г. Челябинск
30 апреля 2008 г. |
N 18АП-2427/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 марта 2008 года по делу N А76-773/2008 (судья Забутырина Л.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" - Тимаковой И.В. (доверенность от 07.04.2008), Пешковой Т.В. (доверенность от 29.01.2008), от Управления миграционной службы по Челябинской области - Козловой Л.А. (доверенность N 8/6-1425 от 04.02.2008), Боровских Н.А. (доверенность N 8/6-3516 от 17.03.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (далее - заявитель, общество, ООО "Стройальянс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.01.2008 N 29, вынесенного Управлением Федеральной миграционной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган, миграционная служба, УФМС), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЮжУралСтройМонтаж" (далее - ООО "ЮжУралСтройМонтаж), открытое акционерное общество "Квартал" (далее - ОАО "Квартал", заказчик).
УФМС не согласилось с решением суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
По мнению миграционной службы, ООО "ЮжУралСтройМонтаж" в судебном заседании не признано заинтересованным лицом по делу. Следовательно, необоснован вывод суда первой инстанции о заинтересованности переводчика в исходе дела.
Судом неверно установлен субъект административного правонарушения. ООО "Стройальянс" допустило проживание иностранных граждан по их новому месту пребывания с 03.12.2007, являясь их новой стороной, без постановки их на миграционный учет.
Административным органом полно и объективно дана оценка процессуальным правам и законным интересам лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Квартал" в соответствии с распоряжением главы Копейского городского округа от 24 марта 2006 года N 419-р в аренду предоставлен земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: г. Копейск, западнее ул. 26 Партсъезда, что подтверждается соглашением об отступном с актом приема-передачи нежилого помещения от 21.04.2005, договором от 16.08.2006 N 1 купли-продажи недвижимого имущества с актом его приема-передачи и свидетельством о государственной регистрации права от 07.03.2007.
Между ОАО "Квартал" (далее - заказчик) и ООО "Стройальянс" (далее - генподрядчик) заключен договор подряда от 25.06.2006 N 27 на выполнение работ по строительству квартал жилых домов, расположенного по адресу: г. Копейск, западнее ул. 26 Партсъезда (т. 1 , л.д. 50-53).
ООО "Стройальянс" заключило договор подряда от 03.08.2007 N 48 с ООО "ЮжУралСтройМонтаж", который прекратил действие с 01.12.2007.
Обществом с ограниченной ответственностью "ЮжУралСтройМонтаж" для строительства жилого дома по адресу: г. Копейск, западнее ул. 26 Партсъезда, по командировочному удостоверению от 03.12.2007 N 18 направлены граждане республики КНР.
Управлением на основании распоряжения от 11 декабря 2007 года (т. 1, л.д. 54) проведена проверка режима пребывания и проживания иностранных граждан в Российской Федерации и законности привлечения и использования иностранной рабочей силы обществом с ограниченной ответственностью "Уралспецстрой" (далее - ООО "Уралспецстрой"), расположенного по адресу: г. Копейск, западнее ул. 26 Партсъезда.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Копейск, западнее ул. 26-го Партсъезда осуществляет трудовую деятельность ООО "Стройальянс". В период с 03.12.2007 обществом предоставлено помещение для проживания в одном из домов на строительной площадке гражданам республики КНР без постановки на миграционный учет по месту пребывания, где они фактически проживали до 11.12.2007.
В ходе проверки административным органом составлен рапорт, опрошены граждане РФ Пономарев Д.Н. - прораб ООО "Стройальянс", установлены личности и отобраны объяснения граждан республики КНР, проживающих на территории строящегося квартала, взяты объяснения у граждан республики Таджикистан: Курбонова А.М. - разнорабочего ООО "Уралспецстрой", Раджабекова А. - водителя ООО "Уралспецстрой".
В отношении ООО "Стройальянс" составлен протокол от 15.01.2008 N 29 об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Посчитав заявителя принимающей стороной иностранных граждан, УФМС пришло к убеждению, что общество не исполнило обязанности по уведомлению органа миграционного учета о прибытии названных лиц.
15 января 2008 года административным органом вынесено постановление N 29, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (т. 1, л.д. 6), что послужило основанием обществу для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции, установив факт нарушения миграционного законодательства, исходил из доказанности того, что принимающей стороной в соответствии с требованиями Закона N 109-ФЗ, статей 209 и 747 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) является работодатель.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствующими действующему законодательству и собранным по делу доказательствам.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как указано в примечании к данной статье Кодекса, в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Объективную сторону вменяемого административного правонарушения образует непредставление принимающей стороной в миграционную службу, его территориальный орган уведомления, предусмотренного миграционным законодательством Российской Федерации, о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания.
Согласно пунктам 4 и 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) - юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Следовательно, местом пребывания такого гражданина может являться либо его место проживания (нахождения) либо место работы.
В соответствии со статьей 20 Закона N 109-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В силу статьи 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых принимающей стороной непосредственно в такой орган либо путем направления этих уведомлений почтовым отправлением.
Неосуществление принимающей стороной действий по постановке на учет прибывшего иностранного гражданина являет собой неисполнение этой стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, образуя тем самым состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы являются несостоятельными в связи со следующим.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (ч. 3 ст. 2 ГК РФ).
Однако миграционное законодательство не относится к имущественным отношениям, в связи с чем, применение судом первой инстанции положений ГК РФ правомерно.
По смыслу миграционного законодательства в целях привлечения к установленной административной ответственности необходимо установить принимающую сторону, которой, в данном случае, на основании договора подряда от 02.07.2007 N 02/07-1 является именно ООО "ЮжУралСтройМонтаж", которое привлекло к строительным работам иностранных граждан при отсутствии постановки их на миграционный учет.
Сам по себе факт заключения договора подряда между ООО "ЮжУралСтройМонтаж" и ООО "Стройальянс" о производстве работ по строительству квартала жилых домов, где административным органом зафиксировано пребывание без регистрации иностранных граждан, безусловно, не является основанием для привлечения ООО "Стройальянс" к названной ответственности, с учетом требований статей 2.1, 2.2 КоАП РФ.
Из письма от 08.01.2008 N 113 ООО "ЮжУралСтройМонтаж" в адрес заявителя следует, что ООО "Стройальянс" само не привлекало к строительным работам иностранных граждан (т.2, л.д. 8).
Кроме того, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлены процессуальные нарушения, допущенные административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении. Составление протокола об административном правонарушении произведено с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 марта 2008 года по делу N А76-773/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-773/2008
Истец: ООО "Стройальянс"
Ответчик: Управление миграционной службы РФ по Челябинской области
Третье лицо: ООО "ЮжУралСтройМонтаж", ОАО "Квартал"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2427/2008