г. Челябинск |
|
28 февраля 2008 г. |
Дело N А07-10938/2005 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Арямова А.А., Хасановой М.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об исключении имущества из конкурсной массы, при участии: от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Нуритдиновой Р.Р. (доверенность N РС-51/9356 от 21.09.2007); от конкурсного управляющего Ибрагимова Б.Г. - Гаврилюк О.Н. ( доверенность от 24.09.2007),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2006 открытое акционерное общество "Яман-Елгинский леспромхоз" (далее - ОАО "Яман-Елгинский леспромхоз", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим утвержден Ибрагимов Назим Байрамович (далее - конкурсный управляющий).
В ходе конкурсного производства ОАО "Яман-Елгинский леспромхоз" конкурсный управляющий включил в конкурсную массу должника объекты детского оздоровительного лагеря "Красный ключ".
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель), являясь лицом, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве) должника, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об исключении из конкурсной массы ОАО "Яман-Елгинский леспромхоз" объектов детского оздоровительного лагеря "Красный ключ", расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Нуримановский район, поселок Красный ключ, улица Матросова: спального корпуса общей площадью 319,7 кв.м. (литера А), клуба общей площадью 320 кв.м. (литера Б), спального корпуса общей площадью 359,1 кв.м. (литера В), медицинского пункта общей площадью 69,8 кв.м. (литера Д), спального корпуса общей площадью 382,3 кв.м. (литера Е), административного корпуса общей площадью 115, 2 кв.м.(литера Ж), спального корпуса общей площадью 303,7 кв.м. (литера 3), столовой общей площадью 227,2 кв.м. (литера И), столовой общей площадью 141,4 кв.м. (литера И1), эстрады общей площадью 15,7 кв.м. (литера К), склада общей площадью 30,7 кв.м. (литера Л), склада (литера М), погреба общей площадью 23,6 кв.м. (литера Н), хозяйственного корпуса общей площадью 149,1 кв.м. (литера О), бани общей площадью 9,6 кв.м. (литера П 1), предбанника общей площадью 6,9 кв.м. (литера П), сарая общей площадью 15,5 кв.м. (литера Р), сарая общей площадью 21,3 кв.м. (литера Р1), бани общей площадью 33,9 кв.м. (литера С1), предбанника общей площадью 18,3 кв.м. (литера С), предбанника общей площадью 54,1 кв.м. (литера С2).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2007 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств. Из представленных конкурсным управляющим технических паспортов усматривается, что детский оздоровительный лагерь "Красный ключ" состоит из двадцати объектов, построенных в 1960 г., с 1997 по 2000 годы, которые находятся на балансе должника в качестве основных средств. Строительство объектов недвижимости за счет собственных средств должника, содержание этих объектов подтверждается представленными в материалы дела документами. В материалы дела не представлено доказательств участия заявителя в строительстве объектов недвижимости и содержании законченных строительством объектов. Выписка из реестра государственного имущества Республики Башкортостан от 06.06.2007 с приложением перечня объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2007 является косвенным доказательством, которое не может быть положено в основу судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
С данным определением Министерство не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство ссылалось на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Спорный объект недвижимости включен в конкурсную массу без правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности должника на это имущество. Доказательства приватизации детского оздоровительного лагеря отсутствуют. Суд неверно изложил правовые основания заявления Министерства. Принадлежность объектов недвижимости должнику установлена на основании технических паспортов, представленных конкурсным управляющим. Вывод суда о том, что спорные объекты недвижимости возведены должником, не соответствуют материалам дела. Суд не дал надлежащей оценки документам, подтверждающим включение спорного имущества в реестр государственного имущества Республики Башкортостан.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2007 по делу N А07-10938/2005 отменено в связи с нарушением пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассмотрение дела назначено к рассмотрению по правилам первой инстанции.
.
Конкурсный управляющий должника представил отзыв на заявление Министерства, в котором указал, что с доводами заявителя не согласен. Основания исключения имущества детского оздоровительного лагеря из конкурсной массы должника, предусмотренные статьей 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) отсутствуют. В приложении N 1 к плану приватизации государственного предприятия "Яман-Елгинский леспромхоз" (далее - ГП "Яман-Елгинский леспромхоз") указаны восемь объектов детского оздоровительного лагеря, построенных в 1957 году и на 01.01.1996 г., имевших физический износ 100 %. Среди объектов, включенных в конкурсную массу должника, зданий такого года постройки и с таким износом нет.
В материалы дела представлен отзыв уполномоченного органа, из которого следует, что Федеральная налоговая служба возражает против удовлетворения заявления Министерства об исключении имущества из конкурсной массы должника, поскольку часть объектов детского оздоровительного лагеря были построены после приватизации государственного имущества в период с 1998 по 2001 годы на собственные средства должника. Должник нес все расходы по содержанию данных объектов, поскольку они находились на балансе ОАО "Яман-Елгинский леспромхоз".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченный орган), конкурсных кредиторов: открытого акционерного общества "Башкирэнерго", Нуримановского государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства не явились
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы заявления. Дополнительно пояснил, что объекты недвижимости, указанные в заявлении, являются собственностью Республики Башкортостан, необоснованно включены в конкурсную массу, просит исключить указанные объекты из конкурсной массы должника.
Представитель конкурсного управляющего с доводами Министерства не согласен. Детский оздоровительный лагерь не является социально значимым объектом, не является государственной собственностью Республики Башкортостан. Заявитель не представил документы в подтверждение довода о необоснованном включении объектов детского оздоровительного лагеря в состав конкурсной массы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
ОАО "Яман-Елгинский леспромхоз" создано в процессе приватизации имущества ГП "Яман-Елгинский леспромхоз", зарегистрировано постановлением администрации Нуримановского района Республики Башкортостан N 247 от 26.06.1998г. Единственным учредителем ОАО "Яман - Елгинский леспромхоз" является Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.
В состав объектов, не вошедших при приватизации в уставной капитал ОАО "Яман - Елгинский леспромхоз", оставшихся в государственной собственности Республики Башкортостан, было включено семь объектов недвижимости 1957 года ввода в эксплуатацию со 100% износом, расположенных в поселке Красный ключ: здание спального корпуса N 3, спального корпуса N 4, административного корпуса, клуба, медицинского изолятора, бани, столовой в детском оздоровительном лагере. Данное обстоятельство подтверждается планом приватизации ГП "Яман - Елгинский леспромхоз", утвержденным 27.03.1998г. Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью и приложениями N 1, N 10 к плану приватизации.
В связи с признанием ОАО "Яман - Елгинский леспромхоз" несостоятельным (банкротом) и открытием конкурсного производства объекты детского оздоровительного лагеря, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Нуримановский район, посёлок Красный ключ, улица Матросова, при инвентаризации имущества должника 05.09.2006. конкурсным управляющим были описаны и включёны в конкурсную массу (т.3, л.д. 114-120).
В состав конкурсной массы включены следующие объекты детского оздоровительного лагеря: клуб 1957 года ввода в эксплуатацию, баня брусковая 1957 года ввода в эксплуатацию, баня 1960 года ввода в эксплуатацию, столовая брусковая 1957 года ввода в эксплуатацию, столовая кирпичная 2000 года ввода в эксплуатацию, спальный корпус 1996 года ввода в эксплуатацию, спальный корпус 1997 года ввода в эксплуатацию, спальный корпус 1998 года ввода в эксплуатацию, спальный корпус 1999 года ввода в эксплуатацию, административный корпус 2001 года ввода в эксплуатацию, хозяйственный корпус 1960 года ввода в эксплуатацию, медицинский изолятор 2000 года ввода в эксплуатацию, эстрада 2000 года ввода в эксплуатацию, холодильный склад 1971 года ввода в эксплуатацию, погреб 1960 года ввода в эксплуатацию, сарай 1960года ввода в эксплуатацию, сарай 1960 года ввода в эксплуатацию.
Основанием для включения конкурсным управляющим указанного имущества в конкурсную массу ОАО "Яман - Елгинский ЛПХ" послужило наличие объектов недвижимости детского оздоровительного лагеря "Красный ключ" на балансе должника в качестве основных средств.
Ссылаясь на необоснованность включения спорного имущества в конкурсную массу должника ввиду того, что данное имущество является государственным имуществом Республики Башкортостан, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование права государственной собственности Республики Башкортостан Министерство представило в материалы дела план приватизации государственного предприятия "Яман - Елгинский леспромхоз", приложения N 1, N 10 к плану приватизации, выписку из реестра государственного имущества Республики Башкортостан от 06.06. 2007 с приложением перечня объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2007г., карту учета государственного имущества, имеющегося у ОАО "Яман-Елгинский леспромхоз" по состоянию на 01.01.2005 (т. 1, л.д. 18-27, т. 2, л.д. 1-15, 107-133).
В силу ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) жалобы лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве), о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных жалоб, если иное не установлено законом.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (п.1 ст. 131 Закона о банкротстве).
В силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Включение имущества в конкурсную массу предполагает его продажу. Следовательно, таким имуществом может быть только имущество, которое принадлежит должнику на праве собственности.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости: здание клуба общей площадью 320 кв. м. (литера Б), столовая общей площадью 227, 2 кв. м. (литера И), баня брусковая общей площадью 9,6 кв. м. (литера П1), расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Нуримановский район, посёлок Красный Ключ, улица Матросова, являются государственной собственностью Республики Башкортостан.
Спорное имущество включено в реестр государственной собственности 04.01.2001, имуществу присвоен реестровый номер 04101313. Право собственности на указанное имущество подтверждается планом приватизации государственного предприятия "Яман - Елгинский леспромхоз", приложениями N 1, N 10 к плану приватизации, выпиской из реестра государственного имущества Республики Башкортостан от 06.06.2007.
В нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсный управляющий не представил в материалы дела доказательства того, что спорное имущество было получено должником в результате приватизации государственного имущества. Сам по себе факт нахождения имущества на балансе не свидетельствует о возникновении у должника вещного права.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что вышеназванное имущество является государственной собственностью Республики Башкортостан, конкурсный управляющий не вправе им распоряжаться, оно подлежит исключению из конкурсной массы ОАО "Яман - Елгинский леспромхоз" на основании ст.12 ГК РФ, ст.ст.60, 131 Закона о банкротстве.
В обоснование заявления об исключении имущества из конкурсной массы Министерство не ссылалось на положения статьи 132 Закона о банкротстве.
Поэтому довод конкурсного управляющего о том, что спорные объекты недвижимости не подлежат исключению из конкурсной массы, поскольку не относятся к социально значимым объектам, не имеет правового значения при рассмотрении заявления.
В отношении остальных объектов недвижимости детского оздоровительного лагеря, включенных конкурсным управляющим в конкурсную массу, Министерством не доказано право государственной собственности Республики Башкортостан.
В реестре государственной собственности Республики Башкортостан, карте учета государственного имущества остальные объекты недвижимости также указаны. Однако реестр и карта учета государственного имущества в части включения остальных объектов, включенных в конкурсную массу, не соответствует плану приватизации ГП "Яман - Елгинский леспромхоз", в котором указано только семь объектов недвижимости по адресу Республика Башкортостан, Нуримановский район, посёлок Красный Ключ, улица Матросова, введенных в эксплуатацию в 1957 году и не подлежащих приватизации в составе имущества предприятия.
Среди объектов недвижимости, включенных в конкурсную массу, зданий 1957 года ввода в эксплуатацию, кроме здания клуба (литера Б), столовой (литера И), бани брусковой (литера П1), не имеется.
Кроме того, объекты недвижимости: столовая кирпичная 2000 года ввода в эксплуатацию, спальный корпус 1998 года ввода в эксплуатацию, спальный корпус 1999 года ввода в эксплуатацию, административный корпус 2001 года ввода в эксплуатацию, медицинский изолятор 2000 года ввода в эксплуатацию, эстрада 2000 года ввода в эксплуатацию возведены предприятием-должником после приватизации. В материалы дела конкурсным управляющим представлены акты приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов приемочной комиссией, приемки выполненных работ; постановления главы администрации Нуримановского района Республики Башкортостан об утверждении актов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов (т.2, л.д. 145-147, 154-161, 164).
Таким образом, конкурсный управляющий обоснованно включил в конкурсную массу должника остальные объекты детского оздоровительного лагеря "Красный ключ". Оснований для удовлетворения заявления Министерства об исключении из конкурсной массы остальных объектов недвижимости не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Министерством была ошибочно уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. платежным поручением N 626995 от 23.11.2007, которая в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 60, 131 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве), статьями 104, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об исключении имущества из конкурсной массы удовлетворить частично.
Исключить из конкурсной массы открытого акционерного общества "Яман-Елгинский леспромхоз" объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Нуримановский район, посёлок Красный Ключ, улица Матросова: здание клуба общей площадью 320 кв.метров (литера Б), столовую общей площадью 227, 2 кв.метров (литера И), баню брусковую общей площадью 9,6 кв. метров (литера П1).
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Возвратить Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., уплаченную платежным поручением N 626995 от 23.11.2007 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10938/2005
Истец: Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Ответчик: ОАО "Яман-Елгинский ЛПХ"
Третье лицо: ОАО "Башкирэнерго", Нуримановское ГУП ЖКХ, Межрайонная ИФНС N 7 по РБ, межрайонная ИФНС N 7 РБ, Ибрагимов Б.Г.
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3389/12
22.12.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10938/05
18.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11196/07-С4
28.02.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6624/2007