г. Челябинск
14 апреля 2008 г. |
N 18АП-1874/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябгипромез" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2008 по делу N А76-28671/2006 (судья Гусев А.Г.), при участии: от открытого акционерного общества "Челябгипромез" - Растегняевой Ю.Л. (доверенность от N 10-316 от 18.005.2007), от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области - Хабаровой О.И. (доверенность N 04 от 09.01.2008), от Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области - Ординой Т.П. (доверенность N 06/08 от 01.02.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Челябгипромез" (далее - истец, ОАО "Челябгипрозем") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - ТУ ФАУФИ по Челябинской области, ответчик) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области о признании недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151 582 000 кв.м. с кадастровым номером 74:02:00 00 000:0000 в части 11 294 кв.м и признании недействительной записи регистрации в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.12.2003 N 74-01/02-012/2003-0329.
До принятия решения по существу спора в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил заявленные требования и отказался от требования к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, просил признать недействительным право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151582000 кв.м с кадастровым N 74:02:00 00 000:0000 в части 11 294 кв.м
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Администрация Аргаяшского района, Аргаяшский лесхоз, Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Главное управление лесами Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу от 10.04.2007 в иске отказано (л.д. 20-23, том 3).
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 решение по делу было оставлено без изменения (л.д. 53-55, том 3).
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2007 решение от 10.04.2007 и постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по данному делу отменены и дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 74-79 том 3).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.01.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда ОАО "Челябгипромез" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает решение незаконным в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Челябгипромез" указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что спорный участок является лесным и отнесен к лесному фонду, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Полагает, что из представленных документов следует, что земельный участок ранее был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Суд не учел, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, доказательством чего является выписка из государственного земельного кадастра N 02/02-1-1168 от 28.09.2005. Суд ошибочно пришел к выводу о правомерности регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда и отсутствии доказательств нарушения порядка при государственной регистрации. Представленные при регистрации участка лесного фонда документы не являются кадастровым планом земельного участка или планом участка лесного фонда или документом, содержащим описание объекта. Следовательно, представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства, что в силу ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" служит основанием для отказа в государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц - Администрации Аргаяшского района, Аргаяшского лесхоза, Министерства промышленности и природных ресурсов по Челябинской области, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Главного управление лесами Челябинской области, не явились.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель ОАО "Челябгипромез" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда отменить и удовлетворить требования.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным. Просил оставить решение без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица (Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области) по доводам апелляционной жалобы возражал, считает, что истец не доказал обстоятельства, указанные им в качестве оснований требования (ст. 65 АПК РФ).
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Челябинского областного совета народных депутатов от 30.10.1986 N 482 "Об отводе земельного участка под базу отдыха институту "Челябгипромез" изъят земельный участок площадью 1,8 га из земель объединения "Челябагропромстрой" и отведен в постоянное пользование институту "Челябгипромез" под расширение базы отдыха на озере Увильды (л.д. 135, 143, том 2).
На основании указанного исполнительным комитетом Аргаяшского районного (городского) Совета народных депутатов 19.11.1986 Челябинскому Гипромезу выдан государственный акт на право пользования землей A-I N 142688, закрепляющий в бессрочное и бесплатное пользование 1,8 гектаров земель в границах согласно плану землепользования для размещения базы отдыха (л.д. 136-140, том 2).
Открытому акционерному обществу "Челябгипромез" Администрацией Аргаяшского района решением от 03.02.1993 N 54 выдан государственный акт N ЧЛО-02-080 на право бессрочного (постоянного) пользования этим же земельным участком с указанием наименования "из других земель" для размещения базы отдыха (л.д. 23-26, том 1).
Позже истцом выполнены мероприятия по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка. Согласно постановлению Главы Аргаяшского муниципального района N 902 от 20.10.2005 утвержден проект границ земельного участка базы отдыха "Уралочка" открытого акционерного общества "Челябгипромез" общей площадью 18896 кв.м, с кадастровым номером 74:021948:001:001, расположенный: Челябинская область, Аргаяшский район, юго-западная часть озера Увильды. Согласно выписке из государственного земельного кадастра N 02/02-1-1168 от 28.09.2005 зарегистрированный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий (л.д.28-37, том 1).
Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (Аргаяшский отдел) 22.03.2006 истцу было отказано в государственной регистрации договора аренды N 462 от 20.10.2005 указанного земельного участка общей площадью 18896 кв.м., с кадастровым номером 74:021948:001:001 по причине отношения части данного земельного участка площадью 11 294 кв.м. к участкам лесного фонда, расположенного в квартале 110 Кузнецкого лесничества Аргаяшского лесхоза и регистрации права собственности Российской Федерации.
Установлено, что 31.12.2003 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151 571 200 кв. м (леса первой группы - противоэрозийные), по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, Кузнецкое лесничество Аргаяшского лесхоза, кварталы с 1-128, что подтверждено свидетельством серия 74-АИ N 004758 (л.д. 17, том 1) с изменениями, внесенными согласно свидетельству 74-АБ 399584 от 13.06.2006 и зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда площадью 151582000 кв.м. (л.д.22, 25-26, том 2).
Основанием государственной регистрации указана статья 19 Лесного кодекса РФ (1997 г.), согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2007 N 01/125/2007-489 зарегистрирован за Российской Федерацией участок лесного фонда с кадастровым номером 74:02:00 00 000:000, площадью 151582000 кв.м., расположенный: Челябинская область, Кузнецкое лесничество Аргаяшского лесхоза, кварталы с 1-28 (л.д. 68, том 2).
ОАО "Челябгипрозем" считая, что вследствие проведенной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 74:02:00 00 000:000, площадью 151582000 кв.м, было нарушено его право пользования земельным участком в части 11 294 кв. м., обратился в суд с заявлением о признании недействительным права собственности Российской Федерации на указанный участок.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что истец не доказал факт вхождения спорной части земельного участка площадью 11 294 кв.м. в состав участка лесного фонда, зарегистрированного за Российской Федерацией; не доказал факт отнесения указанной части земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения и факт перевода в установленном порядке данной части участка из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий. Суд пришел к выводу о недоказанности нарушения прав истца, а также об отсутствии нарушений закона при осуществлении государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда.
Вывод суда первой инстанции является верным.
В соответствии со ст. 43 "Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" (1968г.) землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также непокрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Государственные лесохозяйственные предприятия, организации и учреждения по решению исполнительных комитетов районных или городских Советов депутатов трудящихся предоставляют не используемые для нужд лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности сельскохозяйственные угодья из имеющихся в их пользовании земель государственного лесного фонда колхозам, совхозам, другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам во временное пользование для сельскохозяйственных целей, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
Согласно действующих в спорный период Основ лесного законодательства (п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 5) распоряжение землями лесного фонда подлежало осуществлению Российской Федерацией совместно с субъектом Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. лесной фонд находится в федеральной собственности.
Из представленных в материалы дела документов: пояснительной записки ОГУ "Аргаяшский лесхоз" Главного управления лесами Челябинской области от 23.03,2007 N 146 (л.д. 78 т.2), мнения от 04.02.2008 N43 (л.д. 143 т.3), мнения Главного управления лесами Челябинской области (л.д. 79-80 т.2, 136-137 т.3), решения исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся 27.05.1969 N257-16 (л.д.128 т.2), решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 30.10.1986 N482 (л.д. 135 т.2), постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 20.10.2005 N 902 (л.д. 141 т.2), спорный земельный участок, находящийся в составе лесов совхоза "Кузнецкий", на момент его изъятия у совхоза и предоставления Челябинскому государственному институту "Челябгипромез" входил в состав государственного лесного фонда Аргаяшского межхозяйственного лесхоза, впоследствии был передан Аргаяшскому лесхозу и, следовательно, в настоящее время относится к федеральной собственности.
Кроме того, на основании пояснений данных ОГУ "Аргаяшский лесхоз" Главного управления лесами Челябинской области от 23.03.2007 N 146, судом установлено, что в площадь участков лесного фонда Кузнецкого лесничества (151571200 кв.м с кадастровым номером 74:02:00 00 000:0000) участок лесного фонда площадью 1,1294 га, на котором расположена база отдыха "Уралочка", не входит (л.д 78, том 2). В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного истец суду не представил.
На основании указанного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушения прав истца.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что судом неправильно отнесен спорный участок к категории земель лесного фонда, а не к землям особо охраняемых территорий, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно Инструкции о проведении государственного учета лесов утвержденной Приказом Гослесхоза СССР от 19.10.1982 N 148 и действующей в период предоставления земельного участка в пользование истцу, основаниями для внесения изменений в книги государственного учета лесов об изъятии земель из государственного лесного фонда являются соответствующие решения компетентных органов в соответствии с земельными кодексами союзных республик, а также оформленные в установленном порядке акты приемки или передачи земель.
Согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец не представил суду доказательства перевода в установленном законодательством порядке участка лесного фонда, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, юго-западная часть озер; Увильды, площадью 11294 кв.м., из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий.
Также отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок, ввиду его вхождения в число земельных участков, выделенных на основании решения исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся от 27.05.2005 1969 N 257-16 и решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 27.05.1986 N 244-7, ранее был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод об ошибочности данного предположения, так как отсутствие леса на земельном участке или наличие пастбищ не свидетельствуют об отнесении участка к той или иной категории, поскольку указывает на фактическое использование земельного участка. Кроме того, как указано выше, решением Администрации Аргаяшского района от 03.02.1993 N 54 истцу выдан государственный акт N ЧЛО-02-080 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с указанием наименования "из других земель" (л.д. 23-26, том 1).
Доводы истца о нарушении регистрирующим органом норм действующего законодательства при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 151582 000 кв.м., в связи с непредоставлением заявителем кадастрового плана земельного участка, обоснованно не приняты судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 17.06.1997 N 122-ФЗ, регистрирующий орган при проведении государственной регистрации должен руководствоваться федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В период государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда действовала Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденная приказом Министерства юстиции 23 января 2002 г. N 18.
Пунктом 8 указанной инструкции установлено, что на государственную регистрацию права Российской Федерации уполномоченным лицом (органом, организацией) представляются в числе иных документов подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документа, содержащего описание участка лесного фонда, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Таким образом, указанной инструкцией не установлена обязанность заявителя представлять кадастровый план земельного участка.
При этом следует учитывать действующее ранее положение ст. 9 Лесного кодекса РФ (1997 г.), в соответствии с которой границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Представленная суду карта-схема Аргаяшского лесхоза Челябинской области (лесоустройство 1998 г.) соответствует указанному требованию Инструкции.
При указанных обстоятельствам у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации согласно ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии нарушения прав ОАО "Челябгипромез" государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 151582000 кв.м с кадастровым номером 74:02:00 00 000:0000, об отсутствии нарушений законодательства при этом и отказал истцу в удовлетворении требования о признании недействительным права собственности Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены на ответчика в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2008 по делу N А76-28671/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябгипромез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28671/2006
Истец: открытое акционерное общество "Челябигипромез"
Ответчик: ТУ ФА по управлению Федеральным имуществом по Челябинской области
Третье лицо: Федеральная регистрационная служба по Челябинской области, ФГУ Земельная кадастровая палата по Челябинской области (Аргаяшский отдел), ФГУ Аргаяшский лесхоз, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской обл., Администрация Аргаяшского района, агентство лесного хозяйства по Челябинской области