г. Челябинск
03 апреля 2008 г. |
N 18АП-1060/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Баканова В.В., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 января 2008 года по делу N А47-7882/2007 (судья Галиаскарова З.И), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Орское карьероуправление" - Холоповой И.С. - представителя (доверенность от 01.04.2008 N 38),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Орское карьероуправление" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Орское карьероуправление") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по г. Орску), выразившегося в невыполнении порядка списания реструктурированной кредиторской задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет в сумме 1.416.600 руб. по решению от 31.10.2001 N 20 и в сумме 10.086.200 руб. по решению от 29.10.2001 N 16, обязании налогового органа исполнить график списания реструктурированной задолженности, обязании Инспекции ФНС России по г. Орску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Орское карьероуправление" путем возврата 364.833 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль и процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 50.408 руб. 71 коп., и вынесения решения о списании дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 января 2008 года требования, заявленные ООО "Орское карьероуправление", удовлетворены.
С решением арбитражного суда первой инстанции не согласился налоговый орган, подав апелляционную жалобу на указанный судебный акт.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу от 13 февраля 2008 года (т. 2, л. д. 128) апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области была оставлена без движения.
По устранению заинтересованным лицом обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения (т. 2, л. д. 138 - 142), определением от 07.03.2008 (т. 2, л. д. 137) апелляционная жалоба налогового органа была принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ООО "Орское карьероуправление" в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что условия реструктуризации задолженности выполнены им в полном объеме, поскольку в период принятия налоговым органом решения о предоставлении предприятию права на реструктуризацию кредиторской задолженности, правоприменительная практика рассматривала дополнительные платежи, как компенсационные доплаты, аналогичные пеням за нарушение сроков уплаты налога, соответственно, график реструктуризации, ранее утвержденный налоговым органом, подлежит исполнению им, в полном объеме, в том числе, и в отношении списания дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Инспекция ФНС России по г. Орску Оренбургской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление, т. 2, л. д. 149); в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя налогоплательщика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей налогового органа.
Представителем ООО "Орское карьероуправление" дополнительно пояснено, что по состоянию на момент рассмотрения апелляционной жалобы, налоговым органом приняты решения о списании спорных сумм задолженности. Данный факт подтвержден налогоплательщиком путем представления в материалы дела соответствующих решений Инспекции ФНС России по г. Орску от 01.02.2008 N 1-Ф, от 01.02.2008 N 2-Ф, от 05.02.2008 N 3-Ф, справкой N 1 о суммах реструктурируемой задолженности по федеральным налогам по состоянию на 01.01.2008, справкой N 2 о суммах реструктурируемой задолженности по федеральным налогам по состоянию на 01.01.2008.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ООО "Орское карьероуправление", не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Орска были приняты решения о реструктуризации кредиторской задолженности в отношении ООО "Орское карьероуправление", а именно:
- решение от 29.10.2001 N 16 Ф (т. 1, л. д. 23), согласно которому подлежала реструктуризации сумма 11.469 тыс. руб., в том числе по налогам - 584 тыс. руб., по пеням и штрафам - 10.885 тыс. руб., с правом равномерной уплаты задолженности по налогам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам;
- решение от 31.10.2001 N 20 (т. 1, л. д. 20), согласно которому подлежали реструктуризации суммы: 299,3 тыс. руб. недоимки по плате за пользование недрами; 1.416,6 тыс. руб. по пеням и штрафам, - с правом равномерной уплаты задолженности по налогу в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам;
- решение от 30.09.2002 N 3 (т. 1, л. д. 27), которым были внесены изменения в решение от 29.10.2001 N 16, - в части реструктуризации кредиторской задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 10.451 руб.
Налоговым органом налогоплательщику 13.02.2003 было направлено письмо N 09-03-23/2218 (т. 1, л. д. 30, 31), которым до сведения ООО "Орское карьероуправление" заинтересованным лицом была доведена информация о том, что графики реструктуризации кредиторской задолженности подлежат корректировке по причине необоснованного включения сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль, в состав реструктурируемых сумм задолженности по пеням и штрафам. Налоговый орган сообщил налогоплательщику о необходимости представления им, скорректированных графиков погашения задолженности по пеням и штрафам.
Содержание указанного письма дословно воспроизведено налоговым органом в тексте апелляционной жалобы.
Налогоплательщик, выполняя указания налогового органа, представил скорректированные графики погашения задолженности (т. 1, л. д. 32 - 39).
Исполняя решения о реструктуризации кредиторской задолженности, ООО "Орское карьероуправление" направило в адрес Инспекции ФНС России по г. Орску письмо от 21.09.2005 N 1998/4 (т. 1, л. д. 40), которым сообщило о досрочном погашении задолженности по налогам, в связи с чем, просило о досрочном списании задолженности по пеням и штрафам.
Повторно, письмо аналогичного содержания было направлено налогоплательщиком в налоговый орган 19.07.2007 (исходящий номер 1607/02) (т. 1, л. д. 41).
Письмом Инспекции ФНС России по г. Орску от 14.08.2007 N 11-92/38354 (т. 1, л. д. 42, 43), в списании задолженности по пеням и штрафам налогоплательщику отказано.
Удовлетворяя заявленные ООО "Орское карьероуправление", требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа не имелось правовых оснований требовать от налогоплательщика корректировки графика погашения задолженности, в связи с чем, факт досрочного погашения реструктурируемой кредиторской задолженности, со стороны заявителя, наличествует, и соответственно, ООО "Орское карьероуправление" имело право на списание сумм задолженности по пеням и штрафам.
Выводы суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Такие платеж являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и в действительности, не могут быть, в связи с этим, отнесены к пеням либо штрафам, взимаемым с налогоплательщика, в связи с ненадлежащим исполнением им, требований законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002), реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
В период принятия налоговым органом решений о реструктуризации кредиторской задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу дополнительных платежей как компенсационные выплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Увеличение платежей в графике погашения задолженности существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, согласившегося на определенные условия ее погашения.
К тому же при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с пунктом 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на налогоплательщика дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Вышеперечисленное однозначно и непосредственно следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04.
Таким образом, правовых оснований для обязывания общества с ограниченной ответственностью "Орское карьероуправление", по корректировке графиков погашения реструктурированной задолженности, у налогового органа не имелось, соответственно, заявитель фактически не утратил права на исполнение решений о реструктуризации кредиторской задолженности по первоначально утвержденным графикам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16 января 2008 года по делу N А47-7882/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7882/2007
Истец: ОАО "Орское карьероуправление"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по г. Орску
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1060/2008