г. Челябинск
01 апреля 2008 г. |
N 18АП-1240/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о понуждении к принятию объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, при участии: от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан - Сохацкого Т.Р. (доверенность N 0141 от 17 января 2008 г.), ФГУ "Стерлитамакская воспитательная колония" Главного управления федеральной системы исполнения наказаний по Республике Башкортостан - Сохацкого Т.Р. (доверенность N 3/56/15-758 от 14 марта 2008 г.),
УС Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (далее по тексту - управление, ТУ ФАУФИ по РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрация, ответчик) с иском об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, поселок Мебельный:
1) жилые дома (за исключением приватизированных квартир),
- ул. Школьная, N 1, 3, 5, 8, 10;
- ул. Подгорная, N 1, 7, 9, 11;
- ул. Мира, N 16, 26-а, 30, 32, 33, 35, 37, 39
- ул. Центральная, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
2) общежитие по ул. Подгорная, д. 5;
3) здание клуба по ул. Мира, 26;
4) здание магазина "Агидель" по ул. Мира, 22;
5) здание детского сада "Звездочка" по ул. Центральная, 2а;
6) здание музыкальной школы по ул. Подгорная, 3;
7) здание бани по ул. Мира, 41/1;
8) артезианские скважины N 1 и N 2, инв, NN 100020, 100021
9) трансформаторную подстанцию ТП-10, инв. N 100001
10) инженерные коммуникации:
- сети электроснабжения воздушные, протяженностью 18 000 м, инв. N 85;
- сети электроснабжения кабельные, протяженностью 5 500 м, инв. N 85;
- сети водоснабжения, протяженностью 4 700 м, инв. N 239;
- сети теплоснабжения, протяженностью 2 680 м., инв. N 238;
- сети канализации, протяженностью 3 200 м, инв. N 237.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 января 2008 г. в удовлетворении исковых требований управлению отказано.
Мотивируя вынесенное решение, арбитражный суд первой инстанции указал, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного, по его мнению, права. По мнению суда первой инстанции, в рассматриваемом случае отсутствует гражданско-правовой спор, а имеется спор, возникающий из административно-правовых отношений, так как спорные отношения являются публично-правовыми властными отношениями.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2008 г. решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 января 2008 г. по настоящему делу отменено, дело назначено к рассмотрению по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В обоснование заявленных требований ТУ ФАУФИ по РБ указано, что спорные объекты относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и приложения N 3 к данному Постановлению; обязанность по принятию указанных объектов в муниципальную собственность определена императивно. Кроме того, в соответствии с решением Президиума Стерлитамакского районного совета Республики Башкортостан от 30 августа 2003 г. N 58-97, согласованного с ГУИН Минюста России по РБ, Стерлитамакской воспитательной колонией, Главой администрации Стерлитамакского района, и утвержденного Правительством Республики Башкортостан и Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан спорные объекты подлежат передаче в муниципальную собственность.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суд не известил.
Суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя ответчика в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев требования заявителя, оценив представленные и имеющиеся в деле доказательства Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное имущество находится в оперативном управлении ФГУ "Стерлитамакская воспитательная колония" ГУ ФСИН по РБ, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 27 июля 2007 г. N 2570.
Распоряжением от 07 апреля 2006 г. N 753-р/ДСП "О безвозмездной передаче объектов ФСИН России из федеральной собственности в муниципальную собственность Стерлитамакского района Республики Башкортостан" (л.д. 28-30) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом на основании Решения Президиума Стерлитамакского районного Совета от 30 августа 2003 г. N 58-97 распорядилось:
- изъять из оперативного управления ФГУ "Стерлитамакская воспитательная колония" ГУ ФСИН по РБ относящиеся к федеральной собственности объекты, расположенные в Стерлитамакском районе РБ (согласно приложения),
- утвердить Перечень передаваемых в муниципальную собственность Стерлитамакского района РБ относящихся к федеральной собственности объектов, указанных в приложении,
- передать указанные объекты в муниципальную собственность Стерлитамакского района РБ.
Также, указанным распоряжением было установлено, что Администрация Стерлитамакского района РБ обязана представить в ТУ ФАУФИ по РБ подписанный передаточный акт в течение четырех недель с момента издания настоящего распоряжения; в случае, если указанный передаточный акт в установленный срок Администрацией не подписан, ТУ ФАУФИ по РБ утверждает передаточный акт в одностороннем порядке.
Как следует из утверждений истца и не оспаривается ответчиком, передаточный акт в указанные сроки ответчиком подписан не был.
Во исполнение указанного распоряжения 20 апреля 2006 г. руководителем ТУ ФАУФИ по РБ передаточный акт с приложением - перечнем передаваемого имущества был утвержден в одностороннем порядке, о чем истец сообщил ответчику письмом N 3/2503 от 20 июня 2007 г. (л.д. 35).
В ответ письмом N 03-08/593 от 11 июля 2007 г. ответчик сообщил об отказе в подписании передаточного акта со следующим причинам:
- предлагаемые к передаче объекты в установленном порядке не зарегистрированы и не внесены в ЕГРП;
- объекты находятся в технически неисправном состоянии;
- отсутствует техническая документация на предлагаемые к передаче объекты;
- в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к полномочиям муниципального района не относится содержание, эксплуатация и обслуживание жилищного фонда, - данные полномочия распространяются и находятся в ведении сельских поселений (л.д. 36).
Отказ Администрации МР Стерлитамакский район РБ послужил основанием для обращения истца с настоящим иском. Истец просит обязать ответчика принять в муниципальную собственность объекты, перечисленные в исковом заявлении.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, истец по настоящему спору воспользовался допустимым способом защиты нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов.
При этом суд апелляционной инстанции не находит основания для отказа в удовлетворении исковых требований управления.
Так, в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в статье 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом в указанном пункте установлено, что в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
По мнению суда апелляционной инстанции, спорный объект по своему функциональному назначению не относится к объектам, которые на основании вышеуказанного могут находиться в федеральной собственности.
Указанной частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ урегулирован порядок передачи имущества.
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Таким образом, порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность включает в себя следующие элементы: наличие предложения о передаче имущества, решения соответствующего органа о передаче имущества, включенного в эти предложения, составление передаточного акта.
На основании пункта 5.10 Положения "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Из материалов дела следует, что изложенный выше порядок истцом соблюден.
Как отмечено выше, орган местного самоуправления в Решении Президиума Стерлитамакского районного Совета от 30 августа 2003 г. N 58-97 выразил волеизъявление на принятие объекта в муниципальную собственность.
Выраженное в дальнейшем несогласие администрации принять в муниципальную собственность спорный объект связано с выполнением органом государственной власти, передающим недвижимое имущество определенных условий.
Однако, изложенные выше нормы закона не содержат какие-либо предварительные условия, которые должен выполнить орган государственной власти, осуществляющий передачу имущества из федеральной в муниципальную собственность.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что спорные жилые дома подлежат передаче в муниципальную собственность как самостоятельные объекты недвижимого имущества, с учетом того, что приватизированные ранее квартиры в данных жилых домах (в случае наличия таковых) являются собственностью приватизировавших их физических лиц.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб. по исковому заявлению и по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб., уплаченная платежными поручениями.
Руководствуясь статьями 168, 170, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан принять в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, поселок Мебельный:
2) жилые дома (за исключением приватизированных квартир),
- ул. Школьная, N 1, 3, 5, 8, 10;
- ул. Подгорная, N 1, 7, 9, 11;
- ул. Мира, N 16, 26-а, 30, 32, 33, 35, 37, 39
- ул. Центральная, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.;
2) общежитие по ул. Подгорная, д. 5;
3) здание клуба по ул. Мира, 26;
4) здание магазина "Агидель" по ул. Мира, 22;
5) здание детского сада "Звездочка" по ул. Центральная, 2а;
6) здание музыкальной школы по ул. Подгорная, 3;
7) здание бани по ул. Мира, 41/1;
8) артезианские скважины N 1 и N 2, инв, NN 100020, 100021
9) трансформаторную подстанцию ТП-10, инв. N 100001
10) инженерные коммуникации:
- сети электроснабжения воздушные, протяженностью 18 000 м, инв. N 85;
- сети электроснабжения кабельные, протяженностью 5 500 м, инв. N 85;
- сети водоснабжения, протяженностью 4 700 м, инв. N 239;
- сети теплоснабжения, протяженностью 2680 м., инв. N 238;
- сети канализации, протяженностью 3 200 м, инв. N 237.
Взыскать с администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан государственную пошлину по исковому заявлению в размере 2 000 руб., а также по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11218/2007
Истец: ТУ ФАУФИ по РБ
Ответчик: Администрация ГО г. Стерлитамак
Третье лицо: ФГУ "Стерлитамакская воспитательная колония" ГУФСИН по РБ
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1240/2008