г. Челябинск |
|
"15" апреля 2008 г. |
Дело N А76-26704/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат питания Малахит" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2008 года по делу N А76-26704/2007 (судья Т.Н. Васильева), при участии:
от заявителя ООО "Комбинат питания "Малахит" - Коптелова А.В. (доверенность N 8 от 03.03.2008, паспорт), от заинтересованного лица ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска - Геворгян А.А. (доверенность 05-02/4444 от 06.02.2008, удостоверение УР N 193579 от 14.09.2005), от третьего лица ОАО "Уральский торговый дом "Логика" - Черновой Ю.С. (доверенность N3 от 09.01.2008, паспорт), третьего лица - Коптелова А.В. (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат питания "Малахит" (далее - заявитель, ООО "Комбинат питания "Малахит", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска (далее -заинтересованное лицо, ИФНС РФ по Центральному району г.Челябинска, инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными:
- решения от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх. N 5437а от 02.11.2007,
- решения от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх. N 5438а от 02.11.2007,
- решения от 22.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх. N 5727а от 16.11.2007,
- решения от 06.12.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх. N 6034а от 30.11.2007,
а также о возложении на инспекцию обязанности произвести государственную регистрацию на основании названных заявлений ООО "Комбинат питания "Малахит", взыскании с инспекции расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей и расходов на оплату государственной пошлины в сумме 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области 20.02.2008 года по настоящему делу в удовлетворении требований обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям.
Учредительные документы общества и сведения из Единого государственного реестра являются единственными документами, определяющими, в том числе, для третьих лиц состав высшего органа управления общества с ограниченной ответственностью - общего собрания участников и, соответственно, лиц, имеющих право на принятие решений, по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе по вопросам возникновения, изменения и прекращения обязательств с третьими лицами.
Изменения в учредительные документы общества, в том числе изменения учредительных документов в части состава участников, вносятся по решению его участников, подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации.
При принятии общим собранием участников общества решений с участием приобретателей доли по вопросам, направленным на возникновение, изменения прекращении обязательств общества в отношениях с третьими лицами, до момента государственной регистрации соответствующих изменений учредительных документов и внесения записи в Единый государственный реестр (далее - ЕГРЮЛ), касающихся сведений о приобретателе доли в уставном капитале, такое решение может затруднить взаимоотношения с третьими лицами, поскольку потребует от общества предоставления указанным третьим лицам дополнительных доказательств правомерности принятия решения общим собранием участников общества с участием приобретателя доли. Это затрудняет взаимоотношение общества с третьими лицами и тем самым нарушает экономические интересы не только такого приобретателя доли, но и самого общества.
Оспариваемыми решениями нарушено право на достоверность сведений, их единство и сопоставимость как в учредительных документах заявителя, так и в Едином государственном реестре юридических лиц.
В обжалуемом решении Арбитражного суда отсутствуют выводы о нарушении либо не нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражным судом не дана правовая оценка доводам заявителя о нарушении его прав на достоверность сведений о заявителе, их единство и сопоставимость с Единым государственным реестром юридических лиц. Это свидетельствует о неполном исследовании судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Арбитражный суда неправильно истолковал закона.
На общем собрании участников ООО "Комбинат питания "Малахит" состоявшихся 30.10.2007 и 15.11.2007 присутствовали участники общества владельцы 97,78% и 98,24% долей общества соответственно. На повестке дня обоих собраний были поставлены вопросы о внесении изменений в устав общества и в учредительный договор. Однако в результате голосования, поскольку решение об изменении учредительного договора принимается всеми участниками общества единогласно, а единогласия в данной части не достигнуто, то изменение в учредительный договор ООО "Комбинат питания "Малахит" принято не было, о чем в протоколах общих собраний участников общества, сделана соответствующая запись.
Отсутствие необходимого кворума участников общества для внесения изменений в учредительный договор не может свидетельствовать об отсутствии волеизъявления участников общества на внесение соответствующих изменений.
Суд, сделав вывод о нарушении установленного порядка принятия решения о внесении изменений в учредительный договор, нарушил нормы процессуального права, поскольку, вопрос о правомерности действий участников общества не был предметом обсуждения в суде, суд фактически принял решение о правах лиц, не привлекая их к участию в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание третье лицо Знаменская Е.А. не явилась.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии Знаменской Е.А.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя заявителя, заинтересованного лица, третьих лиц, находит основания для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Комбинат питания "Малахит" зарегистрировано Администрацией Центрального района г. Челябинск 29 мая 1995 г., регистрационный номер юридического лица до 01.07.2002 - N ЧЛ 4372, ОГРН после 01.02.2002 - 1027403873694 (л.д. 45 том 1).
02.11.2007 ООО "Комбинат питания "Малахит" представило в ИФНС России по Центральному району г.Челябинска заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по форме N Р13001, вх.N 5437а), решение о внесении изменений в учредительные документы (выписка из протокола N2/2007 внеочередного общего собрания участников ООО "Комбинат питания "Малахит" от 30.10.2007), изменения к уставу ООО "Комбинат питания "Малахит" N4, документ об уплате госпошлины в сумме 400 руб. (л.д. 82-88 том 1).
09.11.2007 ИФНС России по Центральному району г.Челябинска вынесено Решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх.N 5437а (л.д. 7 том 2).
В качестве основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит" на основании заявления вх.N 5437а инспекция указала на отсутствие в пакете документов изменений, вносимых в учредительный договор ООО "Комбинат питания "Малахит", который является учредительным документом общества, то есть непредставление определенных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее -Закон N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 81 том 1).
02.11.2007 ООО "Комбинат питания "Малахит" представило в ИФНС России по Центральному району г.Челябинска заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме N Р 14001, вх.N 5438а), с приложением Листов Д об изменениях в сведениях об участниках юридического лица - физических лицах (л.д. 90-95 том 1). Общество вносило следующие изменения в ЕГРЮЛ: исключение из состава участников Знаменской Е.А. и включение в состав участников Коптелова А.В. с долей в уставном капитале в размере 1048.31, составляющей 0,456%.
09.11.2007 ИФНС России по Центральному району г.Челябинска вынесено решение об отказе во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявления вх.N 5438а (л.д. 89 том 1).
В качестве основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", инспекция указала на противоречия в ЕГРЮЛ, уставе общества и в поданном заявлении по форме N Р14001, свидетельствующие о недостоверности сведений в заявлении, в связи с чем, регистрирующий орган посчитал заявление не представленным, как непредставление определенных статьей 17 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Регистрирующий орган указал о том, что согласно ЕГРЮЛ сведений об учредителе Знаменской Е.А. не содержится (л.д. 89 том 1).
16.11.2007 ООО "Комбинат питания "Малахит" представило в ИФНС России по Центральному району г.Челябинска заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по форме N Р 13001, вх.N 5727а), решение о внесении изменений в учредительные документы (выписка из протокола N3/2007 внеочередного общего собрания участников ООО "Комбинат питания "Малахит" от 15.11.2007), изменения к уставу ООО "Комбинат питания "Малахит" N5, документ об уплате государственной пошлины в сумме 400 руб. (л.д. 98-118 том 1).
22.11.2007 ИФНС России по Центральному району г.Челябинска вынесено решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявления вх.N 5727а (л.д. 97 том 1).
В качеств е основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявления вх.N 5727а, инспекция указала на отсутствие в пакете документов изменений, вносимых в учредительный договор ООО "Комбинат питания "Малахит", который является учредительным документом общества, то есть непредставление определенных статьей 17 Закона N 129-ФЗ, необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 97 том 1).
30.11.2007 ООО "Комбинат питания "Малахит" представило в ИФНС России по Центральному району г.Челябинска заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме N Р 14001, вх.N 034а), с приложением Листа Г - об изменениях в сведениях об участниках юридического лица - юридических лицах, Листа Д - об изменениях в сведениях об участниках юридического лица - физических лицах (л.д. 121-126 том 1).
06.12.2007 ИФНС России по Центральному району г.Челябинска вынесено решение об отказе во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявления вх.N 6034а (л.д. 120 том 1).
Основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит" инспекция указывает на то, что согласно представленному заявлению по форме N Р 14001 изменения вносятся в сведения об участниках юридического лица, которые отражены в учредительных документах, в связи с чем, регистрирующий орган указал на необходимость представления одновременно двух заявлений - заявления по форме N Р 14001 и заявления по форме N Р 13001 с пакетом документов, предусмотренным Законом N 129-ФЗ. Решение об отказе в государственной регистрации вынесено на основании непредставления определенных статьей 23 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 120 том 1).
Считая, что названые решения об отказе в государственной регистрации произведены регистрирующим органом неправомерно, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из не представления обществом доказательств того, что оспариваемыми решениями нарушены права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда являются ошибочными, не соответствуют материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.
Согласно статье 12 Закона N 14-ФЗ учредительными документами общества являются учредительный договор и устав общества.
Учредительным договором, в том числе, определяются состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.
Устав общества должен содержать, в том числе, сведения о размере уставного капитала общества; сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона N 14-ФЗ для регистрации общества.
В силу статьи 13 Закона N 14-ФЗ общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма N Р 13001); решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. При этом, в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма NР 14001). В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, инспекция произвела отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы - в устав ООО "Комбинат питания "Малахит" по основаниям, изложенным в Решениях ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 09.11.2007 (на заявление вх.N 5437а от 02.11.2007) и от 22.11.2007 (на заявление вх.N 5727а от 16.11.2007), неправомерно.
Материалы дела также свидетельствуют о том, что общество исполнило требования пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ представив в регистрирующий орган необходимые пакеты документов: заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по форме N Р13001, вх.N 5437а и вх.N5727а), заполненное надлежащим образом, решения о внесении изменений в учредительные документы (выписки из протоколов N2/2007, N3/2007 внеочередных общих собраний участников ООО "Комбинат питания "Малахит" от 30.10.2007, 15.11.2007), изменений к уставу ООО "Комбинат питания "Малахит" N4, N5, документы об уплате государственной пошлины в сумме 400 руб. (л.д. 82-88, 98-118 том 1).
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью в связи с принятием в общество третьих лиц, в орган государственной регистрации представляются, в частности, решение о времени изменений в учредительные документы и изменения в учредительные документы (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ). Такими изменениями могут являться изменения в устав или новая редакция устава общества.
Соответствующее решение может быть отражено в протоколе общего собрания участников общества, подписанном председательствующим и секретарем. Закон не требует обязательного оформления текста изменений учредительных документов в виде измененного текста учредительного договора, подписанного всеми учредителями. В связи с этим, протокол общего собрания, подписанный председательствующим и секретарем, а также текст изменений в учредительные документы, утвержденный указанным протоколом, могут считаться надлежащими доказательствами волеизъявления участников общества на внесение изменений в учредительные документы.
Вывод суда первой инстанции о том, что общество не обязано представлять в регистрирующий орган вместе с изменениями в устав изменения, вносимые в учредительный документ, или новую редакцию учредительного договора, соответственно регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по причине непредставления одновременно с изменениями в устав общества изменений в учредительный договор, свляется обоснованным.
Вместе с тем недостаточно обоснованы доводы суда о том, что не установлено нарушения прав заявителя при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документа ООО "Комбинат питания "Малахит". Материалы дела не содержат доказательств не исполнения заявителем требований пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ в части порядка принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Нормой статьи 11 Закона N 14-ФЗ закреплено положение о том, что учредительными документами обществ с ограниченной ответственностью являются одновременно устав и учредительный договор.
Из статьи 12 Закона N 14-ФЗ следует, что изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
В деле имеются выписки из протоколов N 2/2007, N 3/2007 внеочередных общих собраний участников ООО "Комбинат питания "Малахит" от 30.10.2007, 15.11.2007, где указанны изменения в устав общества в части изменения состава участников общества (исключение из состава участников Знаменской Е.А., ОАО "Уральский торговый дом "Логика") и уступка доли в обществе новому участнику (Коптелову А.В.). Однако данные документы не свидетельствуют об отсутствии волеизъявления участников общества на внесение изменений в учредительный договор (л.д. 87, 103 том 1).
Тем самым следует признать правомерным довод заявителя о том, что при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявлений вх.N 5437а и вх.N 5727а, были соблюдены требования Закона N 129- ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что инспекция произвела отказ во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявления вх.N 5438а, по основаниям, изложенным в Решении ИФНС России по Центральному району г. Челябинска I от 09.11.2007 (на заявление вх.N 5438а от 02.11.2007), неправомерно.
Правомерно отклонен довод инспекции о том, что поданное обществом заявление по форме N 14001, содержащее изменения в ЕГРЮЛ о юридическом лице, а именно: исключение из состава участников Знаменской Е.А. и включение в состав участников Коптелова А.В. с долей в уставном капитале в размере 1048.31, составляющей 0,456%, содержит недостоверные сведения, поскольку в ЕГРЮЛ сведений об учредителе Знаменской Е.А. не содержится (л.д. 89 том 1).
Из положений пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ и Письма МНС России от 20.08.2004 N 09-1-04/3402 следует, что если изменения состава участников общества сопровождается внесением изменений в учредительные документы юридического лица, указанные изменения представляются путем подачи заявления по форме N Р 13001 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
20.07.2005 ИФНС России по Центральному району г. Челябинска была проведена государственная регистрация изменений N 3 к уставу ООО "Комбинат питания "Малахит" (устав в новой редакции) (ГРН 2057424579595), согласно которым Знаменская Е.А. была включена в состав учредителей (л.д. 15-29, 60-61 том 1, 130 том 2).
При таких обстоятельствах, поданное обществом заявление (вх. N 5438а от 02.11.2007) о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Комбинат питания "Малахит", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, недостоверных сведений не содержит.
Инспекция произвела отказ во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", на основании заявления вх.N 6034а, по основаниям, изложенным в Решении ИФНС России по Центральному району г.Челябинска от 06.12.2007 (на заявление вх.N 6034а от 30.11.2007), неправомерно, поскольку статьей 23 Закона N 129-ФЗ регламентирующей основания для отказа в государственной регистрации, указанного в решении основания не предусмотрено.
Доводы инспекции о том, что при вышеуказанном виде государственной регистрации, связанном с изменениями сведений об участниках юридического лица, отраженных в учредительных документах, общество должно представить в регистрирующий орган одновременно два заявления: заявление по форме N Р 14001 (для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице) и заявление по форме N Р 13001 с пакетом документов (для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы) также является необоснованным.
Из толкования пункта 2 статьи 12, абзаца 2 пункта 6 статьи 21 Закона N 14-ФЗ, пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ следует, что при состоявшейся уступке доли в уставном капитале общество может обратиться в регистрирующий орган как государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (заявление по форме N Р 13001), так и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу в части неправомерности действий регистрирующего органа, состоящих в вынесении Решения от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх.N 5437а от 02.11.2007, Решения от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх.N 5438а от 02.11.2007, Решения от 22.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх.N 5727а от 16.11.2007, Решения от 06.12.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания "Малахит" по заявлению вх.N 6034а от 30.11.2007.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемыми решениями инспекции прав общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, по мнению апелляционной инстанции, является ошибочным, поскольку опровергнут вышеперечисленными материалами дела.
Апелляционная инстанция исходит из того, что принятые общим собранием общества решения, касающиеся его прав и законных интересов, повлекли изменения в сведениях учредительных документов данного юридического лица ООО "Комбинат питания "Малахит", в том числе в результате этих решений поменялся состав его участников, произведена замена участника Знаменской Е.А. на участника Коптелова А.В. с долей в уставном капитале в размере 1048.31, или 0,456%.
Указанные изменения непосредственно связаны с фактом регистрации юридического лица - ООО "Комбинат питания "Малахит", что влечет для заявителя определенные правовые последствия (например, в виде изменения размера уставного капитала, состава органов управления, участников и т.п.), регистрация которых производится налоговым органом.
Поскольку в силу закона любые изменения в ЕГРЮЛ приобретают юридическую силу только с момента государственной регистрации, следует признать, что принятие решения об отказе в такой регистрации несомненно затрагивает и нарушает права, законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация направлена на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица, обеспечение полноты и достоверности сведений о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц, а также сопоставимости этих сведений с учредительными документами юридического лица. Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В силу ст. 12 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в учредительных документах общества указываются в том числе сведения о составе участников общества и размере их доли в уставном капитале общества. Аналогичные сведения в силу ст. 4 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Учредительные документы общества и сведения Единого государственного реестра являются документами, определяющими состав высшего органа управления общества с ограниченной ответственностью - общего собрания участников и лиц, имеющих право на принятие решений, по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе по вопросам возникновения, изменения и прекращения обязательств с третьими лицами.
Согласно п. 6 ст. 21 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке. К таким правам относится право на участие приобретателя доли в общем собрании участников.
Таким образом, при принятии общим собранием участников общества решений с участием приобретателей доли по вопросам, направленным на возникновение, изменения прекращении обязательств общества в отношениях с третьими лицами, до момента государственной регистрации соответствующих изменений учредительных документов и внесения записи в Единый государственный реестр, касающихся сведений о приобретателе доли в уставном капитале, такое решение может затруднить взаимоотношения с третьими лицами, поскольку потребует от общества предоставления указанным лицам дополнительных доказательств правомерности принятия решения общим собранием участников общества с участием приобретателя доли, соответственно влияет на экономические интересы общества.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
На инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска следует возложить обязанность произвести государственную регистрацию ООО "Комбинат питания Малахит" по заявлениям от 02.11.2007 N 5437а, от 02.11.2007 N 5438а, от 16.11.2007 N 5727а, от 30.11.2007 N 6034а.
По заявленным требованиям о возмещении судебных расходов, подлежит взысканию с инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска в пользу ООО "Комбинат питания Малахит" государственная пошлина по заявлению в размере 10000 рублей, а также судебные издержки в виде расходов на услуги представителя в разумных пределах в размере 3000 рублей, в остальной части требований о возмещении судебных издержек следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2008 года по делу N А76-2704/2007 изменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Комбинат питания Малахит" удовлетворить частично.
Отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания Малахит" по заявлению от 02.11.2007 N 5437а.
Отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания Малахит" по заявлению от 02.11.2007 N 5438а.
Отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска от 22.11.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания Малахит" по заявлению от 16.11.2007 N 5727а.
Отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска от 06.12.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Комбинат питания Малахит" по заявлению от 30.11.2007 N 6034а.
Возложить на инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска обязанность произвести государственную регистрацию ООО "Комбинат питания Малахит" по заявлениям от 02.11.2007 N 5437а, от 02.11.2007 N 5438а, от 16.11.2007 N 5727а, от 30.11.2007 N 6034а.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска в пользу ООО "Комбинат питания Малахит" государственную пошлину по заявлению в размере 10000 рублей, а также судебные издержки в виде расходов на услуги представителя в размере 3000 рублей, в остальной части требований о возмещении судебных издержек отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат питания Малахит" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению N 55 от 29.02.2008 в размере 4000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26704/2007
Истец: ОО "Комбинат питания "Малахит"
Ответчик: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Третье лицо: ОАО "Уральский торговый дом "Логика", Коптелов Антон Владимирович, Знменская Елена Анатольевна
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1679/2008