г. Челябинск |
|
"15" апреля 2008 г. |
Дело N А47-10383/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2008 года по делу N А47-10383/2007 (судья С.Г. Федорова),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ринг-напитки" (далее - заявитель, ООО "Ринг-напитки", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Оренбургской области, управление) от 06.12.2007 N 3536 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области 04.02.2008 года по настоящему делу требования удовлетворены.
УФАС по Оренбургской области не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его по следующим основаниям. Считает, что решение принято с нарушением норм материального права.
ООО "Ринг-напитки" имело представление о какой рекламе идет речь, что подтверждается их имеющимся ответом, где указано, что декоративная драпировка, которая содержит признаки рекламы демонтирована.
Оренбургским УФАС России установлен факт наличия и распространения ненадлежащей рекламы в виде наружной рекламы алкогольной продукции Обществом с ограниченной ответственностью "Ринг - напитки".
Факт размещения и распространения наружной рекламы алкогольной продукции обществом на внешней стене здания по адресу: г. Орск, пр-т. Ленина, д. 45 подтверждается материалами дела.
Наружная реклама алкогольной продукции до 07.10.2007, размещалась и распространялась на внешней стене здания, в котором расположен магазин "Напитки" по адресу: г. Орск, пр-т. Ленина, д. 45, который в соответствии с лицензией от 10.03.2006 является торговым объектом ООО "Ринг - напитки", рекламируемая алкогольная продукция продается в указанном магазине. Рассматриваемая реклама является наружной, поскольку имеет стабильное территориальное размещение, монтируема и расположена не внешней стене здания, в местах предназначенных для окон (на оконных проемах) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (полотна имеют твердый каркас (прибиты к дощечкам), которые прикреплены к внешней стене здания).
Моментом выявления совершения административного правонарушения является 22 ноября 2007 года, поэтому нарушений при составлении протокола об административных правонарушениях не допущено.
УФАС надлежаще уведомило директора общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, уведомление получено представителем по доверенности общества.
Дополнительно факт передачи уведомления посредством факсимильной связи в общество подтверждается расшифровкой телефонных переговоров по телефону 77-80-70 (факс Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области) за расчетный период Ноября 2007 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.12.2005 ИФНС по Оренбургской области г.Орска внесена запись в ЕГРЮЛ об ООО "Ринг-напитки" за основным государственным регистрационном номером 1055614081951, о чем выдано свидетельство серии 56N 002241773 (л.д. 69).
01.08.2007 Управление по торговле и наружной рекламе администрации города Орска обратилось к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области за разъяснением о соответствии наружной рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. К заявлению прилагалась фотография внешней стены здания, расположенного по адресу: г. Орск, пересечение пр. Ленина с ул. Суворова, магазин "Напитки", на окнах которого установлены щиты, содержащие изображение шести бутылок с этикетками алкогольной продукции.
Письмом от 13.08.2007 Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области известило Управление по торговле и наружной рекламе администрации города Орска о том, что представленное изображение антимонопольный орган расценил как рекламу, содержащую признаки нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе", т.е. являющуюся ненадлежащей рекламой.
04.10.2007 в адрес генерального директора ООО "Ринг+" административным органом направлено требование о предоставлении документов необходимых для осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе в отношении магазина, расположенного по адресу: г. Орск, пр. Ленина, 45.
25.10.2007 ООО "Ринг-напитки" представило запрашиваемый пакет документов с приложением фотографии внешней стены задания, в котором располагается магазин "Ринг-напитки" по адресу: г. Орск, пр. Ленина. 45. Дополнительно общество пояснило, что по состоянию на 07.10.2007 внешняя декоративная драпировка окон магазина "Ринг-напитки" не содержит изображения алкогольной продукции, предыдущая декоративная драпировка была демонтирована.
06.11.2007 УФАС по Оренбургской области составлена служебная записка на имя руководителя Службы о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО "Ринг-напитки".
08.11.2007 определением N 3226 в отношении ООО "Ринг-напитки" возбуждено производство по делу N 07-17-25/2007.
26.11.2007 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ринг - напитки" в отсутствии представителя общества составлен протокол N 33 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении рассмотрения дела на 05.12.2007 на 12 час. 00 мин.
05.12.2007 вынесено постановление N 07-18-33/2007 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление N 07-18-33/2007 от 05.03.2007 незаконным ООО "Ринг-напитки" обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из не доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.
Доказательства, на которые при этом ссылается административный орган, в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны соответствовать критериям относимости, допустимости и достоверности.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований (т.е. состава правонарушения), но и соблюдение установленного законом порядка фиксации доказательств и процессуального порядка привлечения к ответственности.
На основании ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Судом первой инстанции правомерно установлено и подтверждается материалами дела, что административным органом не представлены доказательства фиксации совершенного правонарушения, поскольку при принятии решения о признании рекламы ненадлежащей административный орган руководствовался имеющимися у него фотоснимками внешней стены магазина "Напитки", приложенной к запросу Управления по торговле и наружной рекламе администрации города Орска о соответствии изображения требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
Доводы представителя общества о том, что снимки, приложенные к запросу, были сделаны в ходе согласования проекта рекламы магазина "Напитки" и фактически не были размещены, материалами дела не опровергнуты.
Письмом от 25.10.2007 ООО "Ринг-напитки" поставило Управление в известность о том, что спорная реклама не располагается на внешней стене магазина "Напитки" с приложением фотографий содержащих иное изображение.
В настоящем случае материалы дела не позволяют установить время и место совершения правонарушения, обстоятельства, при которых сделаны снимки положенные в основу принятия решения о признании рекламы ненадлежащей и на основании этого возбуждение дела об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что, факт размещения рекламы алкогольной продукции на внешней стене торгового объекта ООО "Ринг-напитки" не подтверждается документальными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении также не содержит фактических данных об обстоятельствах события административного правонарушения, ссылок на иные документы, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения по ст. 14.3 КоАП РФ. Сведения, необходимые для разрешения дела не отражены и в постановлении о привлечении к административной ответственности, что противоречит п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Привлекая общество к ответственности административный орган в качестве доказательств принял во внимание лишь факт несоответствия имеющегося в делах изображения алкогольной продукции требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", не зафиксировав надлежащим образом и не доказав принадлежность, а также не проверив фактическое размещение данной рекламы.
Обоснован также вывод суда о наличии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые повлекли принятие незаконного и необоснованного постановления.
22.11.2007 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в присутствии представителя ООО "Ринг-напитки" вынесено решение N 3533 о признании наружной рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения на внешней стене и конструктивных элементах (на оконных проемах) здания ненадлежащей и передаче материалов дела N 07-17-25/2007 уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Административный орган письменно уведомил ООО "Ринг-напитки" о времени и месте его составления посредством факсимильной связи на 26.11.2007. Сообщение было принято лицом, представившимся секретарем ООО "Ринг-напитки".
В подтверждение соблюдения требований ст. 28.2 КоАП РФ административный орган представил копию факсограммы, расшифровку телефонных переговоров, журнал исходящей корреспонденции, направляемой факсимильной связью, из содержания которого следует, что факс, адресованный ООО "Ринг-Напитки" был получен 23.11.2007 Барановой Л.М.
Между тем, представленные заявителем документальные доказательства (копия трудовой книжки Барановой Л.М., копия трудового договора) не позволяют признать извещение лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим, поскольку Баранова Л.М. не являлась работником ООО "Ринг-напитки", либо лицом, уполномоченным обществом на получение корреспонденции.
Одновременно с этим, согласно части 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, допускаются в качестве доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным актом или договором. Однако порядок отсылки извещений правоустанавливающими органами не разработан, а соглашение сторон об обмене информацией с помощью факсимильной связи отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства должны быть выполнены в такой форме, которая позволяет установить их достоверность. Отметка об успешной передаче факса не гарантирует того, что полученный в результате такой передачи текст полностью соответствует отправленному и получен заявителем. Общество утверждает, что не получило факсимильного уведомления, суд не имеет процессуальной возможности установить достоверность доказательства, представленного УФАС.
Доказательств иного извещения ООО "Ринг-напитки" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении, являющийся в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ основным доказательством по делу об административном правонарушении содержит неустранимые нарушения.
Судом первой инстанции правомерно сделаны выводы о том, что в нарушение п. 4 ст. 210 АПК РФ административным органом не доказаны в установленном законом порядке обстоятельства, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, а также допущены существенные процессуальные нарушения, соответственно обоснованно признано незаконным и отменено оспариваемое постановление от 05.12.2007.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2008 года по делу N А47-10383/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10383/2007
Истец: ООО "Ринг-напитки"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1932/2008