.Н.(доверенность N 183 от 18.02.2008),
У С ТА Н О В И Л :
Курганская городская Дума (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 17.08.2007 N 79 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - УФАС, административный орган) о нарушении ст. 15, ст. 19, ст. 20 ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в принятии решения от 15.11.2006 N 331 "Об утверждении Положения "О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом", связанных с установлением понижающих коэффициентов и льготных ставок арендной платы.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.12.2007 заявленные требования Курганской городской Думы удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратился УФАС по Курганской области, в обоснование доводов которой указано, что в нарушение ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не дана оценка соответствия оспариваемых актов федеральным законам. При передаче муниципального имущества отдельному хозяйствующему субъекту с предоставлением льгот должно происходить с письменного согласия антимонопольного органа. Однако, Постановление заявителя не содержит такого условия. Такие условия предоставления льгот как наличие заключения управления (п. 3.4.3.2) и заключение арендатором договора о сотрудничестве с Администрацией город Кургана противоречат закону и ограничивают круг лиц и права хозяйствующих субъектов на предоставление им льгот как заинтересованных в предоставлении имущества, так и арендующих имущество, но не имеющих такого заключения. Нормы п. 3.4.4, п. 3.4.3.2 Положения в части создания названных условий применения льгот к хозяйствующим субъектам не соответствуют ст. 15, ст. 19 ст. 20 Закона N 135-ФЗ, создают условия к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, подлежат приведению в соответствие с названными нормами. Выводы суда основаны исключительно на правомочиях муниципального образования, однако, муниципальные образования не имеют право на предоставление таких льгот и определение условий их применения по арендной плате по своему усмотрению. Предусмотренные федеральным законодательством правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не являются основанием создания преимуществ и установления льготного режима. Предоставление преимуществ признано влияющим на конкуренцию в силу закона. Решение N 331 Думы в оспариваемой части создает неравные, дискриминационные условия для деятельности неограниченного круга хозяйствующих лиц по сравнению с другими субъектами, получившими льготы по арендным платежам, ставящие их в преимущественное положение. Кроме того, УФАС считает, что его решение не привело к нарушению прав и законных интересов Думы в сфере предпринимательской деятельности.
Курганская городская Дума представила отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором указано, что Курганская городская Дума в рамках своих полномочий, реализуя права собственника муниципального имущества самостоятельно определять существенные условия передачи имущества в аренду установила Порядок предоставления муниципального имущества в аренду и приняла решение N 331 от 15.11.2006 "Об утверждении Положения "О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом", предусматривающее дифференцированные базовые ставки арендной платы за пользование объектами недвижимости муниципальной казны в зависимости от месторасположения, характеристики объектов, их целевого назначения и цели использования объектов арендаторами, что является законным и экономически обоснованным в условиях отсутствия федерального регулирования порядка установления арендной платы. В решении Думы определены одинаковые условия определения ставки арендной платы за нежилые помещения для арендаторов, занимающихся определенным видом деятельности на территории города, то есть являющихся субъектами определенного товарного рынка, в результате чего таким субъектам созданы равные условия внесения арендной платы за пользование муниципальным имуществом по отношению друг к другу, отсутствуют негативные последствия для конкурентной среды на товарном рынке. УФАС не установлены факты негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду на каком-либо товарном рынке, в частности негативного влияния на результаты хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и сокращение их числа. Решение N 331 от 15.11.2006 распространяется на неопределенный круг лиц и не имеет целью предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, оно предоставляет равную возможность для всех хозяйствующих субъектов любого товарного рынка, определяет общие условия предоставления объектов с различными характеристиками для всех хозяйствующих субъектов, не нарушает права и законные интересы юридических лиц.
В судебном заседании представитель УФАС изложил доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить, в удовлетворении жалобы Курганской городской Думы отказать.
Представитель Думы изложил отзыв, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана поддержал доводы заявителя.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в пунктах 3.4, 3.4.3.2 решения Курганской городской Думы от 15.11.2006 N 331 "Об утверждении Положения "О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом" установлены базовые ставки арендной платы и проценты, понижающие базовую ставку арендной платы (л.д. 23-32).
УФАС по Курганской области в отношении заявителя возбуждено дело по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон), по результатам рассмотрения которого вынесено решение N 79 от 17.08.2007 (л.д. 10-13). Указанным решением в действиях заявителя, выразившихся в принятии акта - решения от 15.11.2006 N 331 "Об утверждении Положения "О порядке взимания и размерах платежей за пользование муниципальным имуществом", в части пунктов, связанных с установлением процентов и льготных ставок арендной платы (п. 3.4.3.2, п. 3.4.4), установлено наличие нарушение ст. 15, ст. 19, ст. 20 Закона.
В решении указано, что абз. 3 п. 3.4.3.2 Положения не соответствует п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона. Установление понижающих процентов по п. 3.4.3.2, льготных ставок по п. 3.4.4.1, п. 3.4.4.2 возможно только с предварительного согласия антимонопольного органа о предоставлении преимущества отдельным хозяйствующим субъектам. Установление льготных ставок муниципальным унитарным предприятиям (п. 3.4.4.1) создает преимущества и более выгодные условия деятельности таким предприятиям перед другими хозяйствующими субъектами.
Заявителю предписано прекратить нарушение ст. 15, ст. 19, ст. 20 Закона путем внесения соответствующих изменений и дополнений в текст решения в части пунктов, связанных с установлением понижающих процентов и льготных ставок арендной платы (п. 3.4.3.2, п. 3.4.4).
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявитель действовал в рамках своих полномочий, своим решением не создал преимущество на соответствующем товарном рынке отдельным хозяйствующим субъектам, не нарушил права и законные интересы юридических лиц.
При вынесении оспариваемого решения, УФАС по Курганской области не учел следующего.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 5 п. 10 ст. 35 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 51 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Орган местного самоуправления вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность муниципальных образований по заключению договоров аренды имущества на одинаковых со всеми арендаторами условиях.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (сфере обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами).
Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что установление различных ставок аренной платы за пользование муниципальным имуществом для арендаторов, не являющихся субъектами определенного товарного рынка, не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
УФАС по Курганской области не доказано то, что решение заявителя предусматривает предоставление отдельным хозяйствующим субъектам муниципальной помощи. Решение N 331 от 15.11.2006 распространяется на неопределенный круг лиц и не имеет целью предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, оно предоставляет равную возможность для всех хозяйствующих субъектов любого товарного рынка, определяет общие условия предоставления объектов с различными характеристиками для всех хозяйствующих субъектов, не нарушает права и законные интересы юридических лиц.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы УФАС по Курганской области - отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14 декабря 2007 г. по делу N А34-5686/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Тремасова-Зинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5686/2007
Истец: Курганская городская Дума
Ответчик: УФАС по Курганской области
Третье лицо: Департамент экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-590/2008