г. Челябинск |
|
19 марта 2008 г. |
Дело N А47-8241/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Баканова В.В., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Андреевой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чашкан" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 декабря 2007 г. по делу N А47-8241/2007 (судья Т.А. Демидова), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Чашкан" (заявителя) - Новикова И.В. (доверенность N 01 от 09.01.2008), от администрации Акбулакского района Оренбургской области (заинтересованного лица) - Валуйского М.П. (доверенность от 20.10.2007), от финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области (заинтересованного лица) - Валуйского М.П. (доверенность от 14.03.2007),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Чашкан" (далее - ЗАО "Чашкан", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными бездействия финансового отдела администрации Акубулакского района Оренбургской области (далее - финансовый отдел, заинтересованное лицо), бездействия администрации Акбулакского района Оренбургской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), об обязании финансового отдела администрации Акубулакского района Оренбургской области, администрации Акбулакского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленный судом срок.
До принятия решения по существу спора ЗАО "Чашкан" заявлены и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворены ходатайства об уточнении и дополнении правового обоснования заявленных требований (л.д. 27-29, 103-104).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применен пункт 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает, что в рамках настоящего дела отсутствует необходимость привлечения в качестве субсидиарного ответчика главного распорядителя средств местного бюджета. Кроме того, общество указывает на неправомерность выводов суда о том, что не доказан факт принятия обществом мер к исполнению судебных актов в установленном законом порядке, не представлено доказательств предъявления исполнительного листа к исполнению для осуществления взыскания с администрации. Заявитель полагает, что именно предъявление исполнительных документов для исполнения в финансовый отдел администрации Акбулакского района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и их неисполнение послужило основанием для обращения ЗАО "Чашкан" в арбитражный суд с заявлением о признании бездействий финансового отдела администрации и администрации незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Отзывы на апелляционную жалобу заинтересованными лицами не представлены.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц отклонил доводы апелляционной жалобы, пояснив, что взыскание денежных средств происходит путем направления исполнительного листа не в финансовый отдел, а непосредственно в администрацию. Поскольку исполнительные листы обществом были направлены в финансовый отдел, где находятся по сей день, администрация не обязана осуществлять платежи по исполнительным листам. Также указал, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить.
Как следует из материалов дела, 26.07.2005 Арбитражным судом Оренбургской области вынесено решение по делу N А47-2541/2005 о взыскании с Сельскохозяйственного муниципального унитарного предприятия "Сагарчин" (далее - СМУП "Сагарчин") в пользу закрытого акционерного общества "Чашкан" 270 630 рублей, в случае отсутствия денежных средств у СМУП "Сагарчин" взыскать с администрации Акбулакского района Оренбургской области (л.д. 18-20).
26.07.2005 Арбитражным судом Оренбургской области вынесено решение по делу N А47-2543/2005 о взыскании с Сельскохозяйственного муниципального унитарного предприятия "Карповка" (далее - СМУП "Карповка") в пользу закрытого акционерного общества "Чашкан" 350 054 рубля, в случае отсутствия денежных средств у СМУП "Карповка" взыскать с администрации Акбулакского района (л.д. 21-22).
Названные решения вступили в законную силу 25.08.2005, в связи с чем, 26.08.2005 закрытому акционерному обществу "Чашкан" выданы исполнительные листы N 121563 и N 121565 (л.д. 16-17).
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается и сторонами не оспаривается, что в ходе исполнительного производства в отношении СМУП "Сагарчин" имущество, на которое возможно обратить взыскание не обнаружено, в связи с чем, исполнительный документ возвращен в адрес ЗАО "Чашкан" без исполнения, в ходе исполнительного производства в отношении СМУП "Карповка" сумма долга была взыскана частично в размере 23 073 рубля 88 копеек, частично неисполненный исполнительный документ возвращен в адрес заявителя (л.д. 97-106).
30.05.2007 ЗАО "Чашкан" направило в адрес финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области исполнительный лист N 121563, выданный 26.08.2005 и исполнительный лист N 121565, выданный 26.08.2005, о взыскании сумм долга с администрации Акбулакского района Оренбургской области, являющейся согласно решений Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2541/2005 и делу N47-2543/2005 субсидиарным ответчиком.
В связи с тем, что исполнительные документы не были исполнены либо возвращены взыскателю без исполнения и у заявителя отсутствовала какая-либо информация о принятых финансовым отделом администрации Акбулакского района мерах по взысканию с должника (администрации Акбулакского района) денежных средств по указанным выше исполнительным документам, ЗАО "Чашкан" обратилось с в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку финансовый орган муниципального образования или главный распорядитель средств местного бюджета к участию в деле не привлекался, у заявителя отсутствуют правовые основания для обжалования бездействия финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области, кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взыскателем не принимались меры к исполнению судебного акта в установленном законом порядке, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для обжалования бездействия администрации Акбулакского района Оренбургской области.
Выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (действовавшего в спорный период, в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (с изменениями от 26.04.2007) установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Пункт 7 данной статьи относит к органам исполняющим судебные акты, в числе прочих, финансовые органы муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетный кодекс Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (пункт 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Исходя из анализа вышеуказанных норм и материалов дела, суд апелляционной инстанции считает, что финансовый отдел администрации Акбулакского района Оренбургской области является органом, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и, соответственно, органом, исполняющим судебные акты. Данный вывод подтверждается ответом на запрос суда Отделения по Акбулакскому району Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 27.08.2008 N 01-09/73 (л.д. 144, 147).
Согласно пункту 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит обжалованию бездействие финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области, выраженное в неисполнении (нарушении) требований, установленных статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, требования, установленные пунктом 2 статьи 242.1, пункта 4 статьи 242.2, пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации ЗАО "Чашкан" выполнены, исполнительные документы с соответствующими документами направлены в финансовый отдел администрации Акбулакского района Оренбургской области, как орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (администрации), и орган, исполняющий судебные акты. Данное обстоятельство подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д. 107) и пояснениями представителя заинтересованных лиц (л.д. 114 (оборот) л.д. 155 (оборот)), согласно которым факт получения 01.06.2007 финансовым отделом администрации исполнительных листов не оспаривается.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что обществом не предпринимались действия по предъявлению исполнительных листов.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения финансовым отделом администрации Акбулакского района Оренбургской области требований, установленных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно имеющимся в материалах дела пояснениям финансового отдела и администрации, финансовым отделом не предпринимались действия по выполнению предписанных законодательством обязанностей по исполнению исполнительных документов (л.д. 114-115, л.д. 155-156).
Довод администрации о том, что взыскание денежных средств с администрации происходит путем направления исполнительного листа напрямую в администрацию, подлежит отклонению как противоречащий требованиям пункта 4 статьи 242.2 и пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым исполнительные листы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования как главному распорядителю средств местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие финансового отдела администрации является незаконным и нарушает права и интересы ЗАО "Чашкан".
Принимая во внимание то, что на финансовый отдел администрации согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства администрации Акбулакского района Оренбургской области, его действия (бездействие) правомерно оспорены обществом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку неисполнение администрацией как должником по исполнительному производству исполнительных листов не может быть оспорено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции в удовлетворении требований заявителя в отношении администрации отказано правомерно.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии пропуска срока на подачу заявления в соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует признать обоснованным.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации или гражданам стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается заинтересованными лицами, исполнительные листы получены финансовым отделом администрации 01.06.2007, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением 21.09.2007 (л.д. 5). Пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен трехмесячный срок для исполнения судебных актов, исчисляемый со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Следовательно, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд начинает течь по истечении срока исполнения судебных актов, установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, заявление подано обществом в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что при таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует изменить в части требований в отношении финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области, в части отказа в удовлетворении требований заявителя в отношении администрации - оставить без изменения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 декабря 2007 г. по делу N А47-8241/2007 изменить.
Требования заявителя удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области, выразившееся в неосуществлении действий по исполнению решения Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2005 по делу N А47-2541/2005-10гк и решения Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2005 по делу N А47-2543/2005-10гк, как несоответствующее нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязать финансовый отдел администрации Акбулакского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Чашкан" путем совершения действий по исполнению судебных актов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Взыскать с финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области в пользу закрытого акционерного общества "Чашкан" в возмещение расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8241/2007
Истец: ЗАО "Чашкан"
Ответчик: Финансовый отдел Администрации Акбулакского района Оренбургской области, Администрация Акбулакского района Оренбургской области
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-688/2008